Одним из приоритетов работы правительства Владимира Гройсмана является сотрудничество с Международным валютным фондом. По словам премьера, правительство продолжит сотрудничество с МВФ и будет прилагать все усилия для выполнения взятых Украиной обязательств.
Однако некоторые политики, особенно оппозиционные, уверяют: Украина идет на слишком большие уступки МВФ в то время, когда пора диктовать свои правила. Кроме того, правительство, по словам некоторых экспертов, еще и прикрывает непопулярные реформы типа повышения цены на газ мифическими «требованиями МВФ».
Чтобы детальнее разобраться в ситуации, FaceNews обратился за комментарием к народному депутату Андрею Ильенко, нардепу от «Батькивщины», экс-министру иностранных дел Борису Тарасюку и экономисту Андрею Блинову.
Народный депутат Андрей Ильенко: Получается, с МВФ можно о чем-то договариваться
Сейчас очень много спекуляций, мы постоянно слышим о так называемых требованиях Международного валютного фонда к Украине. И нынешнее правительство, и так называемая коалиция в парламенте постоянно говорят, что нам нужно принимать законы, которые являются крайне непопулярными, которые очень часто являются убийственными для Украины, для десятков миллионов украинских граждан. Нам нужно делать все эти вещи, потому что это требования МВФ. Мол, если мы их не выполним, то получим колоссальные проблемы, будет катастрофа, и мы не сможем существовать как государство.
В этом вопросе есть несколько уровней, однако я хотел бы привести один простой пример. Вы, наверняка, знаете, что у такого государства как Греция есть огромные проблемы с внешним долгом. Они тоже сейчас работают с МВФ, и они тоже, очевидно, в какой-то степени зависят от этих кредитов.
Именно Международный валютный фонд, по информации авторитетного издания «The Wall Street Journal», предлагает странам Еврозоны, прежде всего, Германии, план выхода из кризиса и погашения Грецией долга на чрезвычайно благоприятных для Греции условиях, фактически давая до 2080 года возможность выплачивать этот долг, ставя очень низкие проценты по выплате этого долга, идя на все возможные уступки для Греции и ее экономики.
Я понимаю, что власти Греции смогли провести переговоры с Международным валютным фондом и выйти на определенный компромисс, который устраивает все стороны.
Получается, с МВФ все-таки можно говорить, можно о чем-то договариваться, а не так, как нам говорит сегодняшняя власть Украины, что мы просто должны быть механическими исполнителями всего того, что нам продиктуют из-за границы, в частности, из МВФ.
Это неправда и пример Греции это доказывает. В общем, для того, чтобы не зависеть все время от доброй воли кого-то из-за границы, быть самодостаточным государством с самодостаточной экономикой, нужно делать определенные шаги.
В частности, «Свобода» эти шаги предлагает. Еще с марта 2013 года в парламенте Украины «свободовцами» был зарегистрирован законопроект о реальной деоффшоризации, о том, чтобы закрыть эту черную дыру, когда десятки миллиардов долларов выводятся из украинской экономики, а в Украине с них не оплачиваются налоги.
В результате мы получаем ситуацию, когда власти Украины должны стоять с протянутой рукой и выпрашивать очередные кредиты от того же МВФ. Причем, не забываем, что эти кредиты – это не благотворительность, это долги, число которых увеличивается и которые нужно выплачивать с процентами. Соответственно, чтобы этого не было, нужно наконец-то прекратить оффшорные схемы в Украине, нужно принять соответствующее законодательство.
Наш «свободовский» законопроект тогда не был принят в прошлом созыве. В этом созыве мы тоже его перерегистрировали, но его не хотят снова рассматривать, его не хотят принимать. А это – ключ к тому, чтобы стать действительно независимой страной, чтобы иметь самодостаточную экономику и возможность самим решать все свои вопросы, а не постоянно зависеть от прихотей кого-то из-за границы.
Дипломат Борис Тарасюк: Не нужно добиваться дружбы за счет национальных интересов
Политики говорят, что МВФ диктует Украине правила в то время, как мы сами должны диктовать их фонду. Дорабатывает ли Украина в аспекте дипломатии?
Нет.
В чем тогда заключается основная проблема?
Проблема заключается в ложной интерпретации наших национальных интересов, тактики и стратегии защиты. То есть, кто-то считает, что если он будет уступчивым, мягким, в общем «good guy» (хороший парень, – FaceNews), то все будет в порядке. Ничего подобного. Что считать тогда порядком?
Порядок должен быть – защита национальных интересов Украины. Точка. Это должен быть порядок, это должно быть правило и аксиома, которые никто не должен отменять. А дальше – от умения, желания, инструментария защиты. Однако аксиома, которая не должна ставиться под сомнение, это защита национальных интересов.
Когда, скажем, сдают национальные интересы, чтобы удовлетворить одного-двух-трех лидеров мировых, считая, что в такой способ я буду хорошим парнем, и у нас с ними будут дружеские отношения – так не делается.
То есть, нужно не добиваться дружбы за счет национальных интересов, нужно обеспечивать национальные интересы за счет чего угодно.
Какие конкретно национальные интересы, по Вашему мнению, Украина ставит под угрозу? Разумеется, кроме территориальной целостности.
