Говоря о предстоящей зиме, народный депутат от «Батькивщины» Игорь Луценко отмечает, что митинги, подобные протесту обманутых банковских вкладчиков, который прошел в понедельник, будут продолжаться. «Так же как в понедельник будут нанимать и платных участников, и будут выходить абсолютно искренние люди», – подчеркивает народный депутат.
Исходя из этого, нынче главный вопрос для Украины заключается в том, как заставить власть слышать людей. Народный депутат объясняет: если бы власти слышала граждан, вероятно, можно было бы избежать недавнего протеста обманутых вкладчиков или появления лозунгов «Нет полицейскому государству».
Подробнее о том, в чем были правдивы предостережения ушедшей в отставку главы полиции Хатии Деканоидзе относительно своего приемника, и том, в чем заключаются основные проблемы реформы полиции, в интервью FaceNews рассказал Игорь Луценко.
Также народный депутат объяснил, почему сценарий с перевыборами в Верховную Раду менее выгоден России.
Уже несколько дней распространяется версия, что в понедельник в Украине началась реализация плана России под названием «Шатун», одной из целей которого является проведение досрочных парламентских выборов. Нужны ли федерации, по Вашему мнению, эти перевыборы, и почему?
Нет, наоборот. Я думаю, что избежать парламентских выборов, создать в Украине нелегитимную ситуацию, когда есть власть, против которой бунтует, в том числе, с насилием, народ – это сценарий, выгодный России. Хотя, по большому счету, России даже это уже особенно не поможет. Это мелкая выгода для них.
Для Украины более выгодным сценарием является демократическая, легитимная, законная смены власти. Ничего плохого в том, что парламент переизбирается, я не вижу. Говорят, что вырастет количество «Оппозиционного блока». Немногим больше оно вырастет, чем по факту есть сейчас. Во-первых, есть «Воля народа» и «Возрождение», которые, по сути, на полставки работают «Оппозиционным блоком». Во-вторых, с «Оппозиционным блоком» договариваются «Народный фронт» и «Блок Петра Порошенко», которые на сегодня являются правящей коалицией. Разбить этот уклад через очередные парламентские выборы, было бы правильно, я считаю.
Пусть будет власть и оппозиция, пусть «Оппозиционный блок» не будет фактической властью, потому что сейчас Бойко может позволить себе такое поведение как в понедельник (имеется в виду потасовка Юрия Бойко и Олега Ляшко, – FaceNews). Это еще одно свидетельство абсолютной беззубости власти. Они не могут наказать Бойко, потому что за Бойко есть очень большая сила – Ахметов, Левочкин с огромным медиа-ресурсом. Например, «Интер» поддерживает «Блок Петра Порошенко» и Петра Порошенко лично. Поэтому сейчас сложилась такая ситуация, что Бойко может себе позволить махать кулаками, хотя его оппонент не выходил за рамки парламентской этики.
Существует версия, что потасовка Бойко и Ляшко была постановкой.
Какая разница, постановка это или нет? Если это была постановка, то это еще хуже, потому что тогда народу показывают, что «мы можем драться в этом парламенте, можем нарушать закон, человеческую этику».
На фоне всего этого люди получает платежки, а никаких реальных и заметных повышений социальных стандартов не ощущают. Похоже, нас ждет зима тяжелая. Какое развитие ситуации прогнозируете Вы?
Я точно знаю, что такие протесты как в понедельник будут продолжаться. Так же как в понедельник будут нанимать и платных участников, и будут выходить абсолютно искренние люди. Я буду делать все, чтобы демократическим образом решить вопросы этих людей. В этом и заключается главный вопрос – как заставить власть слышать людей.
В какой-то мере, если бы власть услышала вкладчиков, не было бы событий в понедельник вообще. Если бы не было полицейских инициатив со стороны Авакова, побега Деканоидзе, не вышли бы люди с лозунгами «Нет полицейскому государству».
Касательно ситуации с отставкой главы полиции. Несколько месяцев назад Вы мне: «Кто-то считает меня предателем, когда я критикую Хатию Деканоидзе».
Я просто считаю политическим инфантилизмом верить в то, что Деканоидзе могла что-то изменить. Было очевидно, что этот человек не является бойцом, что этот человек убежал, как только запахло жареным. Как только Саакашвили как политик понял, что нужно бежать из этой власти, максимально от нее дистанцироваться, так же поступила и она, хотя как раз на Деканоидзе надеялись, что она будет останавливать эту машину полиции.
Временно исполняющим обязанности главы Нацполиции стал экс-первый зам Деканоидзе Вадим Троян. Говоря о нем, Деканоидзе заявила, что не может назвать Трояна политически независимым человеком. Что думаете на этот счет?
Я согласен и абсолютно поддерживаю Деканоидзе в том, что Троян не самостоятельный человек. Я очень хочу, чтобы он стал самостоятельным человеком, у него есть какие-то взгляды, по крайней мере, я знаю, что были. Пусть он занимается развитием государства Украина, а не зависит от своих старших политических друзей.
Нам столько месяцев говорили о реформе полиции как примере. С чем в итоге после отставки Деканоидзе остались украинцы?
Нужно еще раз повторить итоги реформы. Была создана новая декларативная, недоученная, некомпетентная, очень часто нарушающая закон в тех местах, где его не нужно нарушать, полиция. Но даже в ней можно увидеть определенный плюс, потому что это было попыткой что-то сделать.
Однако сама полицейская система полностью разрушена, мы видим рост преступности и развал следствия. Эту проблематику никто не осознает и не понимает, как с ней работать. Это вопрос Уголовно-процессуального кодекса, вопрос построения работы следователей, профессионализма руководства, в первую очередь. К сожалению, общество еще даже не осознало, что не так с полицией.
Есть еще одна огромная проблема – в полиции остались негодяи, которые пытали и убивали на Майдане. По сути, только единицы из них были направлены в суд, и там я не видел, чтобы им что-то угрожало, потому что следователи Генпрокуратуры бездействуют – «ворон ворону око не выклюет».
Получается, не очистились от старых негодяев, развалили то, что было хорошего, создали новую полицию, которая является полудекларативной.
Вы вспомнили о силовиках, которые принимали участие в репрессиях во время Революции Достоинства. На носу третья годовщина Евромайдана, а результатами расследований похвастаться сложно. Как оцениваете шансы на реальные результаты, и что происходит с Вашим делом?
Мы уже можем констатировать, что это будет скорее какой-то другой процесс с другими правилами, чем обычный уголовный процесс в отношении обычных преступников. Я сужу по своему делу, там передаются в суд (документы, – FaceNews) по милиционерам, которые подписывали представление на мое прослушивание. Так вот, я не вижу, чтобы были найдены реальные и фундаментальные доказательства их вины.