Вчера, 15 августа, в Украине официально заработала система электронного декларирования. Электронная декларация отличается от старого бумажного варианта детализацией всех доходов и трат. Например, в электронном варианте документа декларант должен указывать, в том числе, недостроенные объекты недвижимости и наличные деньги. Более того, представление заведомо неправдивых данных или умышленная неподача декларации грозит субъекту декларирования штрафом, общественными работами или лишением свободы. По задумке приверженцев законопроекта работать все должно именно так – с возможностью привлекать к уголовной ответственности чиновников, скрывающих свои реальные доходы. Однако на практике получилось совсем иначе. Состоянием на сегодня, заявляют общественники, полноценное введение электронного декларирования саботируется из-за отсутствия политически воли у наивысших чинов государства.
Дело в том, что Национальное агентство по предотвращению коррупции запустило систему, несмотря на отсутствие аттестата защиты данных. Ранее Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины отказала НАПК в предоставлении соответствующего аттестата. В Госспецсвязи это аргументировали тем, что необходимые для экспертизы материалы и программный код им предоставили только 10 августа, а на следующий день обеспечили всего двухчасовой доступ к средствам реестра без предоставления паролей. Даже за эти два часа, отмечают в ведомстве, там нашли значительное количество проблем. В то же время политики и общественные активисты парируют: согласно информации, которую дают независимые программисты, в реестре нет чего-то такого, что по-настоящему угрожает существованию и надежности системы.
Так или иначе, а в итоге система декларирования заработала только в тестовом режиме и без сертификата. И хотя в НАПК отмечают, что и без сертификата НАБУ найдет юридический путь привлечения коррупционеров к ответственности, эксперты это отрицают, подчеркивая, что НАПК запустила подачу данных в систему декларирования без последствий за вранье в этих декларациях.
«Никакого смысла в этих данных нет, потому что эта система создавалась, чтобы впервые в истории страны можно было наказать чиновников за вранье в декларации. Убито не просто возможность привлечь к ответственности чиновников, создано возможность легализовать любое незаконное состояние. Например, завтра секретарь СНБО господин Турчинов подает в эту систему декларацию, где говорит: «У меня есть 15 миллионов долларов наличными, я их с 90-х в чемодане храню, так безопасней». В чем проблема? Поскольку данные, которые содержатся, несертифицированные, они не несут никакой доказательной базы. Соответственно, даже теоретически провести уголовное расследование невозможно, то есть, выяснить следственным путем, что он врет, невозможно даже в теории. Через этот инструмент все закопанные банки Чауса будут легализованы, и чиновники смогут спокойно жить на все награбленное», – объясняет глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин.
Общественный активист подчеркивает: рядовые чиновники в Госспецсвязи и НАПК – это простые исполнители, а не люди, принявшие решение о практически саботаже системы электронного декларирования. «Проблема не в них, проблема в Порошенко, Турчинове и их стратегической семерке», – подчеркивает Шабунин. По его словам, убийство декларирования – это не только убийство одной из наиболее эффективных антикоррупционных реформ, это убийство безвизового режима для Украины и финансовой помощи от Запада. Ранее о том, что запуск системы декларирования без необходимой сертификации может помешать Украине получить очередной транш, заявлял министр финансов Александр Данилюк.
В свою очередь часть финансовых аналитиков и политических экспертов призывают не спешить с радикальными выводами о провале перспектив безвизового режима для Украины и получения очередного денежного транша ведь электронное декларирование – далеко не единственное условие подобного сотрудничества.
Так или иначе, а тот факт, что электронное декларирование запущено только в тестовом режиме не устраивает не только общественников, но и некоторых политиков. Некоторые народные депутаты уже заявили, что не будут подавать электронные декларации в запущенную вчера систему. «Подавать данные в систему, сделанную так, чтобы мошенники избежали ответственности, это потакать мошенникам», – уверен народный депутат Украины от фракции «Самопомощь» Егор Соболев.
Более того, Антикоррупционный комитет парламента уже назначил внеочередное заседание на четверг, куда пригласили представителей НАПК, Госспецсвязи и предприятия Украинские специальные системы. «Мы как парламентарии ожидаем от них отчета, почему это случилось, и исправления ситуации», – объясняет голова Комитета по предотвращению коррупции Егор Соболев.
Параллельно некоторые члены комитета призывают смотреть на ситуацию шире, вспомнить о попытках подорвать доверие к Национальному антикоррупционному бюро и том, что генеральным прокурором стал приближенный к Петру Порошенко человек. «Мне кажется, все, что происходит, это, на самом деле, более широкий процесс. Он называется коррупционная контрреволюция, которая происходит в последние месяцы, и мы видим ее системные проявления», – отмечает народный депутат Украины Сергей Лещенко.
«На самом деле, ситуация, которая сейчас происходит с электронными декларациями, еще раз напоминает, что в действительности ничего в нашей стране после Януковича не поменялось, – заявляет народный депутат Украины Мустафа Найем. – Давайте вспомним, как было. При Януковиче насиловали людей, потом дарили ордена. При Януковиче грабили предприятия и делали вид, что у нас повышается ВВП. При Януковиче происходили вещи, которые просто не налазили на голову, а власть молчала. При Януковиче сажали Тимошенко в тюрьму, Янукович делал вид, что это не его рук дело, хотя все знали, что звонят с Администрации президента. Ровно то же самое происходит сейчас, только чуть-чуть с другим градусом».
Между тем, общественники уверены: ситуацию еще можно исправить. Для этого нужно заморозить процесс подачи деклараций до получения сертификата и начать расследование.
«Я буквально до этого времени жду, что сейчас появится волшебник с вертолета, и просто волшебной палочной скажет, что останавливается система, и подавать в нее (декларации, – FaceNews) нельзя, пока не будет сертификата. Кто причастен к тому, то сертификат не предоставили, на время расследования отстранены от должностей. Это можно сделать, это нужно сделать, я не понимаю, почему это не делается», – резюмирует исполнительный директор Transparency International Украина Ярослав Юрчишин.