Саакашвили VS «Народный фронт»: на кону Одесский припортовый
«Народный фронт» и Михеил Саакашвили продолжают перетягивать одеяло, в то время как стоимость предмета спора постепенно теряет в цене
Как известно, попытка продать Одесский припортовый завод завершилась полным фиаско – ни одной заявки от инвесторов не поступило. И это при том, что с момента публикации объявления о продаже предприятия Фонд государственного имущества неоднократно заявлял о повышенной заинтересованности потенциальных покупателей, а в феврале этого года глава фонда Игорь Билоус говорил, что завод на 99% готов к продаже.
В следующий раз ОПЗ будет выставлен на продажу в октябре, предположительно со снижением его стартовой цены. Какой она будет, пока неизвестно.
Напомним, что согласно определению конкурсной комиссии, стартовая цена предприятия составляла 13 млрд 175 млн грн. Теперь многие называют ее завышенной. В их числе и управляющий директор компании Group DF Борис Краснянский, перед которой ОПЗ в большом долгу. «В условиях, которые сейчас существуют, с учетом рисков, с учетом надежности поставок сырья для этого завода, оценить завод в 520 млн долларов – является ошибкой... Это слишком высокая цена», – заявил он. Такого же мнения придерживается гендиректор инвестиционной компании Concorde Capital Игорь Мазепа. По его словам, справедливая цена ОПЗ составляет не более 300 млн долларов.
Почему провалился конкурс?
Помимо высокой стоимости актива и долга предприятия перед Group DF, среди главных причин провала конкурса на сайте ФГИ называют суды с компанией «Нортима», которая должна была приватизировать предприятие в 2009 году, ограничения на репатриацию дивидендов, отсутствие налоговых льгот и преференций для инвестора.
Также в отдельных СМИ появились сообщения, что потенциальных инвесторов «распугало уголовное преследование руководителей завода». Напомним, что 14 июля Специализированной антикоррупционной прокуратурой проведены обыски по делу Одесского припортового завода. В рамках следствия детективы НАБУ задержали заместителя главы «Нафтогаза», председателя наблюдательного совета ОПЗ Сергея Перелому и первого заместителя главы «ОПЗ» Николая Щурикова по подозрению в растрате средств предприятия.
Задержания действительно происходили как раз накануне завершения первой попытки продать Одесский припортовый. Тогда же многие связали эти события. К примеру, адвокат Сергея Переломы Игорь Черезов заявил, что НАБУ и САП своими действиями хотят сорвать приватизацию припортового завода в интересах Одесского губернатора Михеила Саакашвили. Последний, в свою очередь, назвал подобные обвинения «информационной кампанией по защите коррупционеров».
«По результатам расследования НАБУ были задержаны глава Наблюдательного совета ОПЗ Перелома и первый зам Щуриков. Следствие продолжается, но детективы уже обнаружили убытки на сумму свыше 205 млн. грн. В олигархических СМИ тут же началась информационная компания по защите коррупционеров. Основной месседж такой: «Инвесторов отпугивает не тотальная коррупция и «договорняки», а уголовное преследование руководителей завода». Смешно, если бы не было так грустно», – написал Саакашвили на своей странице в Facebook.
На его сторону стал и другой представитель «грузинского десанта» Давид Cакваралидзе:
«Я ожидаю, что коррупционеры будут защищаться всеми возможными способами. В отдельных СМИ уже появились «информационные вбросы» о том, что инвесторов отпугивает уголовное преследование руководителей завода. При этом, исходя из логики этих СМИ тотальная коррупция, «договорняки» и зависшие в суде дела на сотни миллионов долларов проблемы не составляют. Получается, что они воруют, искусственно создают долги, а инвестор не приходит только потому, что их задержали за эти противозаконные действия? Это даже смешно комментировать.
Складывается впечатление, что власть намеревалась не привлечь, а распугать инвесторов, и ее единственная цель – сохранить давно наработанные схемы».
«Депутатский контроль» в Одессе
Сергею Переломе суд избрал меру пресечения в виде содержания под стражей сроком на 60 дней с альтернативой внесения залога в размере 80 млн. грн. Для Николая Щурикова избрана практически идентичная мера пресечения с единственным отличием – с альтернативой внесения залога в размере 40 млн 584 тыс. грн.
Нельзя судить, как их задержания повлияли на провал приватизации, однако, судя по всему, разворошили «другой улей».
