Новая сессия ПАСЕ: как Украина противостоит российскому лобби
Пока Россия ищет пути, как вернуть былое положение на международной арене, украинская сторона противопоставляет аргументам федерации собственные, в том числе, сведения освобожденных пленников. Ближайшие дни дипломатическое противостояние будет разворачиваться в Парламентской ассамблее Совета Европы, где уже началась новая сессия.
Вчера в Страсбурге началась осенняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы (сокращено – ПАСЕ), куда поехала, в том числе, и украинская делегация. В целом членами Ассамблеи являются представители национальных парламентов 47 стран, в том числе, Украины и России. Целью создания Совета Европы несколько десятков лет назад, по словам украинских депутатов, являлось появление площадки для диалога и поиска общих решений конфликтных вопросов. Поэтому ключевым вопросом, который в последние годы поднимает украинская делегация в ПАСЕ, является конфликт между Украиной и Россией.
В апреле 2014 года из-за аннексии Крыма в ПАСЕ были введены санкции в отношении российской делегации, которые каждый последующий год пересматриваются или продлеваются. Тогда представителей Госдумы в органе лишили ряда полномочий. Речь, например, идет о праве голосовать по резолюциям, вносить правки, быть докладчиками. «Фактически их лишили возможности влиять на итоговые решения ПАСЕ и оставили только возможность участвовать в работе в качестве наблюдателей», – подчеркивает член делегации от Украины, народный депутат от «Самопомощи» Елена Сотник.
Несмотря на наличие санкций, украинские политики отмечают: сейчас ситуация в ПАСЕ очень сложная и отстаивать свое виденье украинской делегации с каждым разом все сложнее. Среди причин этих сложностей украинская сторона называет несколько основных.
«Во-первых, усилия России. Федерация вкладывает очень большие силы и средства в то, чтобы отменить санкции, и ПАСЕ – для них первый этап. Они хотят добиться успеха в ПАСЕ, чтобы, отталкиваясь от этого, уже говорить о дальнейшем снятии санкций. Это первая и главная проблема. Во-вторых, важно понимать, что ПАСЕ, по большому счету, является организацией, в которую входят страны Евросоюза и другие страны Европы. Но в очень многом ПАСЕ в последние двадцать лет занималось проблемами взаимоотношений именно европейских стран и стран бывшего Советского Союза, и сегодня, когда российской делегации нет, многим депутатам некомфортно. Они говорят, что нет диалога. Кроме того, Россия является одним из официальных доноров ПАСЕ. Она шантажирует их этим, и это тоже на них влияет», – рассказывал ранее в интервью FaceNews член украинской делегации в Парламентской ассамблее, народный депутат Украины от «Блока Петра Порошенко «Солидарность» Алексей Гончаренко.
С этими сложностями, вероятно, украинская делегация может столкнуться и на этой сессии, поэтому в Страсбург полетели не только политики, но и освобожденные украинские пленники. «Мы с коллегами и освобожденными из российского плена Геннадием Афанасьевым и Владимиром Жемчуговым прилетели в Страсбург для участия в сессии ПАСЕ. Задача не только рассказать европейцам о том, что происходит на Донбассе сейчас, но и донести до них, через что пришлось пройти нашим соотечественникам», – пишет в Facebook член украинской делегации и народный депутат Борислав Береза.
В свою очередь обвиненный Россией в подготовке теракта, а после обмена вернувшийся в Украину Геннадий Афанасьев в Facebook написал: «Надеюсь, ужасная история Владимира Жемчугова и моя немножко вправить всем мозги и не позволит осуществиться планам России».
Однако столкнуться с лобби России на международной арене украинцам пришлось еще до начала сессии, ведь на прошлой неделе глава делегации из Украины в ПАСЕ Владимир Арьев заявил: ряд влиятельных в Парламентской ассамблее Совета Европы персон готовы инициировать изменение правил органа, чтобы вернуть полномочия российской делегации, находящейся под санкциями.«В сентябре лидеры трех и заместители двух политических групп Ассамблеи съездили в Москву, где получили от россиян ультиматум их возвращения», – подчеркивал тогда политик в Facebook.
