Законопроект, решающий судьбу предстоящего отопительного сезона, передан на подпись президенту. Если Петр Порошенко его подпишет – арестованные счета теплокоммунэнерго будут разблокированы, и компании начнут готовить свое хозяйство к отопительному сезону. Если президент применит вето – Украина не успеет подготовиться к зиме.
Речь идет о законе № 2706 «О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования субъектов хозяйствования в сферах теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотвода», ранее принятом Верховной Радой.
«Мы очень надеемся, что президент подпишет этот закон сегодня. Если мы будем ждать принятия другого закона, который может быть рассмотрен ВРУ только после того, как депутаты вернутся с каникул, мы не успеем подготовиться к отопительному сезону», – заявила финансовый директор ПАО «Киевэнерго» Татьяна Грязнова на брифинге 29 июля. Стоит отметить, что на данный президент момент закон не подписал.
Теплокоммунэнерго на грани исчезновения
Основная проблема всех предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ) – это аресты счетов компаний в результате исков, выставленных НАК «Нафтогаз» по штрафным санкциям за долги за газ. Из-за этого на счета компаний либо вовсе не поступает средства, либо предприятия не в праве ими распоряжаться.
Закон № 2706 «О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования субъектов хозяйствования в сферах теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотвода», который был принят 7 июля и отправлен президенту на подпись, снимает аресты со счетов тепловиков. Именно поэтому многие эксперты называют документ «глотком свежего воздуха».
Одновременно с № 2706 был подготовлен правительственный закон о мероприятиях урегулирования задолженности организаций теплокоммунэнерго. Об этом рассказывает директор департамента бюджетных расчетов и налогового планирования НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Колбушкин. Он же выступает сторонником правительственного законопроекта.
«Вопрос № 1 – это неначисление штрафных санкций по задолженностям. Как закон № 2706, так и правительственный закон этот вопрос решают. Но в законе № 2706, к сожалению, не указаны источники. А в правительственном есть конкретные предложения, какие источники использовать для этих расчетов. Поэтому в сентябре нужно немедленно собираться и принимать правительственный закон, который решит текущие проблемы предприятий теплокоммунэнерго», – заявляет Колбушкин.
Другие эксперты убеждены – ждать сентября и правительственного законопроекта страна не может.
«Если мы будем ждать принятия правительственного закона, который может быть рассмотрен Верховной Радой только в сентябре в лучшем случае…Коллеги, отопительный сезон начинается в октябре! Снятие ареста со счетов в октябре не спасет Украину от того, что отопительный сезон не будет подготовлен так, как следует. Более того, мы принимали участие в разработке правительственного закона и понимаем, что в нем есть нормы, которые позволяют какие-то проблемы урегулировать, но он не решает проблемы ареста счетов. А сейчас это ключевая проблема», – говорит финансовый директор ПАО «Киевэнерго» Татьяна Грязнова.
Такого же мнения придерживается президент межотраслевой ассоциации «Укртеплокоммунэнерго» Арсений Блащук: «Подписание «2706» даст возможность разблокировать счета, и за два месяца предприятия смогут подготовить свое хозяйство к работе в зимний период. Пока мы будем принимать закон, подготовленный «Нафтогазом» и Минрегионом, теплокоммунэнерго, наверное, прекратят свое существование».
Впрочем, несмотря на такие мрачные перспективы, открывающиеся перед страной из-за неподписания закона, президент, скорее всего, его заветирует. По крайней мере, так считает экс-сотрудник Национальной комиссии регулирования энергетики и коммунальных услуг Андрей Герус.
«Законопроект «2706» действительно частично решает определенную проблему, но он вступает в конфликт с определенными требованиями МВФ. Поскольку у нас сегодня серьезная зависимость от МВФ, без макрофинансовой помощи мы можем опять столкнуться с серьезными трудностями уже осенью. Поэтому я риску сказать, что законопроект не будет подписан президентом накануне получения второго транша МВФ», – подчеркивает он.
Больше о кризисе на предприятиях ТКЭ
Счета «Киевэнерго» арестованы с февраля текущего года. Повторный арест был наложен в июне. Сумма штрафных санкций уже составляет 475 млн грн, сообщила Грязнова.
