В отопительном сезоне 2016/17, по прогнозам Минсоцполитики, каждый второй украинец будет получать субсидии. На это из государственного бюджета потратят 52 млрд грн, отмечает вице-премьер Геннадий Зубко. В то же время эксперты озвучивают более пессимистический сценарий: на "коммунальную скидку" государству в следующем году придется потратить до 80 млрд грн. В 2017-м количество субсидиантов сократится благодаря резкому росту минимальной зарплаты до 3200 грн (в Минфине планируют сэкономить 4,8 млрд грн), еще 5 млрд грн ежегодно будут экономить на субсидиях благодаря работе Фонда энергоэффективности. Наши эксперты выяснили, что ожидает субсидиантов в следующем году и кому станет сложнее получить помощь от государства.
Как урезают субсидии: сокращают нормативы, рассчитывают на энергоэффективность и поднимают минималку
Субсидия сегодня защищает далеко не бедных граждан, уверена эксперт по вопросам социальной политики Института социально-экономических исследований Марианна Онуфрик. Так, по оценкам ПРООН, только 13% субсидиантов действительно могут считаться бедными. Для того, чтобы получить "скидку на коммуналку", нужно предоставить только два документа: заявление и декларацию о доходах.
"Очень упрощен доступ к субсидиям, учитываются только доходы, и единственное препятствие – покупка от 50 тыс. грн. Не учитывается имущество, сколько машин, яхт, образ жизни, доходы от депозитов. То есть это очень субъективные условия. Много граждан злоупотребляет этим. Есть такие тенденции, когда люди, чтобы отвечать требованием по субсидиям, прибегают к тенизации заработной платы. Люди обращаются к своим работодателям с просьбой официально выплачивать минимальную зарплату, чтобы претендовать на субсидию", – уверена эксперт.
Систему назначения субсидий, считает Марианна Онуфрик, необходимо усложнить. К примеру, во Франции на субсидию не могут претендовать граждане, которые живут в собственных квартирах или домах.
Одна из главных проблем действующей системы начисления субсидий, уверен замглавы департамента "Натфогаза" Алексей Хабатюк, – отсутствие механизмов избегания мошенничества. "Тут очень много аспектов, и вопрос мертвых душ, занижения своих доходов и так далее", – поясняет эксперт.
Кроме того, по мнению эксперта, действующие нормативы потребления завышены. Так, субсидия начисляется на социальную норму потребления, а за "лишние" кубометры газа, воды, Гкал тепла и кВт*час электроэнергии приходится платить самим. За несколько лет в Украине, к примеру, норму потребления газа сократили в два раза – с 11 до 5,5 кубометров на квадратный метр. Если раньше в квартире площадью 30 квадратных метров субсидия "покрывала" 330 кубометров газа, после снижения нормативов – всего 165 кубов.
В "Нафтогазе" подсчитали: реальное потребление газа – 4 кубометра на квадратный метр. Как сообщает источник "Сегодня.ua", в Кабмине планируют сократить нормативы потребления в следующем году, сразу после окончания отопительного сезона. В результате субсидию будут выделять на меньший объем ресурсов, а украинцам, которые не утеплили свое жилье, придется платить больше даже с субсидиями.
Марианна Онуфрик отмечает: повышение минимальной зарплаты позволит сократить количество тех субсидиантов, которые держали часть своей зарплаты в тени для того, чтобы меньше платить за "коммуналку". По информации источника в Министерстве финансов, в следующем году в результате повышение минимальной зарплаты до 3200 грн государство сэкономит на субсидиях 4,8 млрд грн. Так, 40% работающих декларируют зарплату в размере 1450 грн, и львиная часть из них оформили субсидии, в следующем году доходы таких украинцев вырастут в два раза, а размер субсидии пересчитают в сторону уменьшения.
"Граждане врут правительству о размере своих доходов, а правительство врет гражданам, что у нас такой прожиточный минимум. Правительству нужно признать, какой у нас на самом деле прожиточный минимум и признать, насколько мы можем его выполнить", – уверена эксперт Института социально-экономических исследований.
