Патрульная полиция, уверяют политики, является только началом реформы. По словам министра внутренних дел Украины Арсения Авакова, следующим этапом реформирования МВС станет создание полицейской академии и новых сервисных центров МВД, которые станут заменой МРЭО.
Между тем, полиция, похоже, стала не только фактором изменений в системе внутренних дел Украины, но и важным политическим элементом, ведь не только многие украинцы за первый год работы патрульных успели сфотографироваться с полицейскими, но и многие политики активно комментируют работу структуры.
Об итогах работы патрульной полиции за первый год работы в Украине FaceNews расспросил главного эксперта группы Реанимационного пакета реформ касательно реформы правоохранительных органов Александра Банчука и кандидата философских наук, политического эксперта общественной организации «Слово и дело» Валентина Гладких.
Александр Банчук: Критически важно запускать новых людей
Если мы говорим о патрульной полиции, я думаю, некоторые ожидания даже превзошли себя. Патрульная полиция внедрена в большем количестве регионов, чем планировалась ранее. Я думаю, это позитив. Во-первых, это связано с большой поддержкой наших международных партнеров. Во-вторых, технически уже было подготовлено соответствующее обеспечение. Соответственно, это позволило запустить патрульную полицию в большем количестве городов.
С другой стороны, если мы говорим только о патрульной полиции, то до сих пор, например, не решен вопрос электронных протоколов, чтобы оформление протоколов, постановлений происходило при помощи электронных средств. Это, конечно, уменьшает эффективность работы патрульной полиции.
Следующая, я думаю, вещь, которая касается патрульной полиции, что ей на подмогу планировалось принять соответствующий закон касательно видео- и фотофиксации нарушений правил дорожного движения. Эффективна будет только модель работы патрульной полиции, когда параллельно с патрульными работают фотоаппараты и видеоприборы, фиксирующие нарушения. Только вместе эти механизмы могут дать эффект. Без этого технического аспекта сейчас как раз проседает безопасность на дорогах. Но есть обещания, что со следующего года с помощью опять-таки наших партнеров, западных правительств, удастся исправить ситуацию.
Однако наибольшая проблема, я думаю, заключается в сотрудничестве новой патрульной полиции со старой полицией, потому что в старые подразделения никто новый фактически не пришел, и переаттестация, которая происходит, отсеивает наихудших. При этом есть проблема с переаттестацией, потому что судьи восстанавливают уволенных милиционеров на их (предыдущие, – FaceNews) должности.
Поэтому критически важно запускать туда новых людей. Один из способов этого – уже больше года говорят о том, чтобы приступить к реформе уголовного блока, к уголовной полиции, создать объединенные детективные подразделения.
Создание объединенных детективных подразделений предоставит возможность объявить конкурс на все должности детективов, и таким образом опять-таки запустить в структуру новые кадры. Тогда сотрудничество между патрульной полицией и уголовным блоком – уголовной полицией – будет лучше, а не как сейчас, когда фактически это два разных мира.
(Сейчас, – FaceNews) Есть патрульная полиция, которой доверяет преимущественное количество (украинцев, – FaceNews), и есть уголовная полиция, уголовный розыск и подразделения досудебного расследования – следователи, которые фактически составляют уголовный блок. Они работают, будто за последние двадцать лет ничего не изменилось, и для них не имеет значения мнение граждан о них. Поэтому критически важно сделать изменения в этом направлении полиции.
Валентин Гладких: В обществе назрела необходимость поменять имидж правоохранительных органов
Если говорить с политической точки зрения, то необходимо сказать, что после событий на Евромайдане, безусловно, правоохранительные органы, в том числе, милиция, были окончательно дискредитированы в глазах общества. То есть, и до того у общества не было иллюзий по поводу того, чьи интересы защищают силовики, насколько эффективно они работают, однако после Евромайдана они были окончательно дискредитированы.
Давайте вспомним события, начавшиеся в Крыму, когда (правоохранительные органы, – FaceNews) практически в полном составе перешли на сторону оккупанта. Потом – события в Луганской и Донецкой областях, когда правоохранители вместо того, чтобы осуществлять сопротивление, в достаточно заметном количестве перешли на сторону агрессора и бандитских формирований.
Понятно, в обществе назрела необходимость поменять имидж, в первую очередь, правоохранительных органов. Поскольку структура их очень сложная и крепкая, не так просто сломать ее хребет. Было решено сделать такой шаг. Его подавали, как первый шаг, однако на сегодня он так и остался последним. По сути, поменяли патрульно-постовую службу. Это своеобразный милицейский планктон, то есть, наиболее низкая ступень, которая, наверное, меньше всего реально влияет на ситуацию в правоохранительной системе, потому что основная коррупционная деятельность осуществляется совсем не патрульными.
К плюсам, во-первых, можно отнести, что удалось поменять эмоциональное отношение граждане к полицейским. Все же эмоционально к нынешней полиции отношение, безусловно, значительно лучше, чем к предыдущим милиционерам. Во-вторых, люди рассматривают это как первый шаг в направлении дальнейшей реформы. Это тоже вселяет определенный оптимизм. Люди ожидают, что будет дальше.