После заседания по делу Переломы прямо под зданием суда разгорелся скандал вокруг нардепа из «Народного фронта» Евгения Дейдея. Сеть обошло видео, на котором он в грубой форме обвиняет заместителя руководителя САП Владимира Кривенко в том, что последний выполняет заказ Саакашвили «по устранению конкурентов на ОПЗ». Также в перепалке участвовал нардеп НФ Николай Княжицкий.
Саакашвили, в свою очередь, утверждает: за арестованными директорами реально стоит Фирташ.
«Более того, они обвинили меня и НАБУ в том, что борясь с коррупцией мы умышленно отпугиваем инвесторов в пользу мифических «наших» олигархов. За всем этим словоблудием не скрыть настоящего олигарха Фирташа, искусственно накопленный долг к которому навесили на ОПЗ неподъемной ношей, так же, как и Мартыненко, Яценюка и Авакова, которые реально стоят за арестованными директорами. Приватизация была специально сорвана слишком высокой ценой для того, чтобы продолжать грабить по старой схеме», – говорит он.
Позже Дейдей извинился за свое поведение, однако все же подчеркнул, что уголовное производство против топ-менеджеров припортового – это «подлая инсинуация с преступным умыслом».
Отметим, что Евгений Дейдей – участник межфракционного объединения «Депутатский контроль». Примечательно, что первое региональное отделения «Депутатского контроля» было открыто также в Одессе. Как ранее заявлял заместитель главы секретариата данной группы народных избранников Андрей Бониславский – борьба с коррупцией в этом региона имеет важнейшее значение.
Весьма близко к группе «Депутатский контроль» относится нардеп Николай Мартыненко, которого Саакашвили также обвиняет в коррупции. По словам Одесского губернатора, заключенные под стражу Перелома и Щуриков, весь последний год передавали деньги завода депутатской группе Мартыненко.
Кому выгодна утеря рентабельности ОПЗ?
Судя по информации, обнародованной в СМИ, для межфракционного объединения «Депутатский контроль» заинтересованность Одесским припортовым заводом не в новинку. Несколько лет назад депутаты этой группы направляли обращение в Антимонопольный комитет, ГФС и ФГИ с целью разобраться с тарифами на предприятии.
Сообщается, что, начиная с мая 2014 года, ОПЗ без каких-либо объяснений повышал тарифы для «Укрхимтрансаамиака» на услуги по приемке, хранению, охлаждению и погрузке жидкого аммиака. В ноябре того года тарифы стали одними из самых высоких в Европе. После того, как руководство «Укрхимтрансаамиака» обратилось в суд, ОПЗ с 22 января прекратил предоставлять свои услуги, хотя это — прямое нарушение отечественного законодательства. Следствием остановки прокачки аммиака стали огромным убытки – и на самом ОПЗ и на «Укрхимтрансаамиаке». Таким образом, ОПЗ собственноручно ухудшало собственную рентабельность. Как предполагали журналисты, одна из причин – опять-таки возможная приватизация Одесского припортового.
Народный депутат группы Геннадий Кривошеев отмечал, что журналисты и эксперты допускают намеренное доведение ОПЗ до банкротства перед его возможной приватизацией в угоду будущему собственнику.
«Специалисты отмечали, что приватизировать ОПЗ невыгодно в связи с глубоким экономическим кризисом. Возможно, именно эту цель и преследовало руководство ОПЗ и те, кто заинтересован в его покупке. Предприятие на глазах теряло рентабельность не без помощи его руководства, чтобы подтолкнуть ФГИ к быстрейшей приватизации», – передавали СМИ.
Как обеспечить успешное проведение повторного конкурса?
Очередная попытка продать завод запланирована на октябрь. Как сделать ее успешной? В Фонде государственного имущества убеждены – ответ на этот вопрос в работе «над ошибками». «Нам следует поработать над ошибками: попытаться решить те проблемы, которые оказались ключевыми для потенциальных инвесторов, возможно - пересмотреть условия», – подчеркивает Билоус в комментарии FaceNews.
Экономическому эксперту Александру Охрименко позитивные перспективы кажутся смешными.
«Это комедия. Пока не будет решения руководства государства, кому отдать завод, ничего не будет. Все упирается в одно: никак не могут решить, кому из олигархов его отдать. Как только определятся, конкурс сразу же закончится, причем очень быстро. Это все понимают. Никаких там чужих инвесторов не будут, это для своих. А «свои» все никак не могут решить, кому же из «своих» отдать», – говорит Охрименко.
