Рабочий график народных депутатов состоит из недель пленарных заседаний, работы в комитетах и работы на округах. Так, согласно календарному плану Верховной Рады с 29 июня до 1 июля депутаты проводят работу с избирателями. Часто это подразумевает работу депутатов на округах, ведь значительная часть народных избранников – мажоритарщики. Однако работу с избирателями проводят и так называемые списочники – депутаты, прошедшие в парламент по списку той или иной политической силы.
«Каждая фракция делит своих членов по определенным областям и городам. Речь идет не только о мажоритарщиках, которые едут на свой конкретный избирательный округ. Также там могут быть депутаты, которые прикреплены, например, к Мариуполю, к Донецкой области, Винницкой области. Они приезжают туда и работают, в первую очередь, с местными партийными организациями и с людьми, которые приходят на соответствующий прием депутатов», – рассказывает FaceNews политический аналитик Сергей Быков.
Политтехнологи часто называют прикрепление списочников к тому или иному округу не более чем формальной работой.
«Система закрепления депутатов-списочников за округами, которая практикуется во многих фракциях, имеет, как правило, номинальный и формальный характер. Реально списочник появляется на округе лишь во время выборов или с целью пиара на фоне скандального информационного повода», – отмечает политтехнолог, кандидат исторических наук, руководитель Центра политической разведки Олег Постернак.
Так или иначе, а в недели «работы с избирателями» депутаты должны, как минимум, осуществлять личный прием граждан.
«Коммуникация парламентариев и избирателей в округах обычно сводиться к осуществлению депутатского приема на местах, участию в публичных мероприятиях местной власти, оказанию материальной помощи избирателям, подготовке интервью в СМИ. Большой массив работы в округе выполняют помощники-консультанты, выслушивающие просьбы и жалобы, договаривающиеся о встречах своего «патрона» с трудовыми коллективами, пишущие восторженные комментарии в социальных сетях, отслеживающие текущие рейтинги и готовящие аналитическую информацию. Но это в идеале», – отмечает Олег Постернак.
В реальности, по его словам, в межвыборный период активность некоторых депутатов-мажоритарщиков резко замирает.
«Приемные многих депутатов-мажоритарщиков виртуальны, а присутствие депутата в медийном пространстве ограничивается заказными материалами в СМИ. Очень часто под фразой «работа в округах» скрывается дополнительный отпуск депутата, когда можно потратить государственные время на политические интриги и деловые сделки, а порой – на заграничный отдых», – подчеркивает Постернак.
Между тем, работы депутатов с избирателями и работа на конкретных округах часто имеет и негласную сторону. Так, некоторые народные избранники могут стать участниками «передела» ресурсов на местах.
«Многие депутаты-мажоритарщики воспринимают их (округа, – FaceNews) как феодальные вотчины, участвуют в негласном распределении финансовых потоков и земельных ресурсов, согласовывают кандидатуры на важнейшие должности в исполнительной власти, правоохранительных структурах и системе самоуправления. Часть депутаты умело используют свой лоббистский арсенал в правительстве и бюджетном комитете для выбивания средств государственного бюджета на нужды своих округов», – добавляет политтехнолог.
По словам народных депутатов, иногда и не нужно выбивать деньги на округ, ведь некоторые коллеги не прочь дать пару миллионов на округ за нужное голосование.
«Мне предлагали, если я не проголосую за увольнение Яценюка – 20 млн на округ. Вы спросите: «Кто?» Я вам скажу: Иванчуки ходят, когда-то Мартыненко еще ходил, Пашинский такой ходит… Там есть много таких – ходят и предлагают тебе преференции», – несколько месяцев назад в интервью отмечал народный депутат Украины Владимир Парасюк.
Проблемой в этой ситуации является и тот факт, что у украинцев нет реального инструментария контроля депутата.
«В Украине с контролем за работой депутата существует большая проблема. Отсутствует соответствующая отчетность депутата за проведенное рабочее время в округе, не функционирует законодательный механизм отзыва депутата-мажоритарщика избирателями. Рядовой избиратель в классической схеме взаимоотношения со своим депутатом находится изначально в позиции просящего или нуждающегося статиста», – рассказывает Олег Постернак.
Совершенно иначе строится работа в округах и с избирателями в других странах.
«Например, члены Палаты представителей США ставку делают на взаимоотношение с партийным активом, благотворительную деятельность и публичные дебаты в округах. Членов Конгресса, буквально, не оторвать от работы на местах, ведь рядом с ними конкурирует потенциальный соперник из другой партии», – подчеркивает Постернак.
Также, по его словам, отсутствие пленарных заседаний – не время для отдыха и для депутатов немецкого Бундестага, ведь больше половины их рабочего времени проходит именно в округах. Не приходится отдыхать и политикам в Великой Британии.
«В рабочих графиках членов парламента Великобритании прописаны так называемые «пятницы в округах», когда они полностью отдаются коммуникации с избирателями», – рассказывает политтехнолог.
Между тем, эксперты уверены: никто не мешает народному депутату Верховной Рады постоянно встречаться со своими избирателями и нет особого смысла выделять для этого целую неделю работу. Эту неделю лучше посвятить, например, работе в комитетах.
«Основная работа парламентариев сводится к комитетам, а в сессионном зале во время пленарных недель они всего лишь выражают свою точку зрения в плане поддержки или не поддержки тех или иных законопроектов», – резюмирует Сергей Быков.