Экс-министр Анатолий Гриценко: Мы коснемся дна, мощно от него оттолкнемся и пойдем вверх
«Серпентарий «любих друзів» крепок и един, но лишь до поры до времени. Чем слабее становится король, тем быстрее крысы бегут подальше от властного «Титаника»
Несмотря на непростую ситуацию в стране, бывший министр обороны Украины и экс-народный депутат Анатолий Гриценко отмечает, что Украина переживала и более сложные моменты. «И сейчас поднимемся. Нужны концентрация усилий и доверие», – рассказывает политик.
Тем временем доверие к власти потеряно. Причина этого, по словам Гриценко, кроется в ее ненасытности и профессиональной неспособности. Неидеально все, добавляет экс-министр, и в высших политических кругах, в том числе, между президентом и Верховной Радой. «Серпентарий «любих друзів» крепок и един, но лишь до поры до времени», – объясняет политик.
Подробнее о том, чем украинцы могут поплатиться за ошибки высших политических чинов, и том, почему 2017-й год может стать для Украины решающим, в интервью FaceNews рассказал Анатолий Гриценко.
Две ключевые проблемы – коррупция и непрофессионализм власти
Анатолий Степанович, ситуация в стране, мягко говоря, непростая – оккупация, военные действия, сложное экономическое положение. Все чаще звучит фраза, что у Украины нет стратегии. И параллельно общество сотрясают, например, электронные декларации, в которых мы видим колоссальное богатство части политиков. Как Вы расцениваете сегодняшние украинские реалии?
Ситуация действительно сложная на многих направлениях. Страна потеряла часть территории, огромные ресурсы, больше миллиона людей являются беженцами. Каждый день наших солдат и гражданских убивают или ранят. Национальная валюта обвалилась больше, чем в три раза, потеряно доверие к власти – из-за ее ненасытности, коррумпированности и профессиональной неспособности. В завершение, Украина как государство не из-за народа, а из-за власти упоминается в мировой прессе только в связке с такими словами как оффшоры, слепые трасты, коррупция.
То есть ситуация очень сложная. Но Украина переживала намного более сложные ситуации. Еще живы люди, которые помнят послевоенный период, когда страна лежала в полной разрухе, когда погибли миллионы, не было света, дорог, школ, университетов, все было разрушено. Мы смогли подняться. И сейчас поднимемся. Нужны концентрация усилий и доверие.
Вижу две ключевые проблемы – это коррупция и непрофессионализм власти. Отсюда и отсутствие стратегии. Власть не смотрит на два шага вперед, она смотрит либо под ноги, либо тушит пожары вчерашнего дня. Мы видим это везде: в Княжичах, где силовики убивают силовиков, «пленки Онищенко», которые вскрыли всю эту гниль и коррумпированность.
Вы вспомнили электронные декларации, это очень болезненная и грязная тема. Люди подозревали, что во власти набивают карманы, а не работают как государственные менеджеры. Теперь увидели воочию и ужаснулись, когда депутаты, министры, президент раскрыли если не все, то большую часть кем-то заработанного, а большинством – наворованного.
Суммы наличности у чиновников просто ошарашили людей. Когда они видят депутата, который нигде толком не работал, а дома у него лежат миллионы долларов кэшем, это не может иметь разумного морального пояснения. Когда они видят президента, у которого в декларации многостраничный перечень компаний и оффшоров… Во-первых, почему президент продолжает работать бизнесменом и владеть предприятиями? Во-вторых, откуда все эти миллиардные богатства у Петра Алексеевича Порошенко, ведь он с 1998 года был государственным чиновником в разных ипостасях – от министра экономики, министра иностранных, секретаря СНБО до народного депутата и президента? Сплошные ложь и фальшь.
Это бесит людей, потому что они не могут позволить себе купить нормальную еду, лекарства, не могут учить и развивать своих детей. Этот разрыв между аморальным богатством власти и миллионами людей, опускающихся в пропасть нищеты, на самом деле, очень взрывоопасен.
Люди должны осознать себя гражданами, народом, а не населением
Звучит несколько вариантов, как можно выйти из этой взрывоопасной ситуации. Вероятно, чаще всего говорят о перевыборах. Однако, как отмечает Сергей Лещенко, без нового закона роспуск парламента не имеет смысла. Как Вы относитесь к перспективе перевыборов, и могут ли они что-то решить?