Но уже вчера, в первый день сессии, Арьев написал, что состоянием на сейчас Бюро ПАСЕ отказалось от идеи продвижения нелегитимной и быстрой процедуры изменения регламента Ассамблеи в угоду России.
Между тем, это не значит, что в Страсбурге не звучали призывы к диалогу с Россией. Так, президент Парламентской ассамблеи Совета Европы Педро Аграмонт отметил, что Ассамблея должна сделать все необходимое для возвращения в пленарный зал представителей России. «Ситуация, когда Россия отсутствует на Ассамблее, никому не на пользу – ни России, ни Ассамблее, ни одной из других 46 стран. Вы знаете, что я предпринял шаги для восстановления отношений с РФ. Я делал это открыто, уведомляя об этом руководителей групп. Я часто видел, что некоторые группы препятствуют диалогу, но мы должны идти вперед. Исключение любого из наших обсуждений не помогает на пути к прогрессу», – считает он.
Стоит отметить, что в недавнем интервью глава делегации из Украины Владимир Арьев отмечал, что Педро Аграмунт считает своей целью, чтобы в течение его президентства в 2016-2017 годах в состав Ассамблеи вернулись все 47 стран. «Мы с ним по этому поводу спорили, я говорил, что это примитивная арифметика. Но у него есть такое желание – «объединить всех», – подчеркивал ранее Арьев.
Экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко уже успел подчеркнуть, что разочарован заявлением президента ПАСЕ, а украинская делегация сразу обратилась к руководству политической группы, рекомендовавшей Педро Аграмунта на высокую должность, с просьбой дать оценку его заявлениям.
«Вместе с тем он ни разу не упомянул Донбасс, не произнес такого слова как Донбасс, даже о приверженности минским соглашениям не говорил, а как-то обтекаемо подытожил о том, что «цель проведения диалога между 47 странами не должна подрывать наши ценности. Нельзя менять границы и нарушать территориальную целостность других стран. Конфликт в Украине и незаконная аннексия Крыма недопустимы». И ни слова, какая же это страна нарушила территориальную целостность Украины и украла Крым. Стыдно. Мы будем противостоять попыткам заговорить ценности Советом Европы и ПАСЕ, не дадим забыть европейским коллегам, что РФ является страной, которая поддерживает терроризм», – подчеркивает член украинской делегации и вице-спикер парламента Ирина Геращенко.
Резюмируя ситуацию и оценивая перспективы российской делегации в ПАСЕ, аналитик Фонда «Демократические инициативы» Мария Золкина отмечает: скорее всего, на 2017 год санкции не будут смягчены или сняты. «По крайней мере, пока, я думаю, позиция сторонников санкций преобладает, и Российская Федерация, мне кажется, в 2017 году еще не вернется к работе в Парламентской ассамблее Совета Европы, несмотря на позицию, озвученную президентом», – объясняет аналитик.
«Если говорить об общей оценке этих событий, – добавляет Золкина, – то для меня это своего рода самоуничтожение и добровольное ограничение себя в полномочиях, возможностях влиять на страны-члены. Если позиция будет набирать оборотов и санкции таки будут смягчены или вообще сняты, то есть если российская делегация вернется к работе в ПАСЕ, для меня это будет, наверное, одним из наибольших политических поражений не просто Парламентской ассамблеи, а Совета Европы в целом. То, что сделала Россия в аспекте нарушения территориальной целостности Украины, в принципе является нарушением международного права и существующих правил игры. Ни одна из претензий, из-за которых были введены санкции в ПАСЕ, не была нивелирована Россией. Федерация не выполнила ни одно из условий, которые позволяли бы говорить об основаниях снимать или смягчать санкции. Крым не вернулся в состав Украины, более того, выборы в Госдуму распространялись и на оккупированный полуостров. Кроме того, эскалация на Донбассе и отсутствие готовности России говорить на одном языке с западным миром. Фактически основная претензия – это Крым и Донбасс, никакого прогресса нет, и если в этих условиях санкции будут смягчены, это будет политическое поражение Совета Европы как целой институции, которая засвидетельствует этим потерю ею мандата международного котроллера за соблюдением норм международного права».