Вчера в Страсбурге началась осенняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы (сокращено – ПАСЕ), куда поехала, в том числе, и украинская делегация. В целом членами Ассамблеи являются представители национальных парламентов 47 стран, в том числе, Украины и России. Целью создания Совета Европы несколько десятков лет назад, по словам украинских депутатов, являлось появление площадки для диалога и поиска общих решений конфликтных вопросов. Поэтому ключевым вопросом, который в последние годы поднимает украинская делегация в ПАСЕ, является конфликт между Украиной и Россией.
В апреле 2014 года из-за аннексии Крыма в ПАСЕ были введены санкции в отношении российской делегации, которые каждый последующий год пересматриваются или продлеваются. Тогда представителей Госдумы в органе лишили ряда полномочий. Речь, например, идет о праве голосовать по резолюциям, вносить правки, быть докладчиками. «Фактически их лишили возможности влиять на итоговые решения ПАСЕ и оставили только возможность участвовать в работе в качестве наблюдателей», – Резюмируя ситуацию и оценивая перспективы российской делегации в ПАСЕ, аналитик Фонда «Демократические инициативы» Мария Золкина отмечает: скорее всего, на 2017 год санкции не будут смягчены или сняты. «По крайней мере, пока, я думаю, позиция сторонников санкций преобладает, и Российская Федерация, мне кажется, в 2017 году еще не вернется к работе в Парламентской ассамблее Совета Европы, несмотря на позицию, озвученную президентом», – объясняет аналитик.
«Если говорить об общей оценке этих событий, – добавляет Золкина, – то для меня это своего рода самоуничтожение и добровольное ограничение себя в полномочиях, возможностях влиять на страны-члены. Если позиция будет набирать оборотов и санкции таки будут смягчены или вообще сняты, то есть если российская делегация вернется к работе в ПАСЕ, для меня это будет, наверное, одним из наибольших политических поражений не просто Парламентской ассамблеи, а Совета Европы в целом. То, что сделала Россия в аспекте нарушения территориальной целостности Украины, в принципе является нарушением международного права и существующих правил игры. Ни одна из претензий, из-за которых были введены санкции в ПАСЕ, не была нивелирована Россией. Федерация не выполнила ни одно из условий, которые позволяли бы говорить об основаниях снимать или смягчать санкции. Крым не вернулся в состав Украины, более того, выборы в Госдуму распространялись и на оккупированный полуостров. Кроме того, эскалация на Донбассе и отсутствие готовности России говорить на одном языке с западным миром. Фактически основная претензия – это Крым и Донбасс, никакого прогресса нет, и если в этих условиях санкции будут смягчены, это будет политическое поражение Совета Европы как целой институции, которая засвидетельствует этим потерю ею мандата международного котроллера за соблюдением норм международного права».