Спустя несколько недель после возвращения Надежды Савченко в Украину, домой вернулись еще двое «узников Кремля». Вчера, 14 июня, ранее осужденных российским судом украинцев Геннадия Афанасьева и Юрия Солошенко обменяли на одесских организаторов и участников так называемого «Народного совета Бессарабии» Елену Глищинскую и Виталия Диденко.
«Юрий Солошенко после возврата из российского плена, пережив там инфаркт, сказал, что ему неоднократно предлагали в России отказаться от украинского гражданства, мол, Украина якобы о вас забыла, примите российское гражданство и т.д. В этом и есть разница между Украиной и Россией – мы боремся за каждого из наших граждан, кто незаконно удерживается в РФ, и никого не бросаем. Сложно себе представить, чтобы в Украину забирать российских граждан прилетели, к примеру, спикер Совета Федерации Валентина Матвинеко или пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. В то время как вице-спикер Ирина Геращенко и пресс-секретарь Порошенко Святослав Цеголко уже второй раз полетели за украинскими заложниками в РФ. Возврат Юрия Солошенко и Геннадия Афанасьева – это, безусловно, результат усилий президента, наших дипломатов и спецслужб, международных партнеров. Но, прежде всего, это победа Украины», – отмечает в своем Facebook политолог Олеся Яхно.
Сам Петр Порошенко во время встречи с Порошенко и Афанасьевым отметил, что возможным подобный обмен стал благодаря Минским договоренностям, доказывая их эффективность.
Эксперты в свою очередь отмечают: мы не знаем цены этих обменов.
«Это положительное явление с точки зрения судьбы этих людей. Что касается того, что происходит за кулисами, есть много вопросов, потому что мы не знаем цены этих обменов, не связано ли это с процессом давления в выполнении Минских договоренностей, их политической части. Скажем, не является ли это попыткой продемонстрировать прогресс в выполнении той части Минских соглашений, которая не выполнялась? Вот тут возникают вопросы. Но это никак не снимает радости от того, что граждане Украины, которые были осуждены в России, возвращаются в Украину», – рассказывает FaceNews украинский дипломат, создатель «Майдана иностранных дел» Богдан Яременко.
По словам политических аналитиков, возможно, Кремль хочет решить вопрос санкций.
«Скорее всего, Россия хочет снятия санкций. А, может быть, Россия еще дополнительно получила какие-то плюсы взамен на этот обмен», – отмечает в разговоре с FaceNews эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Николай Спиридонов.
Между тем освобождение заложников остается одним из приоритетов Украины.
«Так мы будем делать до тех пор, пока последний украинец не будет освобожден из заложников. Будем продолжать для того, чтобы Александр Кольченко, Олег Сенцов и те, кто находятся на оккупированной территории и в Российской Федерации, вернулись домой», – подчеркнул Петр Порошенко во время встречи с Солошенко и Афанасьевым.
Что касается так называемых «узников Кремля», то бороться есть за кого, ведь в заложниках все еще остается почти тридцать людей.
«Евромайдан SOS уже два года ведет кампанию LetMyPeopleGo. В список LetMyPeopleGo сейчас входит 31 человек – это заключенные по политическим мотивам в России и в оккупированном Крыму. После освобождения Юрия Солошенко и Геннадия Афанасьева, соответственно, в этом списке остается, как минимум, двадцать девять людей», – рассказывает FaceNews голова правления Центра общественных свобод Александра Матвийчук.
По ее словам, обвинения, выдвинутые людям, сфальсифицированы, в них есть политический мотив.
«Часть этих людей наказана за свою ненасильственную публичную деятельность, часть просто использована в информационной войне против Украины, поэтому их назвали шпионами, карателями и террористами», – добавляет Матвийчук.
Тем временем часть экспертов в вопросе организации обмена увидели юридическую коллизию.
«Двух гражданин Украины Геннадия Афанасьева и Юрия Солошенко поменяли на двух других граждан Украины Виталия Диденко и Елену Глищинскую. Если действительно поменяли двух граждан Украины на двух граждан Украины, то это противоречит 25 статье Конституции Украины, которая прямо говорит, что гражданин Украины не может быть выдворен за пределы Украины либо выдан другому государству. В рамках страны иногда такие обмены происходили с так называемыми «ДНР» и «ЛНР», но мы меняли граждан Украины на граждан Украины в рамках нашей же страны», – подчеркивает в разговоре с FaceNews эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Николай Спиридонов.
По его словам, подставляется таким обменом и президент России Владимир Путин.
«Получается, он признает, что граждане Украины Виталий Диденко и Елена Глищинская являются агентами его влияния, если он их меняет. Но он может сказать, что это, допустим, его какая-то гуманитарная миссия, потому что у Глищинской маленький сын недавно родился», – добавляет Спиридонов.
Между тем эксперты подчеркивают: вчерашний обмен – это положительное явление с точки зрения судьбы Солошенко и Афанасьева, а рано или поздно за ними последуют остальные «узники Кремля».
«Какой хороший день. Двух наших политзаключенных – Геннадия Афанасьева и Юрия Солошенко – сегодня вернули на родину. За ними рано или поздно последуют другие наши герои, оказавшиеся в российских тюрьмах. Украина сегодня в очередной раз доказывает, почему она – не Россия. Афанасьева и Солошенко встречают как героев, в отличие от преступников, выдаваемых в Россию. Мы уже точно другие. И война для нас закончится только тогда, когда последний украинец вернется домой. Мы не имеем права останавливаться, пока этого не произойдет», – резюмирует в своем Facebook политтехнолог, директор компании «Berta Communications» Тарас Березовец.