Одной из жертв аферистов стала жительница Днепра Неля. Женщина несколько месяцев откладывала на собственную банковскую карточку деньги для лечения. Теперь она вынуждена ходить в полицию и прокуратуру, потому что мошенники сняли средства с ее карты.
«Мне приходили сообщения, чтобы я быстро перезвонила. Я думала, может, звонит троюродная сестра из Мариуполя. Позже пришло сообщение, что мой счет пополнен на 30 гривен, и после этого мою SIM-карту заблокировали», – рассказывает Неля.
Роковой ошибкой женщины был ответ на звонки, ведь таким образом мошенники смогли заблокировать SIM-карту и изготовить дубликат. А после этого с помощью интернет-банкинга они обчистили ее счет.
«Вместо 3 205, 48 гривен осталась 1,48. Я пришла в «Приватбанк» и спросила, что это за сохранение человеческих средств. Там мне ответили, чтобы я позвонила по номеру «37-00». Я никогда никому не давала свою банковскую карточку и не говорила PIN-код», – уверяет женщина.
Неля написала заявление в киберполицию, но оттуда дело направили в Святошинское районное управление. Правоохранителям удалось выяснить, что деньги с ее карточки сняли в Киеве, есть даже фото мошенника.
«Следователи работают. И соответствующие службы оперативно работают в данном направлении, разыскивают и устанавливают круг лиц, причастных к данному происшествию», – говорит пресс-секретарь Святошинского управления полиции Татьяна Малышева.
«Надзвичайні новини» три недели ждали объяснений от банка и мобильного оператора, которые фигурируют в этом деле, однако, похоже, до больной женщины никому нет дела. Тем более, такие преступления фиксируют едва ли не каждый день. По данным МВД, только за прошлый год с банковских карт украинцев мошенники украли около 500 миллионов гривен.
В случае с Нелей аферисты использовали один из самых популярных методов – социальную инженерию, когда злоумышленники звонят и выдают себя за родственников или банковских работников.
Чтобы не попасть на крючок аферистов, эксперты дают несколько универсальных советов:
- никому не сообщайте PIN-код и номер своих банковских карт;
- подключите SMS-банкинг и отслеживайте все свои операции;
- установите лимит на карточном счете;
- во время расчетов в интернете пользуйтесь только проверенными сайтами.
«Если вам звонят из банка и предлагают проверить данные, сразу кладите трубку, перезвоните и спросите у действительно вашего банка, есть ли необходимость в проверке какой-то информации. Если есть SMS-сообщения или на электронную почту вам пришло письмо с предложением купить за 2 гривны айфоны – 100 000%, что это мошенничество», – отмечает директор украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем «ЕМА» Александр Карпов.
В случае, если вы все-таки стали жертвой мошенников, эксперт советует как можно скорее обращаться в банк.
«Все операции, которые были совершены мошенниками до момента, когда вы обратились в банк - это ваша ответственность. И чем скорее вы обратитесь в банк, тем меньше потерь фактически вы можете понести», - объясняет Карпов.
Но Неля, помимо обращений в правоохранительные органы, собирает вокруг себя других пострадавших, чьи средства присвоили аферисты. Женщина убеждена: вместе у них больше шансов восстановить справедливость. От услуг банка, с карты которого так легко мошенники сняли деньги, женщина отказалась, а запланированный курс лечения в этом году она пройти уже не сможет.