«Разбор полетов»: как Турция в свое время помогла становлению Исламского государства
За несколько лет Исламскому государству удалось значительно нарастить мышцы и создать очень мощную сеть в Сирии. Во многом это обусловлено тем, что предыдущее турецкое правительство, которое сейчас является властью в стране, не сразу узрело в организации террористическую опасность, сначала видя в них братьев-мусульман. О том, почему Турция находится в опасности, и том, почему разгром Исламского государства в ближайшее время принесет не намного меньше проблем и угроз, чем его существование, читайте на FaceNews.
На прошлой неделе, пока украинцы отмечали годовщину независимости, турецкие военные при поддержке возглавляемой США коалиции начали операцию «Щит Евфрата». По словам властей Турции, цель операции – зачистить приграничные территории от Исламского государства. В частности, целью военных стал приграничный сирийский город Джараблус, который с 2013 года контролирует Исламское государство.
Однако сейчас, спустя несколько дней после начала операции, по словам некоторых журналистов, наступление Турция ведет исключительно на курдов. «Турецкая армия напрочь забыла об Исламском государстве, наступление идет только на курдов – строго на юг от границы. Авиация бомбит (недавних?) американских союзников так, что щепки летят. Мирные жители гибнут десятками. Курды тоже огрызаются: сожгли уже несколько турецких танков. Одновременно на курдов с юга и запада давит ИГ. Американцы, кстати, не делают ничего. Мировая пресса тоже, в основном, молчит, ибо никто больше ничего не понимает», – отмечает в своем Facebook журналист Иван Яковина.
Исходя из этого, сложно понять, что сейчас на самом деле происходит на границе Турции и Сирии, и как протекает военная операция. Что касается ситуации в Сирии в целом, то там, по словам экспертов, уже давно есть много подводных камней.
«То, что происходит там, происходит с 2012 года. В Сирии идет гражданская война. Гражданская война (идет, – FaceNews) в силу отсутствия правильной реакции сторон, которые заинтересованы в Сирии или которые могли бы повлиять на события, например, ЕС, США. (Гражданская война, – FaceNews) привела к тому, что страна фрагментирована, в ней образовалась масса анклавов, масса участников, разные игроки поддерживают разных участников вооруженного противостояния. Россия, Иран, уже к ним присоединился Китай, поддерживают правительство Башара Асада. В то же время, скажем, Саудовская Аравия поддерживает определенные сирийские группировки, Турция поддерживает другие, США поддерживает разные курдские группы, с которыми в то же время воюют их союзники турки», – рассказывает украинский дипломат, создатель «Майдана иностранных дел» Богдан Яременко.
При этом, по его словам, никто не хочет вмешиваться в наземные операции, и, кроме России и Ирана, только сдержано финансируют какие-то группировки, вооружают их, обучают. Такое положение вещей, отмечает дипломат, создало ситуацию, когда хаос продолжается, ни одна из стран не может взять верх, но на это надеется.
«Посреднические усилия, которые идут – международные, дипломатические – с самого начала, как по мне, поставили ложное задание спасти территориальную целостность Сирии. Все, что там сейчас кипит и бурлит, дипломаты считают, что смогут привести в кучу и заставить жить в рамках одного государства. Нужно сказать: сирийского народа не существует. Это абсолютно разное общество – этнически и религиозно, вряд ли кто-то сдастся. И феномен, конечно, появился на территории Сирии – Исламское государство», – добавляет Яременко.
Дипломат подчеркивает: распространение этой группировки и в Сирии, и на территории Турции во многом является результатом деятельности предыдущего турецкого правительства, которое сейчас является властью страны. Дело в том, что сначала они узрели в этом движении братьев-мусульман и не увидели террористической угрозы. Учитывая такое отношение, в Исламском государстве за несколько лет успели создать очень мощную сеть на территории Сирии, которая каждый день пополняется.
«На момент начала конфликта Турция делала ставку на борьбу с правительством Асада. Теперь под давлением она изменила свое отношение, переориентировалась на ИГИЛ. Исламское государство проводит акции отплаты на территории Турции. Это абсолютно новое слово в развитии терроризма, мы это видим на примере Турции. Чем отличается терроризм ИГИЛ? Сейчас террористы выбирают те объекты, где люди являются наименее защищенными – кафе, рестораны, свадьбы. Эти акты такие жестокие с точки зрения количества жертв, и все это будет продолжаться какое-то время, потому что Турция в силу неудачного вооруженного переворота сильно ослабила свои вооруженные силы. В принципе, происходит переформатирование всего сектора безопасности в Турции, который и до того не мог обуздать терроризм на территории Турции. Все это в комплексе приводит к осложнениям», – подчеркивает Яременко.
В случае, если первоначальная и официально провозглашенная цель операции «Щит Евфрата» будет реализована и приграничные территории между Сирией и Турцией удастся очистить от Исламского государства, это положительно повлияет на террористическую ситуацию в Турции, ведь отсутствие у ИГИЛ доступа к границе усложнит для боевиков передачу, оборудования, планирование терактов и так далее. Однако, если говорить в целом о теоретической победе над Исламским государством в ближайшее время, то она приедет к значительному количеству осложнений для широкого круга государств.
«Речь идет и о Туркменистане, и о Казахстане, и Киргизстане, возможно, Грузии, Азербайджане, Кавказе. В случае, если победа будет добыта и будет полностью уничтожено, в том числе, и контрольные центры ИГИЛ, бойцы, которых там десятки тысяч, которые представляют далеко не только Сирию, а в преимущественном большинстве являются иностранцами, очевидно, разбредутся по своим странам. Очевидно, будут занимать не тем, что выращивать деревья и строить дома», – объясняет дипломат.
Скорее всего, задуматься о ситуации с Исламским государством стоит и Европейскому Союзу, избравшему очень пассивную роль. «Он сосредоточился на решении своих внутренних проблем, традиционно демонстрирует полное отсутствие видения вопросов своей безопасности. Конечно, он будет расплачиваться за это и дальше», – резюмирует дипломат.