Деньги окружения Януковича: перспективы возвращения средств в украинский бюджет
В парламенте уже не первый месяц развиваются споры вокруг идеи спецконфискации. Новый виток ситуации дает то, что в проекте госбюджета-2017 предусмотрен доход от взыскания необоснованных активов.
Споры о спецконфискации длятся в украинском парламенте уже не первый месяц. Более того, доход от спецконфискации предусмотрен в бюджете и на следующий год. Речь идет о более чем 10-ти миллиардах гривень. Однако парламент так и не может прийти в этом вопросе к общему знаменателю.
С большой вероятностью, снова эта тема поднимется на следующей неделе, а пока последние споры вокруг спецконфискации датируются концом прошлой недели, когда в Верховной Раде рассматривали очередной законопроект о взыскания в доход государства необоснованных активов. Речь идет о документе №5142, который парламент провалил, ведь из необходимых для принятия 226 голосов Верховной Раде не удалось набрать и 200.
С одной стороны, народный депутат от «Народного фронта» Антон Геращенко в комментариях журналистам отмечал: «По этому закону любому чиновнику, к которому есть подозрение о совершении уголовных преступлений, можно задать вопрос: «Хорошо, тебя взяли на взятке сейчас. У тебя есть три дома, пять машин, которые ты купил пять лет назад. Откуда деньги?». И в гражданском суде этот чиновник должен был бы объяснить, откуда у него эти деньги. Этот закон также готовился, чтобы поставить точку в вопросе о конфискации 1 миллиарда 400 миллионов долларов США, которые арестованы уже три года на счетах в сберегательном банке. Эти деньги принадлежат окружению Януковича. Это известно. Но в уголовном процессе доказать и изъять эти деньги практически невозможно».
С другой стороны, часть нардепов отмечает, что для изъятия арестованных средств, в том числе, 1,5 миллиарда долларов, в принципе нет необходимости принимать специальный закон. «Нам десятки раз уже говорят все наши иностранные коллеги: «У вас есть достаточно правовых механизмов, чтобы это заблокировать, арестовать, вернуть в доход государства», – подчеркивал в комментариях журналистам народный депутат Виктор Чумак.
Он добавляет: «То есть закон принимается исключительно для того, чтобы Генеральная прокуратура и другие правоохранительные органы не напрягались, потому что там не нужно человека осуждать, там нужно только объявить подозрение. Если человек не появляется на суд, можно применить механизм спецконфискации, то есть генеральный прокурор может обращаться в суд о конфискации того или иного имущества, находящегося под арестом. Причем, не с доказательствами, что этот человек виновен, а человек, с которого хотят (стянуть, – FaceNews) средства, или ее представитель должен приехать и доказывать законность этих активов».
«Конечно, есть риск без независимого суда внедрять этот институт, – добавляет эксперт Центра политико-правовых реформ Александр Банчук. – Я думаю, именно поэтому большинство парламентариев не хотят соглашаться на этот инструмент. Он очень рискованный».
Также в ситуации не только с законопроектом №5142, а со спецконфискацией в принципе, примечательно то, что доход от нее в размере более 10-ти миллиардов гривень предусмотрен в проекте бюджета на 2017 год, принятом Верховной Раде в первом чтении. «Как теперь будет выполняться доходная часть бюджета, когда мы не приняли закон и отсутствуют доходы от спецконфискации?» – отмечал в пятницу представитель «Народного фронта» Максим Бурбак.
Однако эксперты акцентируют, что в любом случае процессы спецконфискации длятся чрезвычайно долго, поэтому предусмотренный в бюджете доход можно смело добавлять к дефициту.
Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак объясняет: «У нас есть очень красноречивый пример в так называемом «деле Лазаренко», по которому больше десяти лет как американский суд принял решение с конкретными суммами, «добытыми» согласно формулировкам «преступным путем», которые подлежат возвращению в Украину. Однако до сих пор ни одной гривны или ни одного доллара по «делу Лазаренко» в Украину не поступило».
«Поэтому так скоро рассчитывать, тем более, в достаточно большой сумме, на деньги по спецконфискации – это иллюзия, самообман правительства. Но этот самообман правительства потом будет дорого стоить, когда он в процессе 2017 года увидит, что этих доходных статьей нет, и придется уже в течение года искать другие источники, чтобы латать эту бюджетную дыру», – добавляет Новак.
Что касается политического противостояния, то оно вполне может продолжиться уже на следующей неделе, ведь, во-первых, это последняя неделя работы парламента перед Новым годом. Во-вторых, планируется принятие бюджета во втором чтении.