Если власть непрофессиональная, вороватая, коррумпированная, и из-за нее страна теряет, то вывод очевиден – такую власть нужно менять. Дальше стоит вопрос о механизмах смены власти. Он может быть мирным, спокойным – путем перевыборов, и немирным, неспокойным – скажем так, путем Майдана. Я поддерживаю спокойный вариант смены власти, без катаклизмов – досрочные выборы.
Понятно, почему власть не хочет выборов. Рейтинг президента обвалился, равно как и уровень поддержки его политической силы. Рейтинг «Народного фронта» – партии, победившей по спискам на выборах, близок к нулю. Ясное дело, они не получат в новом парламенте, а значит, и в правительстве, того представительства, которое имеют сейчас. Они не хотят выборов. И при этом не хотят умерить хватательные рефлексы, патологическую жадность. Так долго не может продолжаться, всему есть предел.
Но Вы правы, качество новой власти зависит от закона о выборах. Его нужно менять. Кто это должен сделать? Парламент и президент, ведь они нам это слезно обещали.
Петр Порошенко в своей избирательной программе кандидата в президенты записал, что будет закон о выборах на пропорциональной основе с отрытыми списками. Это обязательство президента. Сказал – сделал? Или сказал, не сделал, передумал? Тогда, скажем прямо, болтун? Может, хватит уже врать?
Дальше – парламент. Парламентская коалиция 21 ноября 2014 года подписала коалиционное соглашение. Там четко указано: пропорциональный закон о выборах по открытым спискам. Два года прошло. Выполняйте обещанное людям.
Почему это необходимо? Нужно отсечь коррумпированную мажоритарную составляющую, когда половина парламента избирается в округах. Они в большинстве своем покупают округа, и мы видим, как потом ведут себя в Раде. Онищенко купил округ, Лесик Довгий купил округ, дальше все остальные «березенки», ставшие депутатами, даже не живя в своем округе… Поэтому закон о выборах действительно нужно изменить.
Но я был бы неискренен, если бы не сказал, что измениться нужно и людям. Люди должны осознать себя гражданами, народом, а не населением. Если они продают голоса за гречку, деньги, зная, что это подло, аморально, идет в разрез с божьими заповедями – для кого какой аргумент важнее, а потом, через три дня после выборов звонят: «Пане Гриценко, допоможіть, скликайте Майдан, бо влада злочинна», то кто же такую власть избрал?
Людям нужно в конце концов осознать свою ответственность. Сейчас, увидев электронные декларации, панамские оффшоры, слепые трасты, провалы во внешней политике, экономике, «любих друзів» вокруг президента, мне кажется, из тех более чем 54%, подержавших Порошенко в мае 2014-го, большинство людей чувствуют себя преданными, для них это больно. Через эту боль нужно пройти, сделав правильные выводы, чтобы на следующих выборах голосовать ответственно, не верить в сказки и не поддаваться манипуляциям. Тогда при соединении нового избирательного закона и нового ответственного гражданина качество власти будет другим.
И последнее – уже порядком поднадоевший аргумент власти, дескать, «нельзя проводить выборы в период войны, это план Путина, Кремля, ФСБ, «Шатун». Все это ложь и фальшь. Люди ведь помнят, что в 2014 году была более интенсивная война, чем сейчас, и в тот период пошли на проведение и президентских, и парламентских выборов. Ясно одно: обновления власти боится лишь сама власть, утратившая доверие людей.
«Пленки Онищенко» замолчать или заговорить нельзя. Это очень серьезно
Тень на Петра Порошенко не может не бросать и ситуация с «пленками Онищенко», который заявил, что не только владеет компроматом на президента Украины, но и передал его США. Как Вы оцениваете ситуацию с этими записями, и каких последствий ожидаете?
Этот скандал с пленками не останется без последствий, и, к сожалению, за ошибки президентов везде и всегда расплачиваются страны и народы. О том, что в парламенте по команде президента организовывают нужные ему голосования, в том числе, с подкупом депутатов, то, что новые депутаты входят в состав фракции БПП, когда нужно, что отжимается бизнес, и кое-кого заставляют доплатить, знали многие. Кое-кто об этом говорил публично, даже в парламенте. Потому «пленки Онищенко» – это просто подтверждение тотальной коррумпированности в верхних эшелонах, к тому же теперь уже переданное правоохранительным органам США.
