Вчера, в третью годовщину начала Евромайдана, социальные сети не только обычных украинцев, но и украинских политиков и чиновников пестрели фотографиями и записями о событиях Майдана. Политолог Ярослав Макитра в Facebook пишет об этом так: «На Facebook – парад фотографий чиновников и всяких «прилипал», которые успели «поймать» свой фейс на фоне протестов. Теперь они вешают постановочные фотографии с Майдана, чтобы доказать свою патриотичность. Делом на должностях доказывайте, горе-фотомодели! Тот, кто действительно был «замесах» не находил времени на фото. Не было ни настроения, ни времени. Эти дни остаются в сердце и душе, а не на мониторе». Он добавляет: украинский путь, хоть и тяжелый, но «мы его успешно преодолеем».
Говоря о том, каких изменений Украине удалось достичь после Евромайдана, политолог Дмитрий Левусь акцентирует на нескольких основных моментах. «Как по мне Украина наконец-то по-настоящему получила современное войско. Кроме того, страна действительно стала элементом европейской безопасности, что важно. Более того, европейский и западный выбор Украины, как по мне, стал необратимым», – рассказывает эксперт.
Говоря о ключевых реформах, которые произошли в Украине за последние пару лет, Левусь, в первую очередь, рассказывает о внедрении электронных деклараций и отмечает, что они являются моментом, «от которого все начнется». «Во-вторых, – продолжает он, – запуск системы ProZorro. С точки зрения системности – это два очень нужных изменения, которые раскрывают механизмы обогащения возможных коррупционеров и механизмы возможных неправомерных коррупционных действий в органах государственной власти. Поэтому рассматривать это нужно в комплексе».
О системе ProZorro вспоминает и политолог Александр Палий. Он добавляет: «Эксперты говорили, что это экономит десятки миллиардов гривень государственных средств в год. Не знаю, все ли это так оптимистично, но (хорошо, – FaceNews) когда вдруг у фирм, которые никогда не были в госзакупках, появляется возможность прийти и работать».
Также, анализируя изменения, прошедшие в Украине после Революции Достоинства, Палий вспоминает о таможне. «Мы видим, что кроме этого у нас были на таможне главные проблемы. Я думаю, что они и остаются, но даже по тем бизнесовым показателям, которые мы видим, мы видим, что таможня чуть-чуть больше зарабатывает в нынешних условиях для государства, какие-то люди ездят с проверками, какое-то движение началось. До совершенства еще очень много, но тем не менее», – рассказывает политолог.
Характеризуя ситуацию последних пары лет в целом, Палий уверяет: Украина вырвалась, ведь «до революции у нас было фактически уже начало оккупации». «Очень хорошо, что инстинкт самосохранения нашего народа сработал, что все-таки мы начали эту революцию в День Архангела Михаила, и остановили этот процесс уничтожения Украины. Потому что речь шла бы не только об уничтожении государства, но и об уничтожении народа», – рассказывает политолог.
Однако стоит признать, что в период после Революции Достоинства получилось далеко не все. Говоря о том, что не удалось сделать, политолог, руководитель центра «Третий сектор» Андрей Золотарев отмечает, что не изменилась сама суть власти. «Власть, как им во времена Януковича, остается средством заработка денег, приумножения капиталов и состояния, но не средством воплощения национального интереса и политических программ, – объясняет Золотарев. – Мы видим по Верховной Раде, которая обновилась больше чем на 50%, но работает как во времена предшественников. Все это указывает, что то, что цели Майдана, которые выдвигались гражданами, а начинался он как революция граждан, не достигнуты».
Среди этих целей Золотарев, в частности, называет то, чтобы «власть уважала гражданина, не врала, не воровала». «Вместо этого власть имитирует «жизнь по-новому» при помощи смены названий, кампании декоммунизации, новой мифологии, – добавляет Золотарев. – Однако это не то, за что вышли люди. Фактически откинут тезис формирования политической нации, в речах президента все хорошо, но наибольшие потери, не только экономические, понесли граждане».
В итоге политолог отмечет, что главной проблемой, которую не решили нынешние власти, является то, что украинцы «откинуты в девяностые». «Фактически Украина – наиболее бедная и наиболее коррумпированная страна Европы. Это вопрос к действующей власти», – подчеркивает Золотарев.
Подытоживая, политолог Александр Палий отмечает, что пути назад для Украины нет, «потому что очень много заплачено за этот шанс, чтобы двигаться вперед и пытаться развиваться».