Еще один инструмент для экономии бюджетных денег – создание Фонда энергоэффективности. По словам вице-премьера Геннадия Зубко, Фонд должен заработать уже в апреле следующего года. Планируется, что бюджетные средства постепенно будут перенаправляться из субсидий в Фонд.
"Сейчас мы переключись на механизм субсидий. Но это большая нагрузка на бюджет. Эти суммы продолжают расти. В этом году заложена сумма в 41 млрд грн. Настоящий ценовой шок произойдет в этот отопительный сезон. По прогнозам Минсоцполитики, количество субсидиантов может вырасти до 7-9 млн, а сумма субсидий – до 80 млрд грн. Потенциал экономии на субсидиях– 25 млрд грн. По предварительным оценкам, если Фонд заработает, ежегодно можно будет экономить на субсидиях 5 млрд грн", – рассказывает аналитик Украинского центра европейской политики Дмитрий Науменко.
Фонд будет выделять средства на термомодернизацию жилья, после чего энергопотери в таких домах может сократиться на 50%.
"Монетизацию субсидий обсуждают в Кабинете министров. Премьер-министр, Мировой банк и рабочая группа Кабмина. Правительство об этом думает. Наконец-то осознание того, что монетизация необходима, появилось", – рассказывает представитель Минфина, руководитель офиса реформ Яна Бугримова.
По словам эксперта, как показал анализ потребления энергоресурсов в прошлом году, украинцы с субсидиями сжигают больше газа. В Кабмине уверены: если деньги на субсидии выдать украинцам "на руки", появится стимул для экономии – чем меньше потратили на "коммуналку", тем больше денег осталось.
Сейчас правительство рассматривает две главные модели монетизации. Первая – платить деньги теплокоммунэнерго (ТКЭ), которые будут компенсировать субсидии, вторая – перечислять деньги, выделенные на субсидии, непосредственно потребителям. При этом вторая модель также имеет несколько вариантов. На карточки могут перечислять все деньги, и украинцы смогут тратить их на свое усмотрение, или же на карточки будут перечислять только сэкономленные средства, если субсидиант использовал ресурсов меньше, чем предусмотрено социальной нормой.
Если отдавать украинцам деньги, которые государство выделило на субсидии, считает Яна Бугримрова, существует опасность того, что вместо оплаты "коммуналки" средства просто проедят. Но и из этой ситуации в Кабмине предусмотрели выход: обязать украинцев тратить деньги не по собственному усмотрению, а только на коммуналку и энергоэффективность.
"Мое личное мнение: я бы шла поэтапно, потому что это изменение несет риски. Мы не знаем, как поведет себя человек, если мы на карточку отдадим все деньги, и не будет ограничений по использованию. Я не уверена, что в этом случае не упадет платежная дисциплина. Конечная цель – дать деньги людям. Должно быть подготовлено техническое решение: какие карточки и на какой базе. Возможно, нужно начинать с монетизации остатков, тогда мы избегаем риски неоплаты. Потом нужно переходить на полную монетизацию", – рассказывает Яна Бугримова.
По планам Кабмина, монетизацию для ТКЭ внедрят в марте следующего года, а монетизация для потребителей – в 2018-м.
Также эксперты сходятся во мнении: нужно внедрить систему верификации получателей соцвыплат, при этом искать не только "мертвые души" и тех, кто сделал покупку на сумму от 50 тыс. грн, но и тех, кто скрывает свой реальный доход. "Не выполнивши это, переходить к монетизации – это умножения проблем. Мотивация к мошенничеству будет расти", – уверен представитель "Натфогаза" Алексей Хабатюк.
К слову, процесс масштабной верификации получателей соцвыплат в Минфине запустили еще в начале года. Сейчас система, как отмечают в ведомстве, работает слаженно – специальный отдел министерства проверяет всех, кто оформил субсидию, получает пенсию или другие выплаты из госбюджета.