Пир во время чумы: сколько в Украине стоит политическая партия
1 июля должно было стать революционным днем в украинской политической системе, однако, похоже, революция откладывается. Дело в том, что именно сегодня в Украине должно было начаться государственное финансирование политических партий. Соответствующий закон, к слову, вызвал неоднозначную реакцию у политиков и экспертов.
Несколько месяцев назад Верховная Рада поддержала законопроект №2123а «О внесении изменений в законодательство в части предотвращения и противодействия коррупции», который предусматривает финансирование из госбюджета политических партий. Деньги получат те политические силы, которые смогли набрать не менее 2% на последних выборах в Верховную Раду.
Одним из наиболее активных лоббистов закона был народный депутат Украины от «Блока Петра Порошенко «Солидарность» Сергей Лещенко. Выдача денег государством политическим силам, по его мнению, поможет становлению в Украине демократии и предотвращению грабежа олигархами бюджета за счет своих политических сателлитов. Кроме того, подобное финансирование обойдется каждому украинцу всего 80 копеек в месяц.
«В среднем выходит 80 копеек в месяц украинский гражданин будет выделять на все политические партии в Украине. Я думаю, это невысокая цена за то, чтобы в стране была демократия, а олигархи потом не грабили украинский бюджет через своих политических сателлитов», – рассказывал Лещенко несколько месяцев назад.
Однако часть политических экспертов уверены: закон особой пользы не даст, а эти средства можно направить, например, на медицину.
«Я рассуждаю так, что практической пользы от этого законопроекта не будет, а население может озлобиться. У нас уже пенсии ниже квартплаты, социалка обвальная, а мы финансируем политические партии. Имеет смысл принимать такой закон, если он даст реальный результат, а так будет негативный эффект – граждане озлобляются. Соответственно, законопроект я оцениваю скорее негативно. Лещенко подсчитывал, что это маленькие деньги, получается восемьдесят копеек в месяц с одного человека, однако если сложить, насколько у нас недофинансирована медицина, образование и все остальное, то эти деньги не лишние», – раннее рассказывал в интервью FaceNews политический аналитик, эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Николай Спиридонов.
По его словам, в целом на государственное финансирование партий, начиная с лета 2016, планируется выделить около 400 миллионов гривень в год.
«По нашим подсчетам, за один голос избирателя партия получит около 25 гривень. Так, победители парламентских выборов «Народный Фронт» и «БПП» получат приблизительно по 85 миллионов гривень, поскольку набрали примерно по 22% голосов избирателей, «Самопомощь» – около 42,5 миллионов, «Оппозиционный блок» – около 35 миллионов, «Радикальная партия» – около 28 миллионов, «Батькивщина» – около 19 миллионов, непредставленная в парламенте «Гражданская позиция» – около 12 миллионов гривень за 3% голосов избирателей. Последняя партия, которая должна получить деньги – это «Заступ», набравшая 2,65%», – добавляет Николай Спиридонов.
По словам эксперта, такие суммы являются крайне малыми, ведь реальные затраты спонсоров политических проектов намного выше.
«Например, по оценкам Украинского института анализа и менеджмента политики, суммарно на местных выборах-2015 ведущие партии потратили около 10 миллиардов гривень. На парламентских выборах было потрачено не меньше, если не больше. Сумма, выделяемая государством, во много раз меньше и не даст возможности отказаться от денег олигархов», – добавляет Николай Спиридонов.
Мнение экспертов поддерживают и некоторые народные избранники.
«Бюджет – это утопия, поверьте мне. Считаю, должны быть четкие договора между теми, кто дает деньги, и теми, кто их берет. Этот договор должен быть прозрачным, чтобы общество видело, кто дает средства. Если ты заключаешь договор с Левочкиным, то приходишь и говоришь: «Я заключил контракт с бизнесменом, который наливается Левочкин. Он финансирует нашу партию. Честный он бизнесмен или нет, вам разбираться, но он мне дает деньги». Вот так было бы правильно», – ранее рассказывал в интервью FaceNews народный депутат Украины Владимир Парасюк.
Нардеп уверен: содержать партию – это практически то же самое, что содержать футбольный клуб.
«Есть партии типа «Динамо» (Киев), а есть партии типа «Карпаты» (Львов). Если говорить о парламентской партии, то это на уровне пяти миллионов долларов в год, плюс больше финансирования в период избирательной кампании», – добавляет Парасюк.
Несмотря на столь противоречивые мнения, закон был принят. Тогда инициативу поддержали 229 депутатов. Однако часть из голосовавших «за» несколько недель назад сделали сенсационное заявление: с 1 июля 2016 года государственное финансирование партий не начнется.
«С 1 июля закон не заработает, и финансирование политических партий не наступит. Не наступит, формально, можно сказать, потому что закон содержит достаточно отсылочных норм, которые говорят, что и кто должен сделать, чтобы эти изменения заработали», – заявила в прошлом месяце вице-спикер Верховной Рады Украины Оксана Сыроид.
По ее словам, для реализации закона соответствующие решения должны принять Национальное агентство по вопросам противодействия коррупции, Центральная избирательная комиссия, срок полномочий большинства членов которой уже давно закончился, а также Счетная палата, «у которой также нелегитимный состав».
Между тем, чиновники уверяют: финансирование начнется в этом году, просто немногим позже.
«С 1 июля у партий появляется право на финансирование, но реализовать право можно, когда будет заполнена форма отчетности партии, на что отведено 40 дней, и изучена Нацагентством по предотвращению коррупции в течение 2 месяцев», – уверяет председатель Национального агентства по предотвращению коррупции Наталья Корчак.
Между тем, политические аналитики уверены: этот законопроект вряд ли сможет изменить сложившееся положение дел, когда олигархи платят зарплаты депутатам и спонсируют партии.
«Действующий законопроект, по большому счету, не в состоянии изменить положение дел, а давать партиям еще больше денег тоже будет аморально, потому что сейчас есть много других проблем. То есть, это очень косметическое решение, которое не приводит к каким-то видимым результатам», – отмечает Николай Спиридонов.
Параллельно один из лоббистов законопроекта Сергей Лещенко подчеркивает: закон о финансировании партий был принят еще в 2003 году, но не вступал в действие. Если бы он начал действовать тогда, не исключено, что Виктор Янукович не пришел бы к власти.
«Я думаю, как только первая гривня пойдет из бюджета на государственные нужды, настроение горожан резко изменится, так как они будут осознавать, что их пенсии пойдут на содержание партий, соответственно, украинцы станут намного критичнее следить за действиями партий и за тем, как они выполняют свои обещания», – заявляет народный депутат.