История с «группами смерти»: продолжение следует
За сутки число просмотров материала «Новой газеты» о «группах смерти» приблизилось к миллиону, а содержание текста вызвало широкое обсуждение в социальных сетях…
Как известно, 16 мая российское издание «Новая газета» опубликовала статью «Группы смерти», в которой говорилось, что в социальной сети «ВКонтакте», вероятно, действует секта, которая заставляет подростков идти на самоубийство. В публикации упоминаются группы «Разбуди меня в 4:20», «Киты плывут вверх», «Космический кит», «Китовой журнал», «Океан китов» и другие.
Отметим, что автор «Новой газеты» Галина Мурсалиева не в первый раз пишет о детских суицидах. В 2007 году она рассказала о существовании в Рунете сайтов, посвященных самоубийствам, которые она назвала «виртуальной культурой суицида». В 2009 году Мурсалиева также связывала увлечение детей интернетом с детскими суицидами.
Реакция Роскомнадзора
Роскомнадзор заблокировал в «ВКонтакте» восемь «групп смерти». На официальной странице ведомства в Facebook отмечается, что всего под подозрение попали 11 закрытых сообществ, которые вели пропаганду суицида. Три группы сейчас анализируют специалисты. По последним данным, администраторы этих сообществ сами удалили запрещённый контент.
Следователи в Санкт-Петербурге возбудили уголовное дело о подстрекательстве к доведению до самоубийства через группы социальной сети «ВКонтакте», сообщает в пятницу пресс-служба СК РФ.
Автор «Новой газеты» воспользовался чужим расследованием?
Сразу после публикации «Новой газеты» администратор сообщества «Расследование вел Анон» пожаловался, что автор статьи воспользовался частью найденной им информации, в частности, перепиской с одной из жертв пропагандирующей суициды групп. В подтверждение своих выводов автор публиковал скриншоты (есть в распоряжении редакции) переписок с лидером «секты» и ее участниками.
Расследованием занимались и другие группы.
Журналисты и блогеры раскритиковали «Новую газету»
Журналисты других изданий отмечали, что в статье нет ни комментариев людей, которые создают эти паблики, ни позиции администрации «ВКонтакте», ни мнений экспертов.
«В тексте нет комментариев специалистов по суицидам и подростковой психологии, нет попытки разобраться в механизмах подростковых суицидов. Единственный комментарий психолога, который приводится под статьей, принадлежит возрастному психологу Тимуру Мурсалиеву, который приходится автору расследования сыном. В тексте также нет упоминаний о попытках автора связаться с администраторами пабликов, которые фигурируют в материале», – передает «Медуза».
«Опасные группы» – нова ли проблема?
Еще в 2012-м году «Украинская правда» сообщала о том, что администрация российской социальной сети «ВКонтакте» удаляет группы, посвященные суициду со страниц сайта.
«У нас не идет борьба с группами по какой-то определенной теме. Но на группы и сообщества, связанные с темой суицида, пожаловались пользователи. Именно поэтому они были удалены», – рассказывал руководитель пресс-службы ресурса Владислав Цыплухин.
На момент 2013 года в России удалили почти 1800 сайтов, содержащих информацию о детском суициде. «ВКонтакте» оказался лидеров этого антирейтинга. В сообщении Роскомнадзора утверждалось, что на страницах социальной сети было выявлено 349 случаев размещения информации о сделанном суициде.
Расшифровка названий скандальных пабликов
Названия групп непонятны непосвященным. Но для «своих» они символичны. Например, было много групп, в названиях которых использовалось слово «кит» («Киты умирают вечером», «Киты не плачут», «Киты плывут вверх»).
«Известно, что киты могут выбрасываться на берег — и на берегу они умирают. Учёные не могут точно объяснить их мотивы. По одной версии, киты это делают, потому что им плохо из-за загрязнённой воды. По другой, на них могут влиять магнитные бури. Немного изучив историю вопроса, подростки проникаются романтикой смерти и хотят сделать что-то подобное, — сообщил мастер-практик нейролингвистического программирования Виктор Толстиков ресурсу «Лайф».
Как рассказала психолог-психотерапевт Алла Котолазова, зашифрованные и странные названия групп — это прием скрытой манипуляции сознанием: «Она в два раза эффективнее открытой, — отметила эксперт. Подросткам важно чувствовать себя избранными, приобщенными к тайне. Именно поэтому различные «скрытые символы» и «потаенные знаки» — хороший способ манипулировать ими».
«Еще одно распространенное название — «♥Бабочка» или «Babochka» — бабочка живет красиво, но мало. Также можно сказать, что это символ перерождения, обещание, что в следующей жизни будет гораздо лучше, чем в этой», — пояснил Виктор Толстиков.
Также в названиях групп используется число 1642. Это год, когда врач и философ Томас Браун в своей работе «Религия врача» впервые использовал термин «суицид».
Название группы «Разбуди меня в 4:20» отсылает к популярному в Сети стихотворению. Автор — некий Мальви На. Заканчивается оно словами: «Сделаем вид, что до этого не жили».
Что говорят администраторы «скандальных» пабликов?
Уже после публикации «Новой газеты» с администраторами этих пабликов связались журналисты «Ленты.ру». В разговоре с журналистами те заявили, что якобы наоборот отговаривали подростков от суицидов.