Более того, по мнению эксперта, скорее всего предприятие продадут на офшор, после чего уже перепродадут российскому собственнику.
Финансист Эрик Найман также убежден в срыве плана приватизации.
«Вкупе с более низкой инфляцией по сравнению с той, которая заложена в госбюджет (12%, а по факту будет 8-10%) это приведет к недопоступлению в госбюджет запланированных доходов примерно на 40 млрд.грн. И вызовет потребность либо в секвестре госрасходов, либо в эмиссии. И скорее произойдет последнее. Особенно если учесть сложности взаимоотношения с МВФ. Кредит МВФ в этом году вряд ли уже поступит – впереди президентские выборы в США и острой потребности кредитовать Украину нет. И уже новая администрация нового президента в январе 2017 года решит, что делать с Украиной – то ли гладить по головке, то ли шлепать по попке (не исключено одновременно и то и другое)», – объясняет он в своем блоге.
Попытки приватизации ОПЗ
В 2009 году к конкурсу по приватизации ОПЗ были допущены три компании: Нортима (группа Приват), Азот-Сервис (опосредованно подконтрольный Газпрому) и Фрунзе-Флора (основной владелец - Константин Григоришин).
Приватизации предшествовали долгие споры между президентом Виктором Ющенко и премьером Юлией Тимошенко о целесообразности продажи ОПЗ. Президент даже обращался в Конституционный суд, чтобы заблокировать продажу. Но конкурс все же состоялся.
29 сентября 2009-го в ходе торгов Азот-Сервис и Нортима 18 раз повышали стартовую цену, шаг был 50 млн грн. В итоге победила Нортима, предложившая за ОПЗ 5 млрд грн, что на 1 млрд грн больше стартовой цены (5 млрд грн были эквивалентом $625 млн по официальному курсу НБУ).
Но оказалось, что это далеко не финал. Спустя час после окончания торгов исполняющий обязанности председателя ФГИ Дмитрий Парфененко объявил, что конкурсная комиссия отказалась утверждать результаты. Аргументацией для данного решения стало то, что из-за препятствий процессу приватизации, в том числе судебных, сильно подорван интерес к объекту, цена приватизации оказалась заниженной. Кроме того, в поведении участников конкурсная комиссия усмотрела признаки согласованных действий.
В сговоре участников приватизации обвинила и премьер-министр Юлия Тимошенко. Нортима попыталась в суде доказывать законность приватизации, но попытки Коломойского не увенчались успехом. ОПЗ остался в госсобственности.
О необходимости приватизации ОПЗ снова серьезно заговорили после смены власти в Украине в 2014 году. Сначала правительство решило продавать небольшие пакеты акций ОПЗ по 5% на биржевых торгах. Но в декабре 2014-го ФГИ отменил приватизацию по решению Кабмина. Правительство решило продавать ОПЗ целиком.
Согласно приказу ФГИ от 10 июня, конкурс должен был быть объявлен в ноябре прошлого года. ФГИ назвал приблизительную стартовую цену пакета акций ОПЗ – 500 млн долл. И заявил, что предприятием интересуются десять иностранных инвесторов. Уточнить цену планировалось после пробной продажи 5% акций. Но в августе руководство фонда сообщило, что и эта процедура отменяется.
Планировалось, что условия проведения конкурсов по продаже стратегических предприятий, требования к инвесторам, а также новую методологию оценки таких объектов должен разработать правительство и утвердить Верховная Рада. Но парламент провалил законопроекты.
Срыв произошел на фоне шумной кампании против завода, развернутой Саакашвили и его соратниками. Тогда еще заместитель генпрокурора, прокурор Одесской области Давид Сакварелидзе заявил, что Одесская прокуратура расследует коррупционные схемы в ОПЗ на сумму более 4 млн грн. Председатель Одесской облгосадминистрации потребовал от Яценюка отменить контракт на закупку газа, заключенный Одесским припортовым. И это далеко не первый раз, когда приватизацию ОПЗ был остановлен из-за политической игры.
Как тогда заявлял руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко, скандал, который разворачивается вокруг ОПЗ: «Это столкновение между Саакашвили и Яценюком». Судя по всему, цирк уехал, но клоуны остались – «Народный фронт» и Михеил Саакашвили продолжают перетягивать одеяло, в то время как стоимость предмета спора постепенно теряет в цене.