Бизнесмен Игорь Коломойский передал в Антикоррупционное бюро свои доказательства подкупа Леонида Кучмы и его зятя Виктора Пинчука. А также обнародовал астрономическую для начала нулевых сумму взятки - $ 110 млн, которую совладелец группы «Приват» якобы оплатил экс-президенту за контроль над «Укрнафтой».
В промежутке между скандалами вокруг пленок Мельниченко и записей Онищенко недооцененным остался еще один политически коррупционный каминг-аут - прошлогодние откровения Игоря Коломойского. Он озвучил их в марте 2015 года на закрытом заседании спецкомиссии Верховной Рады по вопросам приватизации, многих участников которой сначала удивил даже сам факт визита совладельца группы «Приват». Тогда бизнесмен, который большую часть времени находится в Швейцарии, вдруг приехал в Киев и попросил слово, которое сразу превратил в исповедь. То, что рассказал Коломойский, в Европе стало бы информационной бомбой - парламентарии услышали детали коррупционных договоренностей о присвоении узким кругом бизнесменов госсобственности на десятки миллиардов в сговоре с Леонидом Кучмой и его зятем, бизнесменом Виктором Пинчуком.
В первую очередь речь шла о незаконной приватизации активов холдинга «Укррудпром», которые сегодня составляют значительную часть капитала первой десятки участников рейтинга Forbes.
В то же время Коломойский также озвучил суммы взяток - $ 5 млн ежемесячно, которые он якобы платил Кучме и Пинчуку за привилегированный доступ к государственным ресурсам, а именно - за право контроля над крупнейшей нефтедобывающей компанией страны «Укрнафтой». «Мы платили эти деньги, а кроме этого платили дивиденды государству и налоги. Но за право получать свои дивиденды нас заставляли из своих дивидендов платить еще по пять миллионов Пинчуку».
Согласно судебному решению, которое накануне было размещено в судебном реестре, летом этого года Коломойский предоставил в рамках уголовного расследования, которое осуществляет Национальное антикоррупционное бюро, документы, которые считает доказательствами этого преступления.
Этими бумагами он пытается доказать, что с 2003 по 2006 годы предоставлял неправомерную выгоду экс-президенту Леониду Кучме. В частности, начиная с 2003 года бывший глава государства через посредника (имя в судебных документах не указано, но, согласно выступлениям Коломойского на парламентском комитете, этим человеком был Виктор Пинчук) требовал и получал от Игоря Коломойского $ 5 млн ежемесячно. В общем команда совладельца группы «Приват» якобы оплатила $ 110 млн за возможность осуществлять управление компанией ОАО «Укрнафта».
Во время досудебного расследования адвокатом Коломойского детективам НАБУ была предоставлена копия Соглашения о достижении оперативного контроля на «Укрнафте», подписанного 25 января 2003 года. Согласно ей, «неперсонифицированные лица договорились об осуществлении контроля над нефтедобывающей компанией». И этот контроль должен обеспечиваться путем назначения на должность председателя правления «Укрнафты» нового лица и избранием на общем собрании акционеров новых членов наблюдательного совета компании. Еще один предоставленный для НАБУ документ - дополнительное соглашение от 20 мая 2003 года, где «неперсонифицированные лица подтвердили факт частичного выполнения предыдущего соглашения от 25 января 2003 года».
В ходе расследования уже установлено, что зимой 2003 года в исполнение указанных договоренностей, был уволен глава правления ОАО «Укрнафта» (Олег Салмин) и председатель правления ОАО «Укрнафта» бизнес-партнер Коломойского Игорь Палица.
Последний быстро сменил руководящий состав компании, назначил новых заместителей и главного бухгалтера. А в марте 2003 года на внеочередном собрании акционеров «Укрнафты» был переизбран наблюдательный совет общества и его председателя. В новый состав вошли пять представителей группы «Приват». В судебных документах имена деидентифицированы, но известно, что тогда в этот круг вошли Игорь Коломойский, бывший председатель Днепропетровского облсовета Николай Швец, совладелец «Привата» Геннадий Боголюбов, первый заместитель Приватбанка Тимур Новиков, нефтяной бизнесмен Михаил Киперман.
Как утверждали представители НАБУ в суде, эти факты могут подтверждать реальный характер упомянутых выше соглашений, заключенных с «неперсонифицированными лицами» 13 лет назад. Поэтому детективы решили тщательнее проверить факты, изложенные Коломойским.