Уже поставили под угрозу национальные интересы Украины, пойдя на так называемые минские договоренности, поставившие под угрозу национальные интересы Украины, отойдя от так называемого «женевского формата», потеряв таких глобальных игроков как США и Европейский Союз. Это уже проигрыш, и это уже не является защитой национальных интересов Украины.
В Кабмине отмечают, что для продления отношений с МВФ Украине нужно принимать те или иные законы. Однако последние недели работы Верховной Рады показывают, что реально большинства в парламенте нет. Законопроекты, которые толкуют как законопроекты от МВФ найдут, по Вашему мнению, поддержку большинства в парламенте и будут приняты?
Вы знаете, я не эксперт по вопросам экономическим. Я – дипломат. Однако в тоже время я должен сказать: когда, скажем, Международный валютный фонд, чтобы дать очередной транш, выставляет определенные маяки, тут все зависит от наших переговорщиков, способны ли они защитить наши интересы и изменить наши маяки. Это во-первых.
Получается, что нет.
Не способны.
Во-вторых, если эти маяки выставил Международный валютный фонд и вы в погоне за тем, чтобы получать очередные транши, потом их дерибанить, соглашаетесь на это, значит, вам нужно искать где-то ресурсы, чтобы эти маяки выполнить.
Тогда вы начинаете выжимать миллионы украинских граждан путем абсолютно необоснованных тарифов, чтобы наполнить бюджет и выполнить эти маяки. Потом вы недобропорядочно ссылаетесь на то, что это – требование Международного валютного фонда. А Международному валютному фонду все равно, как вы достигнете этих маяков, главное, чтобы вы их достигли.
Однако ссылаться на то, что Международный валютный фонд ставит требование поставить миллионы украинских граждан в трудное социально-экономическое положение – это уже не политика, это шарлатанство. И это не является защитой национальных интересов.
Экономист Андрей Блинов: МВФ никогда не требует устанавливать именно тот пенсионный возраст или ставить цену на газ
Политики говорят, что МВФ диктует Украине правила в то время, как мы сами должны диктовать их фонду. Насколько сегодня велика роль МВФ в экономической ситуации внутри Украины?
Тут вопрос в двух плоскостях. Во-первых, объемы кредитования, которые, безусловно, являются очень большими, и в принципе, они могут покрыть те дефициты, которые у нас на сегодня существуют. То есть, с точки зрения МВФ главным заданием является покрытие дефицитов бюджета и платежного баланса.
Соответственно, речь идет о том, что разрыв, который существует в этом году, составляет где-то 4-5% ВВП. Это суммы эквивалентные как раз 4-5 миллиардов долларов. Соответственно, объем внешней помощи, в принципе, если считать даже один транш МВФ и разблокирование другой мировой помощи, например, Мировой банк, суммарно где-то (так, – FaceNews) и набирается.
То есть, с финансовой точки зрения от МВФ нам нужно, как минимум, разблокирование одного транша. Главное, чтобы он (транш, – FaceNews) своим фактом разблокировал другое международное кредитование, поскольку на свободном заграничном рынке, то есть, через евробонды и так далее, Украина не может заимствовать деньги из-за недавнего фактического дефолта и крайне низкого рейтинга.
Во-вторых, если смотреть с количественной величины. С точки зрения требований – тут наиболее серьезная проблема, какие реформы может проводить Украина, не имея такого требования, как МВФ.
Что касается 100% оплаты населением процентов от рыночной цены (на газ, – FaceNews). В принципе, это решение не было никаким образом, насколько я знаю, продиктовано МВФ. Это фактически была определенная подготовка нового правительства с определенным кредитом доверия для переговоров с тем же самым МВФ. Мне кажется, что, как минимум, экономический блок этого правительства считал, что это решение нивелирует все сомнения у МВФ в необходимости кредитования украинской экономики и снимет большинство любых других вопросов и требований.
МВФ, как правило, требует реалистичных, сбалансированных показателей по бюджету, по тому же платежному балансу. В принципе, инструменты, которые может взять на себя правительство предлагает само правительство. То есть, нигде, никогда МВФ не требует устанавливать именно тот пенсионный возраст или ставить какой-то другой показатель, например, цену на газ. Соответственно, фактически решение правительства соответственно к заданиям, которые есть.
МВФ – это как учитель какой-то творческой работы, который, на самом деле, требует от тебя свести концы с концами. То есть, ты начинаешь думать – или меньше тратишь, или больше зарабатываешь, как ты можешь это делать.
МВФ, поскольку он является кредитором, и отвечает еще за других кредиторов, конечно, смотрит на реалистичность твоего, скажем, бизнес-плана по проведению расходов и доходов на твоей фирме в ноль. То есть, если он видит, что ты ему какие-то облака нарисовал, которые нереалистичны, он говорит: «Мы это не ожжем принять. Давайте еще ищите, как сократить дефициты». Или говорит: «Выглядит реалистично».
То есть, МВФ в определенной степени отыгрывает роль, которую у нас тоже пытается еще отыгрывать гражданское общество. Это сводится к такому давлению на власти с точки зрения ответственности и сбалансированности действий.