Показания Онищенко должны быть изучены и расследованы в интересах страны, несмотря на тот факт, что сам Онищенко является преступником. Он признался, что был соучастником преступления, что по указанию президента организовывал скупку голосов 70 депутатов. Онищенко утверждает, что присутствовал при разговорах, где президент «отжимал» чужой бизнес, и записывал их.
Давайте самого Онищенко как фигуру нелицеприятную пока отодвинем в сторону, но вот факты, зафиксированные и озвученные им, мы не имеем права оставить без внимания. Соучастники преступлений, будь то депутаты, министры или президент, должны быть названы и наказаны.
НАБУ уже возбудило уголовное производство по статье 368 «отримання непровомірної вигоди». У меня вопрос – почему это преступление не было квалифицировано и по статье 369, то есть не только получение, но и дача взятки. Ведь не бывает односторонней взятки. Если были люди, которые взятки получали, то были и люди, которые их давали. И поскольку в своих публичных заявлениях Онищенко указывает на первое лицо в стране, на Петра Порошенко, то выглядит так, что НАБУ заведомо выводит за скобки фигуру президента, даже косвенно остерегается потревожить Банковую.
Мы знаем, что когда создавались НАБУ и другие антикоррупционные органы, Порошенко дал добро на их создание при одном условии, что он как президент не будет им подследственен. То есть формально НАБУ не имеет право возбуждать какие-то уголовные производства против президента.
Но в связи с «пленками Онищенко» у меня вопрос – а что, НАБУ заранее знает, что президент был главным взяткодателем? Вы следователи, вы возбуждаете производство по факту. А вдруг окажется, что не все взятки давал Порошенко, а кто-то еще из его окружения? Вы сначала честно проведите следствие, и если вы его завершите и единственным фигурантом, кто организовывал коррупцию в стране, окажется Порошенко, вот тогда и скажете всей стране: «Все, дальше мы двигаться не можем, на этом полномочия НАБУ закончены. Теперь пусть общество решает, как с этим жить и что делать». И решение будет найдено. В таком случае президент уже не сможет быть главой государства. Наверное, он тоже попытается бежать из страны, вот только куда? В Липецк? В Израиль?
Поэтому «пленки Онищенко» замолчать или заговорить нельзя. Это очень серьезно. Серьезно еще и по той причине, что они переданы другому государству, мы уже точно знаем, что Америке.
С точки зрения суверенности государства, ответственности первого лица, его способности принимать самостоятельные и нужные стране решения, это огромная угроза, когда президент Украины находится «на крючке» у спецслужб других государств. Любых государств, поскольку даже в отношениях с Америкой есть вопросы, по которым наши интересы могут расходиться, и президент нашей страны, мы так хотим и надеемся, должен отстаивать интересы Украины.
Когда власть у других государств «на крючке», что угодно может быть
Вы говорите, что за ошибки президента платить буде страна. Чем в итоге страна может заплатить и за панамские оффшоры, и за декларации, и за «пленки Онищенко»?
Краткий ответ – пока твердо не знаю, но могу догадываться. Пример, который уже стал публичным. Во время последней поездки в Брюссель Порошенко пообещал европейцам, что Украина снимет мораторий на экспорт леса-кругляка в Европу. Сам Порошенко нам об этом не сказал, об этом сказал один из руководителей ЕС господин Юнкер. И спасибо журналистам, которые зафиксировали эти слова и донесли обещание, данное Порошенко в закрытом режиме, до украинских граждан.
Что это означает? Что Порошенко предал интерес Украины, что готов и дальше уничтожать леса в Карпатах и не только, готов уничтожать деревообрабатывающую и мебельную промышленность в Украине, что мы будем терять рабочие места, будет падать уровень экологической защиты, значит и здоровье наших граждан. Вот Вам один пример действия президента вразрез с интересами своей страны. Я надеюсь, что парламент остановит это «обещание» президента.
Какое еще решение, противоречащее нашим интересам, может принять подвешенный «на крючок» спецслужб Порошенко? Любое. Минск-1, Минск-2. Это фактически, акты капитуляция Украины с принятием всех условий, которые выдвинул Путин. Почему Порошенко так поступил? Испугался? Его шантажировали? Переживал за свой бизнес в Липецке и Севастополе?