Сразу после обнародования скандальных фактов Коломойским, весной 2015 года, Генпрокуратура открыла уголовное производство по сомнительной приватизации «Укррудпрома». Об этом заявлял тогдашний председатель указанной выше парламентской комиссии по вопросам приватизации Борис Филатов. Сообщалось, что расследование осуществляется по фактам присвоения имущества, стоимость которого составляла до $ 50 миллиардов. Как добавил член комиссии Павел Ризаненко, в результате принятия закона об особенностях приватизации «Укррудпрома» в 2004 году 10 предприятий горно-обогатительной отрасли «были выкуплены ограниченным кругом лиц на неконкурентных началах». «Основными бенефициарими были СКМ,« Смарт-групп »и« Приват»... Нам стало известно, что по 3/4 этих предприятий впоследствии были проведены дополнительные эмиссии акций. Контрольный пакет государства в Ингулецком ГОК в процессе приватизации был размыт до 37%. Также вследствие этого закона и такой приватизации произошла монополизация железорудного сырья компанией СКМ. Эта группа получила контроль над ММК им. Ильича и «Запорожсталь» - предприятиями, которые не имели своего собственного сырья», - отметил Ризаненко и добавил, что имущество «Укррудпром» было приобретено за $ 500 млн долларов, тогда как реальная его стоимость колебалась в пределах $ 20-50 млрд. Вероятно, после запуска Национального антикоррупционного бюро в 2015 году ГПУ передала расследование в НАБУ.
Для этого представители НАБУ просили суд предоставить доступ к документам, которые содержат информацию о лицах, принимавших решение о смене руководства ОАО «Укрнафта» в 2003-2006 гг., данные о принятых решениях в ходе общего собрания акционеров и информацию о владельцах акций, их представителей на собрании акционеров, полученные дивиденды акционерами ОАО «Укрнафта» и прочее.
Причиной для обращения с ходатайством в суд стал отказ «Укрнафты» добровольно предоставить весь этот пакет документов - Антикоррупционное бюро обращалось в компании с соответствующим запросом в июле этого года, но не получило желаемого. Суд удовлетворил ходатайство детективов и обязал «Укрнафту» отдать документы следствию.
С июля 2015 году «Укрнафта» («Приват» контролирует 42% акций нефтедобывающей компании, 50% + 1 - принадлежит государству) возглавляет британец Марк Роллинз, которого избрали по конкурсу. По данным СМИ, это не мешает новому менеджеру быть лояльным к Игорю Коломойскому, следуя своим предшественникам. Избранию Роллинза предшествовал длительный конфликт между государством и «Приватом» - последний в течение многих лет отказывается платить государству многомиллиардные дивиденды.
Вряд ли основным мотивом для исповеди Коломойского перед народными депутатами стали угрызения совести. Большинство фактов, которые были обнародованы бизнесменом в Киеве в прошлом году, еще раньше звучали в Лондонском суде. Как известно, около четырех лет назад Виктор Пинчук подал в Высокий суд Лондона иск против Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова с требованием признать, что ответчики держат акции Криворожского железорудного комбината (КЖРК) в доверительном управлении в его пользу, а также потребовал передать ему эти акции и компенсировать убытки. Пинчук добивался от приватовцев более чем $ 2 млрд в качестве возмещения убытков. По утверждению истца, Коломойский и Боголюбов получили $ 143 млн за Криворожский железорудный комбинат, однако в собственность Пинчука предприятие так и не перешло.
Вероятно, признание в Украине фактов давления и политической коррупции со стороны бывшего президента Леонида Кучмы и его зятя по делу «Укрнафты» должно помочь Коломойскому победить в споре.
Повлияла ли такая попытка на британский суд - неизвестно. Около года назад BBC сообщило, что Пинчук, Коломойский и Боголюбов договорились об урегулировании их делового спора без рассмотрения в Высоком суде Лондона. Условия этого соглашения также неизвестны.
Для Украины не менее важными должны стать и другие заявления Коломойского, которые он сделал во время выступления перед украинскими парламентариями прошлого года. Среди прочего он тогда выразил сомнения, что смерти бывших руководителей Фонда госимущества - Михаила Чечетова и Валентины Семенюк-Самсоненко - были чистым самоубийством. Как известно, Семенюк-Самсоненко погибла в 2014 году, а Чечетов - в 2015 году. Бывшие чиновники имели непосредственное отношение к приватизации «Укррудпрома» и ее последствий. Повлияло ли скандальное заявление бизнесмена на ход расследования этих смертей - под вопросом. Например, бывший генпрокурор Виталий Ярема, в этом году уверял «Главком», что главы Фонда госимущества ушли из жизни добровольно.
Холдинг «Укррудпром» владел значительными пакетами акций горно-обогатительных комбинатов, добывающих железную руду. В 2004 году активы компании было окончательно приватизированы. В частности, СКМ Рината Ахметова купила по 50% + 1 акция Центрального и Северного горно-обогатительных комбинатов, группа «Приват» - 25,78% акций Южного ГОКа и 25,1% акций ГОКа «Сухая Балка», а также 93% акций Криворожского железорудного комбината бы с последующим обязанностью передать в пользу Виктора Пинчука. Вадим Новинский размыв госпакет в 50% + 1 акция Ингулецкого ГОКа путем дополнительной эмиссии акций и выкупил 37,5%.