Почти год назад в Министерстве обороны решили создать Центр развития и сопровождения материального обеспечения Вооруженных сил Украины.
В августе 2015 года на то время заместитель министра обороны Украины Юрий Гусев заявлял, что на Центр будут возложены функции контроля качества военного обмундирования и вопросы логистики. В сентябре 2015 орган был создан.
«Руководством Министерства обороны было принято решение создать Центр развития материального обеспечения ВСУ, который будет создавать технические условия, проверять качество изделий. Соответствующее решение было принято в рамках реформирования норм и стандартов вещевого обеспечения», – отмечал тогда волонтер Константин Лесник.
Руководителем Центра стал боевой офицер, участник АТО, подполковник Дмитрий Марченко, который на презентации органа отмечал, что Центр будет заниматься переводом обеспечения ВСУ по стандартам НАТО.
Однако народный депутат Украины от «Народного фронта» Татьяна Черновол на брифинге в парламенте заявила: в работе Центра есть коррупционная составляющая.
«К сожалению, до сих пор приходится бороться с коррупционными схемами «мародерского десанта». Так я его называю. Хотя заместитель министра обороны Гусев, представитель этого «мародерского десанта», представитель Бирюкова, и был уволен из Министерства обороны, к сожалению, коррупционные схемы, созданные ими, продолжают работать», – рассказывает Черновол.
В частности, этим «мародерским десантом» был создан так называемый Центр развития и сопровождения материального обеспечения Вооруженных сил Украины.
«К сожалению, в положениях работы этого Центра изначально была заложена коррупционная составляющая, потому что у Центра было исключительное право на разработку технических условий и так же исключительное право на проверку соответствия этим техническим условиям. Также у этого Центра было право на определение ожидаемой стоимости закупок», – уверяет народный депутат.
По ее словам, в результате сложилась красивая коррупционная схема, где «как матрешка, один в одном, технические условия делались под предварительно определенного производителя, с которым было договорено».
«Опять-таки, цена тоже оговаривалась с этим производителем. Цена, конечно, завышенная, где был большой процент отката. Никто больше не допускался к победе, потому что были определены монопольные технические условия под этого единственного производителя. Соответственно, побеждала всегда максимальная цена», – подчеркивает Черновол.
При этом качество поставляемых товаров было не достаточно хорошим, а Центр развития и сопровождения материального обеспечения ВСУ продолжает работать и сегодня.
«Этот Центр продолжает действовать, и есть вопросы об ограничении зон ответственности этого Центра. Я абсолютно убеждена: иначе быть не может. Если Центр разрабатывает технические условия, у него нет права проверки соответствия тем техническим условиям. И мы боремся за то, чтобы эти положения этого центра были отменены», – рассказывает Черновол.
«У меня есть сейчас табличка ожидаемой стоимости, разработанная этим Центром. Чтобы вы понимали: ветровлагозащитный демисезонный защитный костюм в прошлом году закупался по цене 393 гривни. Его ожидаемая стоимость на этот год разработана на 1,5 тысячи гривень. То есть, стоимость превышена в четыре раза. Смотрим дальше: белье теплое. Закупалось за 185 гривень, ожидаемая стоимость этого года – 880 гривень», – отмечает народный депутат.
Несмотря на подобное подорожание, не изменилась общая сумма бюджетного финансирования материально-технического обеспечения Минобороны – 2 миллиарда гривень.
«Это значит, если пойти на эти новые технические условия, на эту новую ожидаемую стоимость, этих средств не хватит для того, чтобы одеть, обуть армию, обеспечить всеми другими потребностями вещевого обеспечения», – подчеркивает Черновол.
Однако выигрыш в тендерах нужных фирм и завышенные цены – не предел проблем, созданных Центром развития и сопровождения материального обеспечения ВСУ.
«Есть еще проблема. Поскольку ТУ (технические условия, – FaceNews) разрабатываются коррупционные, они разрабатываются очень долго, потому что нужно найти того производителя, который подходит. Поэтому разработано только одиннадцать ТУ», – заявляет Татьяна Черновол.
С такой скоростью разработки нужно еще полтора года, что бы разработать технические условия, необходимые на этот год.
«Поэтому срываются закупки в Министерстве обороны. Теперь спускаемся вообще к фамилиям. Одним из разработчиков ТУ для Министерства обороны был господин Лесник (волонтер Константин Лесник, – FaceNews). Сейчас тактические рукавички закупаются у предприятия этого господина. Сейчас носки из особых дорогих материалов закупаются опять-таки у предприятия этого господина. Этот же господин оформил на себя авторские права на рисунок «варан» для полевых костюмов Министерства обороны. И это далеко не весь перечень. Еще один такой короткий пример – берцы», – рассказывает Черновол.
По ее словам, вокруг закупки берцов тоже была построена коррупционная схема.
«Технические условия под закупку берцов готовил этот Центр. В результате были созданы условия, что эти берцы могло производить только одно предприятие – «Таланлегпром». Для этого в технические условия был внесен рисунок подошв, который разрабатывал только их завод. Поэтому никто другой просто не мог податься на конкурс. В результате была завышена цена, которая составляла 1 420 гривень. Хотя другие производители говорили, что без этого рисунка подошвы они могут делать эти же берцы за тысячу гривень. С огромными усилиями удалось снизить цену. И что вы думаете? Центр разработал новые технические условия – на новые берцы. И в результате новая ожидаемая стоимость (составляет, – FaceNews) уже 1 500 гривень. И опять-таки условия под этого самого руководителя, еще и больше цена», – резюмирует народный депутат.