Между тем, Блащук рассказывает, что на местах ситуация намного хуже, чем в столице. У предприятий арестованы даже те счета, которые были открыты по договоренностям с иностранными инвесторами. Соответственно, финансирование внешних инвесторов в коммунальную теплоэнергетику не идет. Чтобы как-то выживать более мелкие предприятия работают в трехдневном режиме, а те же областные центры – в четырехдневном.
«Ситуация усугубилось еще тем, что Нацкомиссия отказалась устанавливать теплоснабжающим предприятиям двуставковые тарифы, которые бы позволяли в летние периоды хотя бы частично проводить подготовку к зиме и платить зарплаты сотрудникам. Сегодня тариф сезонный. Поступления предприятия получают исключительно в тех городах, где подают горячую воду, а это – только города «миллионники». Также есть средства, поступающие как задолженность: в связи с высокими тарифами население не может все выплачивать в зимний период, поэтому часть традиционно платит летом», – сообщил он.
Блащук убежден: долги за газ у ТКЭ – не их вина.
«Предприятия теплокоммунэнерго – это не предприятия из бизнеса. Они не покупают и не продают ресурс, а производят тепловую энергию. Кроме того, мы выполняем социальную функцию. Ведь местные органы не спрашивают: есть газ или его нет. Начинается отопительный сезон – в детских садиках, роддомах, школах нужно включить тепло. Так было на протяжении долгих лет, и так будет в этом году, если НАК «Нафтогаз» без любых предварительных условий предоставит этим предприятиям газ, который сегодня есть», – подчеркивает президент «Укртеплокоммунэнерго».
Он также добавил, что при всем желании поменять поставщика газа теплокоммунэнерго не могут сейчас это сделать.
«Для предприятий теплокоммунэнерго рынка газа в Украине нет, потому что все законодательство так построено – пока не расплатишься с долгами, не можешь заключить договор с другим поставщиком. Кроме того, согласно газовому кодексу, разработанному Нацкомиссией, если мы отойдем от НАК «Нафтогаз», мы должны будем заплатить за транспортировку газа и за газ предварительно. А единственное, что позитивно сегодня в сотрудничестве с «Нафтогазом» это то, что они не требуют предварительной оплаты. То есть, чтобы переходить к другому поставщику, нужно, чтобы население в один месяц заплатило дважды. Но мы понимаем, что такого практически не может быть», – добавил Блащук.
Примечательно, что НАК «Нафтогаз» не правильно будет считать рыночным «злодеем». Компания действует в рамках законодательства. Как и исполнительная служба, арестовывая счета теплокоммунэнерго. Однако с точки зрения экономики тепловики оказались в положении крайнего.
«Штрафы и пеня введены непропорционально и несбалансированно. Потому что если устанавливаются штрафы от «Нафтогаза» теплокоммунэнерго, то аналогично должны быть штрафы за невыплату ТКЭ. Социально справедливо ли это – вопрос? Но с точки зрения экономики – это было бы правильно. К сожалению, теплокоммунэнерго оказались в положении крайнего. Поскольку им дальше некому эти штрафы назначать», – убежден Герус.
Почему проблема возникла?
В 2011 году у органов местного самоуправления были забраны полномочия устанавливать тарифы на часть коммунальных услуг. Эти обязанности были переданы на центральный уровень специально созданному регулятору – Национальной комиссии регулирования энергетики и коммунальных услуг. Таким образом, государство взяло на себя ответственность следить за тем, что происходит с предприятиями ТКЭ, при этом сами предприятия в большинстве своем остались в коммунальной собственности территориальных громад, рассказывает аналитик Ассоциации городов Украины Ярослав Рабошук.
«Помимо тарифов другого дохода у коммунальных предприятий нет, поэтому прошло время, а долги накапливались. Также были внедрены так называемые распределительные счета, когда государство самостоятельно распределяло средства, которые поступают на счета теплокоммунэнерго и говорило: сколько они должны заплатить за газ, а сколько оставить себе на заработную плату, или текущие ремонты», – объясняет эксперт.
По его словам, критическую ситуацию «подогревает» тот факт, что практически по всем предприятием ьеплокоммунэнерго на сегодняшний день нет инвестиционных программ. «Коммунальные предприятия вынуждены искать другие источники, а их нет. Задолженность за природный газ возникла, начисленные бешеные штрафные санкции начислены и источников для их погашения нет», – резюмирует Рабошук.