Правительство пересчитает все сбережения украинцев
После того как депутаты и чиновники высшего ранга заполнили свои электронные декларации и им за это ничего не было, они решили взяться за проверку финансового состояния всех украинцев.
В определенной мере этому поспособствовали принятые в "бюджетную ночь" законопроекты, вносящие правки в том числе и в налоговый кодекс.
Однако, в основном проверка карманов украинцев состоится благодаря другим двум событиям, произошедшим в конце прошлого года: национализации ПриватБанка и постановлению НБУ о снижение граничной суммы наличных расчетов.
В принципе, это и есть те три основные драйвера, которые в полной мере смогут помочь компетентным органам "заглянуть под матрацы" населения страны. Теперь остановимся на каждом из них поподробнее.
Слава Украине и всего нам наилучшего, успехов. Ура!
21 декабря уже прошлого года на вечернем, а по факту - ранне-утреннем заседании, Верховная Рада Украины в 4:52 все-таки приняла основную смету, по которой страна будет жить весь следующий год. Во всяком случае, если не окажется, что цифры, заложенные в Госбюджет-2017, мягко говоря, далеки от реальности. Но, учитывая радость Премьер-министра Владимира Гройсмана, которую он выразил прямо в зале заседаний парламента и то, что он уже успел дать основной смете страны имя "Людоцентричная", скорее всего, особых надежд на ее пересмотр пока нет.
Но дело даже не в самом бюджете и в его доходной и расходной частях, а в том, откуда в этих разделах главной сметы страны появились именно такие цифры, которые там появились. Этого не могло случится, если бы прежде не были приняты три законопроекта: № 5130, № 5132 и № 5368, за которые, собственно, и шел основной торг. Поскольку, грубо говоря, эти нормативно-правовые акты и позволят в полной мере обеспечить в следующем году постоянный приток денег в казну.
В основном увеличение доходной части госбюджета базируется на росте поступлений НДС, НДФЛ, ренте и акцизе. Вообще НДС – важнейший налог в финансовой системе Украины, дающий около 40% всех доходов бюджета. Правда, подробнее о нем мы поговорим немного далее. Вторым по "прибыльности" для бюджета является налог на доходы физлиц. В связи с нововведениями в законодательстве именно здесь и ожидается основной рост доходной части бюджета.
5130
И поможет в этом на первый взгляд ни чем не примечательный закон со скромным названием "Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України", который в итоге и стал тем самым переломным моментом украинской истории, с легкостью закрепившим за населением обязанность зарабатывать минимум 3200 гривен в месяц, а за работодателем – платить с этих денег налоги. Правда, как мы все уже знаем, согласно задекларированной в этом же законе тарифной сетки, такую обязанность не возложат на бюджетников. Их уравняют в правах и позволят получать оклад, привязанный к прожиточному минимуму.
При этом, что интересно, закон прописан таким образом, что хочешь не хочешь, но если ты "частник", то 3200 – платить обязан. Эта норма, кстати, коснулась и частных предпринимателей-"упрощенцев". Если раньше они имели возможность не платить единый социальный взнос в месяц, в который не получали прибыль, то сейчас эта выплата стала не просто обязательной, она еще и выросла в 2 раза.
Это привело к том, что украинцы начали массово закрывать свои ФЛП. После подписания закона (27 декабря 2016) их количество по всей стране сократилось почти на 11 000.
5132
Этот закон "Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких законодавчих актів України щодо забезпечення збалансованості бюджетних надходжень у 2017 році" стал своеобразной ресурсной базой для бюджета 2017. Кроме всего прочего, он закрепил повышение акцизов, дал право и обязанность ГФС формировать и вести Реестр получателей бюджетной дотации для развития сельхозпроизводителей, обязал внедрить Электронную систему проверки показателей, которые связаны с определением оценочной стоимости объектов налогообложения, чтобы "улучшить" налогообложении доходов физлиц от продажи недвижимости. Но самое главное: он привязал ставки налогов к минимальной заработной плате. Той самой. Новой. Выросшей в два раза.
5368
Этот закон "Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо покращення інвестиційного клімату в Україні", принятый всё в ту же бюджетную ночь, в основном коснулся регистрации налоговых накладных, введя, по мнению некоторых экспертов, еще более очевидную коррупционную составляющую.
