Новые подробности пожара в Грибовичах: как смертельная трагедия стала предметом политических игр
История со свалкой в Грибовичах должна была стать примером того, что власти на разных уровнях должны профессионально и совместно решать проблемы всеукраинского масштаба, иначе будут страдать люди. Однако в реальности трагедия, послужившая причиной смерти трех украинцев, стала лишь фактором политической борьбы.
История с пожаром на свалке в Грибовичах не утихает уже несколько недель и постоянно обрастает новыми подробностями. Так, часть львовского мусора примет столица Украины. Об этом на днях заявил мэр Киева Виталий Кличко.
«Учитывая то, что в летнее время мощности мусоросжигательного завода «Энергия» в Киеве недозагружены, мы можем принять часть мусора на сжигание. А также – направлять на сортировочные линии. Надеюсь, что проблема с мусором во Львове в ближайшее время будет решена», – отметил Кличко.
Напомним, что первый пожар на полигоне в Грибовичах начался в конце мая. Во время тушения огня погибли три спасателя. После трагедии сельсовет Великих Грибовичей принял решение о полном закрытии свалки с 1 июня. В итоге Львов остался без своего единственного мусорного полигона.
В партии мэра Львова Андрея Садового уверяют: целый город фактически сделали заложником политических игр олигархов и управляемых ними политиков, ведь свалку подожгли.
«Сейчас у нас четко есть своя оценка. К огромному сожалению, олигархические власти впоследствии двадцатипятилетнего развития государства использовали невероятный преступный инструмент борьбы с политическими оппонентами. Когда до этого времени использовали уголовные преследования, черный пиар, подпалы, разбивание машин, то (сейчас, – FaceNews) они, не справляясь с политической силой, у которой просто есть своя позиция, начали использовать безопасность восьмисоттысячного города, чтобы давить на политическую силу. Людям в олигархической власти уже нет пределов, теперь они шантажируют большим городом для того, чтобы снизить рейтинг какой-то партии», – рассказывает FaceNews народный депутат Украины, лидер фракции «Самопомощь» Олег Березюк.
По его словам, сначала «враг сделал проблему на востоке Украины», а теперь и на западе страны.
Однако эксперты отмечают: громкими обвинениями без доказательств бросаться не стоит, а проблема свалок в Украине требует решения на уровне государства.
«Если такие вещи кто-то озвучивает, то пусть приведут примеры и объясняют, кто подпалил, когда, как, каким образом. Откуда берется информация о подпале? Есть следственные действия? Установлено, что кто-то подпалил?» – подчеркивает в разговоре с FaceNews политический аналитик Ярослав Макитра.
«То, что случилось на свалке, я бы сказал, является проблемой, которая требует решения на государственном уровне, что и как делать со свалками. Поэтому, скорее всего, случай, который там случился, это то, что рано или поздно должно было случится и может случиться не только во Львове. Когда не придерживаются правил, когда за взятки получаются соответствующие разрешения и так далее, и на все это закрывается глаза, то рано или поздно это приводит к трагическим последствиям. Поэтому то, что случилось, скорее всего, является последствием общегосударственной политики в этом вопросе», – подчеркивает Макитра.
Однако то, что позже начало развиваться вокруг пожара на свалке, является политической игрой.
«То, что произошло дальше, это уже, конечно, политическая история, когда этот случай был использован конкурентами Садового, чтобы доставить ему электоральные проблемы. Однако ради справедливости нужно отметить, что сам Садовой подставился под этот вопрос, потому что десять лет назад он заявлял, что закроет эту свалку, строил имидж Львова как очень чистого (города, – FaceNews), что, на самом деле, не отвечает действительности», – добавляет политический аналитик.
Однако в «Самопомощи» парируют: город нашел выход из ситуации, ведь мэр Садовой и городской совет обратились в Европейский инвестиционный банк, чтобы получить займ на строительство мусороперерабатывающего завода, который будет принадлежать городу, и рекультивацию свалок.
«Город Львов нашел выход из ситуации. За три-четыре года был наработан проект и найдено 600 миллионов гривень в Европейском инвестиционном банке, который с нами работает три года. И это все лежит в Кабмине», – подчеркивает в разговоре с FaceNews Олег Березюк.
«Именно в тот момент, когда это обращение было на рассмотрении в Минрегионстрое, происходит возгорание на свалке», – добавляет вице-спикер украинского парламента Оксана Сыроид.
В целом в «Самопомощи» ставят в один ряд такие неоднозначные события вокруг партии, как ситуация в Грибовичах и история вокруг народного депутата Виктории Войцицкой. Напомним, в марте неизвестные бросили под окна спальни дома нардепа стеклянную банку с зажигательной жидкостью, а несколько дней назад неизвестный в маске на полном ходу протаранил автомобиль мужа Войцицкой и скрылся с места преступления. В партии думают, что такими методами «Самопомощи» могут, в том числе, «платить» за голосования.
«Мы всегда голосуем, объясняя, почему так голосуем. А для этих людей, олигархической власти, «Самопомощь» является прикрытием. А мы не собираемся быть прикрытием, мы собираемся просто быть парламентариями украинского парламента. И уже вопрос тех людей, которые будут нам верить или не верить», – рассказывает FaceNews Олег Березюк.
Эксперты, в свою очередь, уверены: «Самопомощь» не является угрозой для парламентского большинства, а случаи с Войцицкой и свалкой в Грибовичах вряд ли связаны.
«У нас политическая борьба переходит в разные формы и осуществляется в разных масштабах, однако два этих случая – это воображаемые конфликты и конспирологические версии. Нет никаких улик касательно искусственного подпала, что это сделали или олигархи, или кто-то еще. Так же и покушение на Войцицкую. Это напоминает историю о мальчике, который дразнил окружающих, что «волки, волки», а когда волки пришли, уже никто не поверил. Это что-то подобное. С Войцицкой – это мелкая ситуация, я бы ее всерьез не воспринимал. А о подпале – это искусственная технология перекладывания ответственности и попытки просто придумать не реальные, а искусственные причины этого конфликта», – рассказывает FaceNews директор центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
«Самопомощь» периодически голосует с партиями большинства, и «Самопомощь» сама некоторое время тому была в составе большинства. Никакой угрозы «Самопомощь» не представляет, она сейчас не является альтернативой, прямой угрозой для Порошенко и правительства Гройсмана. У нас есть очень широкая и разнообразная оппозиция. Пока в оппозиционном лагере, скорее, лидирует Тимошенко, чем Садовой и «Самопомощь», – добавляет эксперт.
Между тем, от политических заявлений не меняется ключевое в этой ситуации – проблема свалок все еще остается актуальной. В «Самопомощи» отмечают, что свалки занимают 2% территории Украины. Кроме того, среди них есть не менее опасные, чем Грибовичи. Например, нардепы уже заговорили о потенциальной опасности черниговской свалки.
«Есть конкретный факт – погибли люди, есть проблема со свалками, она всеукраинская. Вместо того, чтобы решить ее грамотно, все превращается в большую политику. И даже нет попытки профильно решать проблему. А завтра у нас, не дай Бог, еще с какой-то свалкой начнется такая же история. Так что, будет то же самое?» – добавляет политический аналитик Ярослав Макитра.
По его словам, одна из системных проблем украинской политики заключается в том, что конкуренты не «бьют в точку», раскрывая реальные и болезненные проблемы тех или иных политических игроков. Это, скорее всего, связано с тем, что они не готовы подрывать саму систему.
«Наши политики вроде бьют друг друга, но бьют поверхностно, по фоновым темам, не лезут в глубину, потому что «вдруг мы завтра договоримся», – резюмирует Макитра.