В условиях сегодняшней Украины политиками не так сложно привлечь внимание людей и даже завоевать их голос: достаточно затронуть тему повышения цен на коммунальные услуги.
«На этой теме Тимошенко повысила свой рейтинг примерно в 2,5 раза. Когда она пришла в Раду, у нее было больше 5%. Сейчас, по некоторым подсчетам, рейтинг составляет 12%-15%», – подчеркивает в разговоре с FaceNews политический аналитик, эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Николай Спиридонов.
По его словам, Петру Порошенко, которого эксперты время от времени обвиняют в узурпации власти, еще около года удастся контролировать политическую ситуацию в стране.
Однако потом, скорее всего, уровень власти президента начнет стремительное падение, а часть депутатов переориентируется на тех политических лидеров, которые обеспечат им проходной балл на следующих выборах.
Об этом и том, почему программа правительства Владимира Гройсмана, скорее, направлена на получение быстрых денег, чем на экономическое развитие страны, в интервью FaceNews рассказал Николай Спиридонов.
У Петра Порошенко осталось от шести до десяти месяцев, когда он контролирует ситуацию
Эксперты отмечают, что политика Петра Порошенко во многом направлена на узурпацию власти. Насколько сильно сегодня президент Порошенко контролирует политическую ситуацию в стране?
Пока контролирует. Сейчас он достиг, наверное, пика контроля над политическими процессами, потому что у него есть свой премьер-министр, свой генеральный прокурор, даже сын – в Верховной Раде, как у предыдущего президента. То есть, сейчас он сконцентрирован.
Однако обычно практика показывает: когда рейтинг президента падает ниже 10%, то управляемость политическими процессами начинает падать, потому что депутаты начинают ориентироваться на следующий электоральный цикл, на следующие выборы в Верховную Раду в случае их назначения.
Может быть, они будут ориентироваться на Юлию Тимошенко. Может быть, на Андрея Садового, у которого пока все в порядке с рейтингом. Может быть, будут ориентироваться на оппозиционера Бойко. Даже из непарламентских партий они могут начать ориентироваться на кого-то. Предположим, хорошие шансы вернуться в Раду имеет Тягнибок. Депутаты, бизнесмены будут смотреть на то, кто проведет их в следующую Раду. Соответственно, уменьшиться ориентация на президента.
То есть, у Петра Порошенко, согласно нашим подсчетам с Русланом Бортником (Руслан Бортник – директор Украинского института анализа и менеджмента политики, – FaceNews), осталось от шести до десяти месяцев, когда он контролирует ситуацию. Потом, нам кажется, уровень его власти неизбежно начнет падать.
Оппозиционерам нужно не так много, им нужно поднять тему коммунальных тарифов
Насколько грамотна, по Вашему мнению, сейчас политика партий, позиционирующих себя как оппозиция? Я говорю о трех партиях парламента, которые не вошли в новосозданную коалицию – «Батькивщина», «Радикальная партия» и «Самопомощь».
Я думаю, что быть в оппозиции – это правильно, потому что рейтинг президента достаточно стремительно падает. В принципе, оппозиционерам нужно не так много, им нужно поднять тему коммунальных тарифов. На этой теме Тимошенко повысила свой рейтинг примерно в 2,5 раза. Когда она пришла в Раду, у нее было больше 5%. Сейчас, по некоторым подсчетам, рейтинг составляет 12%-15%.
Соответственно, пребывание в оппозиции с точки зрения следующего электорального цикла, безусловно, является грамотным, потому что рейтинг действующей власти, президента падает.
Есть подозрение, что и рейтинг Гройсмана упадет. В своем плане правительства Кабмин надеется, что начнется естественный экономический рост. Если пойдет какой-то экономический рост, на этой волне и Гройсман может выплыть, но это «бабка надвое сказала»: может, начнется рост, может, продолжится падение. Единственный шанс Гройсмана не понизить рейтинг – это дождаться естественного роста показателей.
Исходя из этого, ориентироваться сейчас на Порошенко, Гройсмана было бы ошибкой. С электоральной точки зрения быть в оппозиции намного лучше.
Основная идея программы Кабмина Гройсмана – «продать страну с молотка»
Вы вспомнили о программе правительства. Как оцениваете документ?
Основная идея этой программы – подготовить страну к тотальной распродаже, то есть, продать все предприятия, которые можно продать, и подготовить продажу земли, начиная со следующего 2017 года. То есть, с 2017 года планируется начать продажу земель сельхозназначения. Уже с 2019 планируется закупка земли у населения, на что раньше был мораторий.
По сути, в программе они «замахиваются» на все проблемы, касаются и медицины, и образования, и хотят за год реформировать чуть ли не всю страну. Однако все-таки основной тезис – «продать страну с молотка», то есть, продать все предприятия, которые еще дышат.
Нужно перестать платить миллионные зарплаты. Может быть, тогда мы не будем в убытке
Похоже на получение быстрых и легких денег, когда человек не зарабатывает деньги, а продает все, что можно.
Легкие и не очень большие средства, потому что продавать сейчас предприятия – это почти то же самое, что продавать дом во время пожара. Сейчас цены находятся на нуле.
Кроме того, почти все эти предприятия потенциально могут быть прибыльными, если нормально придавить или припугнуть, может быть, посадить нескольких директоров этих предприятий или тех, кто за ними стоит.