Относительно небольшая "перемога" касательно этого закона заключается в том, что из него изъяли норму о передаче "баз данных и информационных ресурсов от ГФС Украины центральному органу исполнительной власти, обеспечивающему формирование и реализацию государственной финансовой политики (это о Министерстве финансов. - Прим. ред.), или государственному предприятию, отнесенному к сфере его управления".
Пока все спали
В итоге, несмотря на то, что полноценную налоговую реформу никто вводить не собирался, во избежание волнений, необходимые модификации законодательства провели тихо и спокойно под эгидой принятия бюджета. А чтобы ни у кого не было особо много свободного времени для выражения недовольства, большинство нововведений уже заработало (с 1 января).
Описанные выше законы, принятые на исходе года, довольно однозначно описывают, каким именно образом власть имущие стремятся пополнить бюджет. По всему видно, что основной груз реформ, как всегда, ляжет на плечи "пересичного" гражданина. И это касается не только НДФЛ или ЕСВ, которые платятся прямо из дохода. Дело в том, что и другие налоги, такие как НДС или акцизные сборы, по факту также платит сам конечный потребитель в составе цены приобретаемых товаров или услуг.
Не получилось ввести нулевое декларирование – получите лимит
Понятное дело, когда кто-то начинает понимать, что все проблемы государственного бюджета, включая расходы на содержание депутатского корпуса и остальных частей депутатской тушки, ложатся непосильным грузом на его плечи, на которые уже водрузили тарифы и АТО, он начинает задумываться о том, чтобы как-то обойти эти обязательства. Таким образом, как бизнес, так и физлица пытаются по возможности глубже уйти в тень.
Но не тут то было. Позаботилось государство и о тех, кто думает, что они смогут работать по-серому и расплачиваться наличными. С первого числа этого года заработало очередное постановление НБУ, сократившее норму расчета с помощью наличных средств в 3 раза. Более того, за расчеты наличными на сумму больше 50 тысяч гривен Нацбанк обещает карать штрафом до 17 тысяч гривен.
По словам директора Украинского аналитического центра Александра Охрименко, соответствующее нововведение с большой степенью вероятности может стать первым шагом на пути к нулевому декларированию доходов граждан Украины, которое вот уже который год намерено провести нынешнее руководство страны.
"Внося на банковский счет сумму больше 150 тысяч гривен сейчас надо объяснить, где вы взяли эти деньги. В будущем придется объяснять, где взяли деньги на покупки стоимостью свыше 50 тысяч. Если человек не сможет объяснить, то должен будет заплатить налоги, как с обычного дохода. Это шаг к введению всеобщего декларирования доходов. Государство сможет контролировать не только доходы, но и расходы", - утверждает Охрименко.
Национализация приватности
Конечно, найдутся скептики, которые скажут, что в нашей стране не существует механизмов, которые позволят НБУ контролировать все покупки. В каком-то смысле они правы. Во всяком случае, до недавнего времени многие мелкие да и средней величины частные предприниматели также думали, что их движения по счету надежно хранятся в тайне.
Так было до национализации ПриватБанка, через который проходила если не большая, то значительная часть взаиморасчетов между физическими и юридическими лицами. Если учесть, что теперь эта информация уже отошла в собственность государства и компетентных ведомств, поневоле начинаешь понимать, что кто-кто, а обычный украинец вскоре окажется в ситуации, когда государство сможет до копейки посчитать его финансовое положение и "если что" - изъять излишки.
Перспективы роста хлеще
Как бы там ни было, на сегодняшний день не до конца понятно, каким образом будет развиваться ситуация с наполнением государственного бюджета. Не понятно и то, как, с помощью существенного увеличения фискального давления и последующего уничтожения малого и среднего бизнеса, правительство собирается взращивать ВВП. Одно понятно точно, что пока что одной из наиболее вероятных моделей развития такого сценария станет модель постепенного превращения Украины в Беларусь – страну, где преимущественное количество предприятий принадлежит государству. Вот только работники этих учреждений получают заработную плату совсем не по той тарифной сетке, которую предложили нашим бюджетникам.
Подобное мнение высказал и Александр Охрименко: "Это только начало. При таких налогах и проверках бизнес будет просто закрываться или разорятся. В конечном итоге в Украине будет только один бизнес - он же одна большая компания, которая будет делать реформы и работать ради людей и ради Героев Майдана".
Хотя в краткосрочной перспективе нас, скорее, ожидает пока только рост безработицы, как в частном, так и в государственном секторе.