Вечером 10 декабря в столице Турции Стамбуле прогремело два взрыва. Произошло это возле стадиона Vodafone Arena сразу после футбольного матча. Как пишут СМИ, разница между взрывами была меньше минуты – около 45 секунд.
В результате происшествий состоянием на сейчас погибло 38 людей, среди которых 30 полицейских, и ранено около 170 человек. Украинцев среди пострадавших, по данным Министерства иностранных дел, нет. В связи с терактом в Турции был объявлен однодневный национальный траур, который прошел в воскресенье 11 декабря.
В сюжете «ТСН» очевидец трагедии Исмаил Коскун отмечал: «Я возвращался домой, разговаривал по телефону, мне в голову попал камень. Я побежал из машины, чтобы помочь полицейским. Люди вокруг кричали. Я дал полисмену свою аптечку и огнетушитель. Я слышал крики офицера, который говорил: «Не кричите, не добавляйте удовольствия тем, кто это сделал».
Что касается источников трагедии, то, по словам министра внутренних дел Турции Сулеймана Сойлу, по подозрению в причастности к теракту было задержано 13 человек. Вскоре после происшествия вице-премьер-министр Турции Нуман Куртулмуш заявил, что расследование продолжается, однако причастной к взрывам может быть «Рабочая партия Курдистана». «Стрелки указывают на РПК. После завершения расследования будет сделано официальное заявление. На данный момент мы не можем ничего определенного сказать», – подчеркивал вчера утром политик.
Параллельно не единожды и турецкие политики, и эксперты-международники отмечали, что теракт был направлен против служб и сил безопасности.
Говоря в целом о том, какие угрозы сейчас стоят перед Турцией журналист «Радио свобода» и «Крым.Реалии» Александр Голубов в эфире «Еспресо TV» отмечает, что сейчас у Турции есть две главные террористические угрозы – «ИГИЛ и курды, протестующие против того, что Турция фактически уничтожает курдов в Сирии».
Журналист добавляет: «Отношения между Курдистаном и Анкарой всегда, я бы сказал, были напряженными. Но сейчас из-за войны в Сирии они выросли к невиданному напряжению. И фактически уже год мы имеем волну терактов, которые происходят именно против полицейских. Большинство из них проходят или около административных зданий, или около скопления полицейских сил правопорядка. На самом деле, именно это является определенным почерком курдов, потому что они считают свою борьбу, прежде всего политической. Это террор в классической трактовке, то есть нужно уничтожать именно политических оппонентов».
Что касается второй угрозы терактов в виде ИГИЛ, то Голубов рассказывает: «Исламское государство обычно направляет свои теракты против массового скопления туристов, людей. То есть все то, что направлено не против политических оппонентов, а все то, что должно, во-первых, привлечь максимальное влияние, во-вторых, максимально увеличить страх в обществе, уничтожить экономику и так далее. Исламское государство работает по принципу «чем хуже, тем лучше». Чем больше людей будут бояться, ненавидеть друг друга и чем беднее будет государство, где ИГИЛ совершает теракты, тем больше возможностей будет для собственного развития».
Позже стало известно, что ответственность за субботний теракт в Турции взяла на себя группировка «Соколы свободы Курдистана», отколовшаяся от «Рабочей партии Курдистана». Сообщается, что «соколы» также взяли на себя ответственность за взрыв автомобиля в Адане 24 ноября, в результате которого погибли два человека, и за взрыв в Диярбакыре 4 ноября, когда погибли 11 людей.