№4370-1 был принят Верховной Радой вчера в первом чтении. Закон предвидит внесение изменений в закон о государственной службе. Эти изменения, отмечает часть депутатов, дают президенту контроль над органами местной власти. Так, парламент намерен отнести глав местных администраций к госслужащим категории «Б», которых назначает президент по результатам конкурса, проведенного комиссией при президенте.
«Два года мы боремся за реформу государственной службы. И завтра (сегодня, – FaceNews) заканчивается формирование Комиссии по высшему корпусу государственной службы, которая будет по независимому конкурсу отбирать государственных служащих. А сегодня (вчера, – FaceNews) этим законопроектом 4370-1 разрушается полностью вся реформа. Он (один из инициаторов законопроекта Артур Герасимов, – FaceNews) предлагает спустить голов районных государственных администраций, голов областных государственных администраций в категорию «Б», разрешить им быть политиками, членами политических партий, разрешить им идти на выборы. И назначаться и выбираться они будут президентом Украины в комиссии при президенте Украины. Конституция говорит, что президент назначает по представлениям Кабмина. Представление Кабмина будет только символичным, потому что комиссия при президенте Украины на две трети будет состоять из представителей президента и на одну треть из представителей Кабмина. Президент будет назначать тех, кого он будто бы отберет по своему будто бы открытому конкурсу», – заявляла во время обсуждения законопроекта народный депутат от «Батькивщины» Алена Шкрум.
«Во-первых, это неконституционно. Во-вторых, Совет Европы уже сказал, что это неконституционно, узурпация власти, и это нужно предоставлять на Венецианскую комиссию. В-третьих, профильная организация SIGMA считает, что это преувеличение конституционных полномочий Петра Порошенко», – добавляет Шкрум.
По ее словам, такие инициативы выходят даже за пределы времен президентства Виктора Януковича.
Однако один из инициаторов законопроекта, народный депутат от «Блока Петра Порошенко «Солидарность» Артур Герасимов парирует обвинения коллег. По его словам, Комиссия по высшему корпусу государственной службы, о которой говорит Шкрум, вопросами назначения голов областных и районных государственных администраций займется не раньше зимы.
«Эффективность работы областных и районных администраций на сегодня является вопросом национальной безопасности, не меньше. Когда я начинал работать над этим законом, без голов были более сорока районных государственных администраций, а нынче эта цифра выросла до шестидесяти. Хочу сказать, что у нас нет руководителя районной государственной администрации в Волновахском районе, советы на востоке страны высказывают недоверие головам районных государственных администраций. На сегодня сложилась ситуация, что руководители районных и областных государственных администраций должны выбираться на конкурсе, который проводит Высшая квалификационная комиссия по корпусу государственной службы. Однако вопрос в том, что эта комиссия будет только создана, после этого она начнет выполнять свои первые задания, касающиеся центральных органов исполнительной власти, и, дай Бог, чтобы где-то к январю следующего года она добралась к руководителям областных и районных государственных администраций», – объяснял во время обсуждения законопроекта №4370-1 Артур Герасимов.
Кроме того, политик опровергает обвинения касательно того, что закон является неконституционным.
«Когда было первое чтение закона о государственной службе, и там была комиссия при президенте Украины, уважаемые международные организации не высказали против этого ни одного замечания. На сегодня они почему-то это говорят», – парирует Герасимов.
Однако значительная часть экспертов все же поддерживает Шкрум и называет закон таким, который помогает президенту Порошенко усилить свою власть.
«Речь идет о том, чтобы вернуть Порошенко часть полномочий, которые были у Януковича до изменений в Конституцию, в частности, единогласное назначение голов райгосадминистраций, а не через конкурсные механизмы вместе с Кабмином», – рассказывает FaceNews политический аналитик, эксперт Института политического образования Александр Солонтай.
«Это значит усиление влияния президента и построение президентской вертикали по сельской местности, а также в региональных представительствах – областных государственных администрациях, что значит подготовку его к президентским выборам через административное давление и административный ресурс», – добавляет эксперт.
Однако самым страшным, по словам политического аналитика, является то, что эти полномочия могут достаться кому-то другому.
«Поэтому, на самом деле, нужно менять систему, а не подстраивать власть под какое-то лицо, под какую-то временную ситуацию», – подчеркивает в разговоре с FaceNews Александр Солонтай.
По его словам, сейчас есть три варианта дальнейшего развития ситуации с законопроектом №4370-1.
«Первый вариант – не принимать этот законопроект дальше. Второй вариант – поправить законопроект ко второму чтению и пустить в нормальной форме. Третий сценарий – принятие его в том извращенном варианте, в котором он есть сейчас. Будет надеяться на то, что этот законопроект вообще поднимет вопрос децентрализации и поставит его ребром – что же мы делаем: создаем сильное самоуправление на местах, идем по пути объединения общин с целью их усиления или идем по пути марафетной реформы администрации», – рассказывает эксперт.
Чтобы идти по пути реальной децентрализации, по словам политических аналитиков, нужно, например, готовить закон о префектах.
«Именно префектуры должны в будущем заменить райгосадминистрации и областные администрации. Также нужно сейчас усиливать самоуправление на местах при помощи изменений в земельный кодекс, изменений об объединенных общинах, при помощи принятия закона о местном референдуме, нужно усовершенствовать бюджетно-налоговые отношения и упрощать процедуру проведения выборов в объединенных общинах. Это то, что уже сегодня может дать конкретные результаты, чтобы система поменялась», – резюмирует Александр Солонтай.