Когда власть у других государств «на крючке», что угодно может быть. Сегодня она разрешит экспорт леса-кругляка. Завтра попросят, и она разрешит экспорт человеческих органов? Знаю твердо: президент не должен быть связан никакими подковерными договоренностями, коррупционными связями с другими государствами и их спецслужбами. Президент не может быть «на крючке». Иначе он не президент, а марионетка в чужих руках.
Чем слабее становится король, тем быстрее крысы бегут подальше от властного «Титаника»
Все же Украина – парламентско-президентская республика. По идее Верховная Рада должна контролировать президента. Видите сейчас среди депутатов ресурсы, а главное – желание такого контроля?
Многие ошибки, сделанные по той или иной причине президентом, такое возможно и такое было при всех президентах, должны и я чувствую, что будут исправляться парламентом при всех его недостатках. Если сегодня Порошенко настоит на принятии закона об «особом статусе», введении этой поправки в Конституцию, то он не получит трехсот голосов.
Если сейчас Порошенко начнет давить на парламент, чтобы выполнить обещание, данное в Брюсселе, касательно экспорта леса-кругляка, то этот вопрос не пройдет или так взбудоражит общество, что Порошенко сам потом испугается и не подпишет даже принятый парламентом документ, если продавит его.
То есть парламент уже становится демпфером – гасителем колебаний, исходящих от президента. Это происходит, в том числе, и по личностным причинам. Например, тему «пленок Онищенко» всячески пытается замять президент, но ее всячески поднимают союзники президента из «Народного фронта». Потому что правда, что по указанию Порошенко была организована кампания по медийной травле Яценюка. Я считаю, что Яценюка давно нужно было уволить с поста премьера и даже посадить, и я указал в своих показаниях прокуратуре, по каким статьям, но организация медийной травли со стороны союзника – это подло и мерзко. По этой и по многим другим причинам, чем дальше, тем меньше будет у президента поддержки в парламенте.
Поэтому я бы не ставил на парламент только черную отметину. В некоторых случаях он сможет удерживать ситуацию из разных, в том числе, шкурных соображений. Кто-то не хочет переизбираться, кто-то обижен, кто-то не договорился с президентом. Тот же Онищенко – если бы не начали давить на его собственный бизнес, он бы и дальше оставался молчаливым соучастником преступления, как до этого, правда ведь?
А те, кто сейчас выполняют ту же роль, что ранее была закреплена за Онищенко? Пока молчат, но если затронут их личные интересы, могут появиться новые «пленки». Серпентарий «любих друзів» крепок и един, но лишь до поры до времени. Чем слабее становится король, тем быстрее крысы бегут подальше от властного «Титаника».
Попытка ликвидировать лишь депутатскую неприкосновенность обречена на провал
О тех, что бегут. Уже несколько депутатов успели покинуть страну до снятия с них неприкосновенности. Тот же Онищенко. Так, в парламенте снова заговорили о том, что делать с депутатским иммунитетом. Кто-то говорит, что нужно упростить процедуру ее снятия, кто-то – что убрать в принципе. При этом есть версия, что ликвидация неприкосновенности может стать началом избирательных гонений. Что на этот счет думаете Вы?
В стране не должно быть ни единого должностного лица, которое имеет неприкосновенность, позволяющую уходить от ответственности за совершенные преступления. И ключевые слова здесь – «ни единого». В моей президентской программе было записано – лишить неприкосновенности всех, кто ее имеет, то есть президента, депутатов и судей. Да, у них должны быть особые условия работы, они должны быть защищены. Судей нужно защищать из-за решений, которые они принимают, отправляя преступников за решетку. Президент тоже принимает непростые решения, всегда есть и будут недовольные. Депутаты голосуют открыто и должны иметь право говорить открыто то, что многим против шерсти, потому что они представляют интересы людей и были избраны. Но в отношении уголовных преступлений – никакого иммунитета.
Попытка ликвидировать лишь депутатскую неприкосновенность обречена на провал. Причины указаны в Вашем вопросе, потому что сейчас под президентом силовой блок, прокуратура. Через манипуляции с членами конкурсной комиссии в сферу прямого влияния может попасть и Государственное бюро расследований.