«...корреспонденту «Ленты.ру» написали двое пользователей «ВКонтакте», попросившие не упоминать их имен. Они рассказали, что принадлежат к движению «Инсайдеры» и участвуют в некой игре, цель которой — помочь склонным к самоубийствам подросткам. В конце ноября один из организаторов игры запустил популярное закрытое сообщество, а также сделал веб-страницу с таймером, символизирующим момент окончания игры. Цель была проста — завлечь подумывающих о самоубийстве одиноких подростков в группы якобы суицидального содержания, где публиковались загадочные видео и символика, после чего «Инсайдеры» вступали с ними в переписку и пытались отговорить их от совершения необдуманных поступков. «Все было отлично. От бредовой идеи [суицида] были отговорены десятки людей. Все это разбавлялось числовыми и программными квестами, которые выдавали какое-либо число. Это число фигурировало в следующем криповом (страшном. —прим. «Ленты.ру») видео и так далее», — отмечает создатель сообщества..
Комментарий психолога: О радости и Жизненности
Детский и семейный психолог Светлана Ройз написала колонку, в которой не только проанализировала статью, но и дала родителям практические рекомендации. Статья автора была опубликована на Украинской правде. FaceNews выделил ключевые профилактические тезисы.
1. Некритичное восприятие информации.
Как только появлялся вопрос «кто вы?» «Зачем это нужно делать?» – дети изгонялись из группы. Нам нужно учить детей и себя задавать неудобные вопросы и вообще задавать вопросы. У ребенка в жизни с родителем должна остаться возможность спросить – зачем мне это делать? Нам нужны действия в реальной жизни, включающие логическое мышление и здоровую критичность: Квест-комнаты, и городские квесты, головоломки, кроссворды, детективы. Классическая музыка стимулирует интеллект.
Необходимо дать право ребенку на слово «НЕТ», самим научиться его вовремя произносить.
2. У этих детей специально нарушался режим сна.
Подростковый возраст – время запредельной нагрузки на все системы органов. Сон – возможность упорядочивания информации и восстановления на всех уровнях.
3. Они слушали «специальную музыку» и читали определенные тексты.
Проанализируйте сами тексты песен, которые вы любите и слушаете, особенно за рулем, когда мозг занят контролем дороги, проанализируйте стихи, которые читаете. Искренне поинтересуйтесь, что слушают дети и что они читают. Транс может быть и позитивным.
4. Они «заслуживали» участие в группе.
Если внутри нас есть программа «любовь, внимание, поощрение, поглаживание нужно заслуживать», нас легко подсадить на крючок. Дети должны знать – любовь родителей, место в сердце родителей у них есть всегда.
5. У них появлялась цель и ощущение принадлежности к чему-то бОльшему.
Есть ли у ребенка в реальной жизни ощущение МЫ? Есть ли домашние ритуалы, есть ли ощущение принадлежности к силе рода? Есть ли ощущение ответственности и своего вклада в семью? Первое домашнее задание, которое я даю семьям – сделать семейный портрет, где были бы все члены семьи. Он должен висеть в комнате ребенка – чтобы подсознание воспринимало – мы банда.
6. Ощущение своей ценности и значимости в жизни.
Знает ли ребенок о своих самых зрелых качествах и о его ценности для нас и мира? Как правило, мы обращаем внимание, особенно в подростковом возрасте, на шероховатости, колючки и сложности.
7. Все эти дети играли в «чужую игру».
Они принимали правила чужой игры. Есть ли у ребенка в реальной жизни возможность «порулить» своей жизнью. Самому сделать доступный выбор. Или мы все за него решили и решаем?
8. То, что предлагали детям делать – форма аутоагрессии. - Например, шрамирование. Потребность в самонаказании.
Если у ребенка есть ощущение вины – он будет искать способ себя наказать.
Иногда справиться с накопленными чувствами и их упорядочить помогают комиксы. Когда подросток сам их рисует, не просто смотрит. Занятия фотографией – безопасный выход из интровертного состояния подростков в мир.
9. В жизни каждого человека, не зависимо от возраста, должны быть проявлены, гармонизированы 4 темы.
Контакты – это гармоничное общение, возможность сказать Мы, принадлежать к группе и ощущать целостность и ценность своего Я. Тело – здоровье, контакт с телом, ощущение, что тело нравится. Реализация – в школьном возрасте – это учеба. Творчество (может превратиться в уход в фантазии, мечты, зависимости) – это про развитие творческого потенциала.
Важно почувствовать, какая сфера жизни у наших детей не заполнена? В какую они «сбегают». Если жизнь ребенка – только школа, он захочет «спастись».
О радости и Жизненности
Что мы можем противопоставить выбору смерти – осмысленную радостную ЖИЗНЬ.
Чем наполнена наша собственная жизнь? Дети бояться взрослеть, глядя на наши усталые обогащенные интеллектом, но обесточенные, безрадостные озабоченные лица.
Дети выбирают смерть и болезнь, когда мы живем ради них. Когда мы вкладываем в них свою жизнь (вместе со своими ожиданиями и нереализованностями).
Это не значит, что мы должны заигрывать с детьми. Ребенок в определенном возрасте ищет маяки прежде, чем не вырастит его внутри себя. Мы можем стать маяками в жизни. Чтобы ребенок, отправляясь в свое плавание, мог опираться на наш свет.