Эксперты проанализировали, какие законы нужно принять Раде в новом сезоне
Политолог, экономист, эксперт по децентрализации и аналитики правоохранительной и судебной системы рассказали о заданиях парламента.
Сегодня впервые после каникул парламент соберется на заседание. Конец прошлой сессии Верховной Рады запомнился украинцам блокированием трибуны и постоянными спорами коалиции и оппозиционных сил. В то, что в новой сессии ситуация будет радикально отличаться, эксперты верят мало, ведь сейчас среди политиков есть тренд бороться за досрочные парламентские выборы. «И этот тренд подкрепляется данными социологических опросов, который отдает достаточно много симпатий политическим силам, которые находятся в оппозиции. Они, я думаю, будут хотеть эти намерения реализовать в конкретной плоскости», – рассказывает исполнительный директор Центра общественных отношений Евгений Магда.
По его словам, от нового парламентского сезона, вероятно, не стоит ждать какого-то голосования касательно статуса Донбасса, потому что этот вопрос в нынешних условиях в Верховной Раде не наберет нужного конституционного большинства. Зато могут быть представления о снятии депутатской неприкосновенности. «Во всяком случае, они анонсированы и Антикоррупционной прокуратурой, и Генеральной прокуратурой», – объясняет эксперт.
Что касается реальных заданий, которые стоять перед парламентом, то среди них Магда выделяет принятие законов, которые будут упрощать ведение бизнеса и создавать предпосылки к экономическому росту. «Без этих шагов мы не сможем привлекать к себе средства, не сможем соответственно их использовать и создавать основания для быстрого экономического роста, который сегодня нужен. Те темпы роста, которые есть на сегодняшний момент, не слишком эффективны. Все же хорошо, что они есть, но для того, чтобы двигаться вперед, безусловно, нужно больше», – объясняет исполнительный директор Центра общественных отношений. Также эксперт говорит о важности принятия законов, которые усилят обороноспособность Украины. Однако главное задание пятой сессии парламента Магда видит в принятии бюджета на 2017 год.
О важности правильного принятия бюджета FaceNews рассказывает и председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак. «Главное задание – это не повторять историю предыдущих годов, и в нормальном режиме рассматривать проект бюджета. Документ нужно принимать в первом и втором чтении, чтобы у народных депутатов было время его содержательно рассмотреть. Нужно вносить реальные предложения, а не как это было в предыдущие годы, когда «с колена», даже не читая, проект бюджета вносится в сессионный зал в день голосования, и депутаты голосовали фактически вслепую. Было бы хорошо, если бы в этом году происходило не так, а как должно происходить. Для этого первый проект бюджета Кабинет министров должен внести хотя бы в сентябре», – отмечает экономист.
По его словам, именно рассмотрение бюджета будет наиболее важным критерием существования парламентской коалиции, ведь «именно вокруг бюджета, особенно статьей его расходов, и ведется основная политическая борьба между коалиционными и внекоалиционными парламентскими силами».
Продолжая рассказывать о заданиях пятой сессии, Новак также отмечает: «Если говорить об экономическом законодательстве, то парламент уже опоздал с проведением налоговой реформы. По закону нужно не позднее чем до 1 июля принять соответствующие изменения, чтобы они начали действовать с 1 января, то есть с системной налоговой реформой уже опоздали, как минимум».
Наряду с экономической ситуацией еще одной важной темой, о которой не устают говорить депутаты разных парламентских фракций, является децентрализация. Эксперт по этому вопросу Иван Лукеря в разговоре с FaceNews сразу заявляет: на децентрализацию есть несколько дней. «Это или 6 и 8 сентября, или 20 и 22 сентября. Реально есть два дня на децентрализацию, потом начнутся тарифы, НКРЕ, МВФ, е-декларирование и так далее. Поэтому в сентябре приоритетно принять несколько законопроектов». Во-первых, по присоединению объединенных территориальных общин. Это, по словам эксперта, первый приоритетный законопроект, который открывает возможности для создания приблизительно 70 объединенных территориальных общин. «Второй законопроект касается зачисления оплаты налогов за предоставление административных услуг в объединенных общинах к бюджетам объединенных общин. Третье решение, которое должно быть принято, это замена ЦИК, потому что сейчас старый состав ЦИК блокирует и не назначает выборы по всей Украине», – подчеркивает Лукеря.
Также депутатам придется доводить до конца начатые раньше инициативы. Так, на прошлой сессии парламент принял изменения в Конституцию в части правосудия, которые вступят в силу 30 сентября. Главный эксперт Реанимационного пакета реформ по вопросам судебной реформы Роман Куйбида отмечает: во многом нужно принять законы, связанные с имплементацией конституционных изменений. «Один из них уже принят – закон о судоустройстве и статусе судей», – продолжает эксперт.
Среди законов, которые должны быть приняты, Куйбида называет, например, закон о Высшем совете правосудия и закон о Конституционном суде. «Закон о Высшем совете правосудия – это статусный закон, он должен выписать организацию работы этого органа, однако самое главное – это дисциплинарная процедура, потому что новый закон о судоустройстве и статусе судей, который должен вступить в силу в конце сентября, предусматривает, что дисциплинарные производства касательно судей осуществляет орган Высшего совета правосудия. Если закон не будет принят до вступления изменений в силу, у нас будет огромный пробел касательно того, каким образом судей будут привлекать к дисциплинарной ответственности. Закон о Конституционном суде, в соответствии с изменениями в Конституцию, должен урегулировать процедуру конкурсов на должность судей Конституционного суда, чего раньше не было. Главное, чтобы этот конкурс был прописано так, чтобы вопрос о назначении этих судей не был как сейчас – «когда кого хочу, того назначаю». И, конечно, должны быть прописаны конституционные жалобы. Это новый институт, когда лицо может обратиться в Конституционный суд и утверждать о неконституционности закона», – рассказывает эксперт.
В конституционных изменениях, вступающих в силу в конце сентября, есть и вопросы, касающиеся прокуратуры и расследования, отмечает эксперт Центра политико-правовых реформ Александр Банчук.
«Там предвидено, во-первых, что прокуратуре нужно изменить полномочия с надсмотра за досудебным расследованием на контроль и организацию досудебного расследования. Это значит, что нужны изменения в закон о прокуратуре и в Уголовно-процессуальный кодекс. Во-вторых, Конституция ограничивает полномочия в части прокуратуры, часть полномочий по представительству интересов лиц в судах. Такого полномочия уже не должно быть в прокуратуре, и это значит, что нужны изменения. Также существенно ограниченны полномочия прокуратуры касательно представительства интересов государства в судах. Это значит, что органы, которые будут видеть нарушения или необходимость обращения в суд, будут сами обращаться в суд, а не просить о помощи прокуратуру. И следующая вещь, которая тоже выплывает из Конституции, это то, что у прокуратуры забирают полномочия надсмотра на местами несвободы, то есть тюрьмами, местами предварительного заключения. Однако это полномочие вступит в силу, когда будет принят закон о системе двойных регулярных пенитенциарных инспекций. Это значит, что этот закон должен быть разработал и принят», – рассказывает Банчук.