Потому против депутата, который приведет факты, которые бьют по президенту, немедленно начнется травля. Например, Лещенко. Он что, коррупционер номер один? Нет, но первое производство, которое начал антикоррупционный орган при Кабмине, оказалось связано с Лещенко. Кто-то ворует у страны миллиарды, а тут квартира. О чем вы говорите?
Избирательность, а значит несправедливость правоохранительной системы, в нынешних условиях исключает голосование парламента за лишения самих себя неприкосновенности. Все они будут и дальше обещать, но законопроект не пройдет. И Парубий это хорошо знает. Напомню, в нынешнем парламенте голосовался законопроект о лишении неприкосновенности. Он прошел первое чтение, Конституционный суд. Пускай Парубий завтра поставит на голосование, я уверен – точно не пройдет. Придумают сотни причин.
Исходя из этого, вопрос нужно решать в комплексе, лишать неприкосновенности сразу всех. Но этого не хочет Порошенко, как до этого не хотел Янукович.
Не так давно парламент снял неприкосновенность с Вадима Новинского. Параллельно Александр Ефремов, как минимум, до 22 января остается под стражей. И Новинского, и Ефремова принято причислять к условной группе «регионалов», которые, очевидно, ассоциируются с режимом Виктора Януковича. Вы верите, что это реальная борьба с «регионалами»?
Ответ будет из двух частей. Во-первых, нужно ли привлекать к ответственности членов команды Януковича, равно как и самого Януковича, за совершенные преступления? Нужно. Вторая часть ответа состоит в том, что закон должен быть законом всегда и везде, и если мы видим, а мы видим, что после Майдана новая команда совершает не менее тяжкие преступления, то ждать пока она станет «папєрєдніками» и привлекать ее к ответственности только после смены президента, неправильно.
Любой, совершив преступление, должен немедленно за него ответить перед законом, независимо от партийного окраса, должности, любых других факторов. Тогда у людей будет ощущение справедливости. Если этого нет, если «любих друзів» предыдущего президента будут привлекать к ответственности, что правильно, но не будут трогать «любих друзів» нынешнего президента, то вы никогда не убедите граждан, что это справедливое правосудие. Но даже по отношению к экс-регионалам власть действует избирательно, не по закону, а в ручном режиме.
Парламент лишил неприкосновенности Вадима Новинского, хотя и без того он исправно ходил в ГПУ, давал показания, заявлял: докажете – судите. Вроде все ясно и логично. Но ощущения полной справедливости все равно нет. Почему? Потому что рядом избирательность, ручной режим, подковерные «договоренности» с властью.
Геннадию Кернесу, мэру Харькова вменяют состав преступления похлеще Новинского. И? Суд по Кернесу многократно откладывается и переносится. Кернесу позволили участвовать в выборах, стать мэром города-миллионника. Как видим, даже по отношению к членам команды Януковича правосудие неодинаково, избирательно, а значит, несправедливо.
Тот же Онищенко прямо говорит, что Порошенко помог ему обойти закон и стать депутатом незаконно. Еще до парламентских выборов 2014 года журналисты писали, что Онищенко и ряд других кандидатов не имеют права баллотироваться, потому что в течение года они отсутствовали в стране большее количество дней, чем позволяет закон. Они фактически не жили в Украине. И если бы в стране были неподкупный суд и неподкупная ЦИК, то Онищенко не стал бы депутатом. Но он стал. Как? Сейчас он говорит, что заплатил 6 миллионов долларов и по звонку президента его зарегистрировали. А как же закон? Власть провоцирует, чтобы все несли ей по 6 миллионов? Это правовое государство?
Государство должно выполнить для граждан две функции – безопасность и справедливость. Остальное люди сделают сами. Безопасность сами граждане не могут обеспечить, иначе им нужно вооружаться, создавать свои армии.
Точно так же функция справедливости. Даже линия забора между участками в селе, когда соседи не могут договориться, кто-то третий должен указать, где она проходит, то есть должна быть какая-то справедливая и уважаемая государственная институция. А когда базовые вещи – защита собственности, защита прав, защита жизни под вопросом, то есть когда государство не выполняет свои базовые функции, тогда граждане такого государства боятся и многие бегут в другие страны.