Когда говорят, что предприятия убыточные, то это вопрос отсутствия сильной руки, которая наведет порядок и все-таки заставил эти предприятия демонстрировать доход.
Например, когда говорят об убыточности НАК «Нафтогаз», это полнейший анекдот, потому что в структуре газа «Нафтогаз», в принципе, не оказывает какой-то услуги. Компания берет на себя половину цены, будучи посредником, не добывая газ. То есть, добывает газ «Укргазвидобування», а «Нафтогаз» выступает посредником. В принципе, в этой схеме компания только высасывает ресурсы. Нам же все равно говорят, что «Нафтогаз» – убыточная компания, и ее нужно дотировать из бюджета.
Извините, «Нафтогаз» не может быть убыточным, потому что это в принципе невозможно. Себестоимость газа в «Укргазвидобування» была 477 гривень за тысячу кубических метров, а населению газ продают на 6 600, то есть, в пятнадцать раз дороже. При этом Украина в 2015 году добыла 19,2 миллиарда кубических метров газа, на население было потрачено 17 миллиардов. То есть, у нас хватает своего газа с некоторым избытком. Продают нам его в пятнадцать раз дороже себестоимости, и остаются в убытке. Почему? Не знаю.
Видимо, нужно меньше платить миллионные зарплаты. Официальная зарплата директора «Укргазвидобування» составляет около 390 тысяч гривень, по-моему, в месяц. А вместе со всеми надбавками она составляет больше миллиона гривень. Соответственно, нужно перестать платить миллионные зарплаты. Может быть, тогда мы не будем в убытке.
Есть пенсионеры, у которых квартплата выше пенсии, которым при этом не дают субсидии
Николай, давайте все же вернемся к программе правительства. Насколько я понимаю с Ваших слов, она далеко неидеальна. На что, по Вашему мнению, должна быть направлена взвешенная стратегия правительства в условиях сегодняшней Украины?
В нынешней ситуации я сторонник ставить на передний план социальные проблемы, потому что есть пенсионеры, у которых квартплата выше пенсии, которым при этом не дают субсидии или они не хотят их оформлять. У нас есть ситуация, когда бюджетник на свою зарплату не может даже нормально питаться. В этой ситуации главной должна быть социальная защита населения.
Также нужно поддержать оставшихся в Украине экспортеров, дающих хоть какую-то валюту. Чисто теоретически в плане действий правительства есть что-то на эту тему. Там есть несколько страниц, где написано, что правительство планирует подписание торговых договоров с Канадой, Израилем и Турцией. Однако опять-таки подписание этих договоров не всегда дает результат.
Пожалуй, единственный позитив, который мы можем найти в программе Кабмина – они все же думают о том, как помочь экспортерам, потому что экспортеры дают в страну хоть какие-то доллары, что позволяет удерживать курс гривны.
Если серьезно поработать с бюджетом, несколько миллиардов точно можно сэкономить на соцвыплаты
Вы говорите о повышении социальных стандартов. За счет чего может произойти это социальное повышение?
Во-первых, банально меньше воровать.
Во-вторых, если мы заставим привести коммунальные тарифы к адекватному уровню, людям будет легче.
В-третьих, статьи расходов в бюджете. Например, в бюджете предвидено много статьей расходов, касающихся переименований. Я думаю, что сейчас это не самая большая проблема. Если серьезно поработать с бюджетом, несколько миллиардов точно можно сэкономить на соцвыплаты.
Кроме того, государство отвратительно поступает с бизнесом. Если создать нормальные условия для бизнеса и перестать его доить как корову, я думаю, будет больше денег в бюджете.
Цены на монопольные коммунальные тарифы – это, в принципе, сговор олигархов с нынешней властью
Как думаете, создание правительством Гройсмана программы, ориентированной, как Вы сказали, на «продажу страны с молотка», связано с непониманием того, что сейчас необходимо Украине, или сознательным саботажем работы?
Это банальное желание заработать.
Чье желание – Гройсмана или каких-то олигархов, управляющих страной?
Если взять, например, сферу ЖКХ, там есть сговор монополий с государственной властью. То есть, грубо говоря, цена на жилищно-коммунальное хозяйство включает сговор нескольких монополистов. Это водоканал, энергетические предприятия, в случае с Киевом – Киевэнерго.
Все эти схемы в итоге сводиться к олигархам типа Коломойского или к кому?
Киевэнерго, то есть, энергетические кампании, кроме Коломойского, связывают с Суркисом и Ахметовым и, может быть, частично с Григоришиным. То есть, цены на монопольные коммунальные тарифы – это, в принципе, сговор олигархов с нынешней властью.
Гройсман пока что фигура слабая и несамостоятельная
Кто со стороны власти может, по Вашему мнению, руководить этим сговором? Это сговор со ставленником президента Владимиром Гройсманом или, например, с Петром Порошенко?
Я думаю, что Петр Алексеевич пока более серьезная фигура, чем Гройсман, в основном Гройсман ему подконтролен. Может быть, если их оценить в 100%, то 90% – это, может быть, акции Порошенко, 10% – Гройсмана, а может быть и 95% – акции Порошенко. То есть, Гройсман пока что фигура слабая и несамостоятельная. Может быть, он выйдет из-под контроля Порошенко, когда рейтинг Порошенко начнет понижаться, и то, сомнительно.