У меня такое ощущение, что 2017-й год будет для Украины переломным
Недавно на одном из митингов я наблюдала за группой людей, которые были убеждены, что военный переворот может спасти страну. Понятно, что эту идею, если и исповедуют украинцы, то точно не большинство, однако настораживает уже тот факт, что она есть. Как непростая ситуация в стране, по Вашему мнению, может развиваться дальше, и что необходимо сделать, чтобы страна двигалась в направлении светлого будущего?
Мы сейчас находимся на сложном и ответственном рубеже, который таит в себе угрозы, но и открывает возможности. Я верю в возможности и их реализацию. При всех негативных последствиях все эти оффшоры, слепые трасты, минские капитуляции, накопительство, декларации, пленки постепенно меняют сознание людей, заставляют их серьезно думать о себе, своих детях, будущем, смотреть чуть дальше, и в конце концов это заставит людей стать гражданами. Есть у меня такое ощущение.
Возможен ли силовой или конфликтный вариант? Возможен. Может ли власть этого избежать? Может. У власти достаточно инструментов, чтобы ловить сигналы тревоги, недовольства людей на самых ранних этапах и не допускать до точки кипения.
При всем разворовывании мы все-таки богатая страна, и у власти есть необходимые рычаги, чтобы снимать напряжение там, где оно возникает. Власть может разобраться в тарифах, сделать их справедливыми, может заставить платить налоги тех, кто их до сих пор не платил, прикрыть схемы, по которым вытягивают миллиарды, если почувствует, что эти миллиарды не сможет вывести, потому что по дороге догонят и убьют, не ожидая суда.
Власть, разумная ее часть, уже начинает ощущать, что новая власть, которая придет ей на смену, будет вынуждена жестоко карать. Для того, чтобы не допустить самосуда и восстановить справедливость, придется брать самых оголтелых за горло. Даже если новая власть не очень будет того хотеть, она обстоятельствами и настроем общества будет вынуждена это сделать, продемонстрировав тем самым свою способность выполнить функцию справедливости.
Убежать и спрятаться преступникам становится все трудней. Тем, кто замешан в махинациях с американскими или европейскими кредитными деньгами – на порядок труднее. Куда бежать? В Россию? Израиль? Африку? Мир не такой большой, как им представлялось. Потому власть, пусть из-за страха, но будет стараться не допустить массированного народного гнева.
Пример – финальная история с банком «Михайловский». На самом деле, чудовищный по своему популизму пример, когда вместо того, чтобы привлечь к ответственности тех, кто организовал манипуляции в самом банке, а также команду НБУ Гонтаревой, которая как регулятор не обеспечила надлежащий контроль, за счет людей взяли и отдали вкладчикам более миллиарда.
Да, вкладчики пострадали, но тому есть причины и виновные с конкретными фамилиями. Почему все граждане страны должны рассчитываться за чьи-то злоупотребления? Это чистый популизм Порошенко. Он испугался, что обозленные вкладчики придут на Банковую «за ним», и президент, который заявляет, что он всегда против популизма, вносит популистский законопроект, который ту же принимают в целом. Он сразу же его подписывает, только бы протестующие ушли.
На власть люди давят по разным направлениям. Знаете, какая тенденция началась в округах? Когда декларации депутатов сделали прозрачными, люди узнали, что депутат Х держит дома под матрацем миллион долларов наличными. Люди со своими проблемами и платежками выстраиваются в очередь к депутату Х в приемной и требуют: «Помогите нам!». Он говорит: «Откуда?». «У Вас же миллион долларов лежит. Так помогите, мне и ребенку на лекарства, учебу, тепло». Уходить от ответов лозунгами или новыми пустыми обещаниями власти становится с каждым днем все сложнее.
Должен наступить момент, когда, с одной стороны, власть полностью обанкротится, покажет свою полную профессиональную и моральную неспособность, а с другой стороны, поднимется уровень самосознания большинства граждан, чтобы голосовать ответственно. Если на тот момент еще удастся принять изменение избирательной системы, то мы сможем вывести страну из кризисного состояния без особых потрясений, мирно и уверенно.
У меня такое ощущение, что 2017-й год будет для Украины переломным. Мы коснемся дна, мощно от него оттолкнемся и пойдем вверх. И тогда движение вверх будет очень быстрым, позитивные изменения будут ощутимыми и дадут людям уверенность в себе и в своей стране.