До конца 2016 года в Украине должна начаться пенсионная реформа, и уже с 1 июля 2017 года в стране может начать действовать накопительная система пенсий. На днях об этом Не считаете ли Вы, что законопроект № 4608 все-таки могут «зарубить» в парламенте?
Здесь большие «вопросительные знаки». К сожалению, осознание необходимости экстренной и очень быстрой модернизации пенсионной системы в депутатском корпусе пока не наблюдается. Мы не видим ни фракционной силы, ни партийной силы, ни силы отдельных депутатов, направленных на модернизацию пенсионной системы. Мы видим только бесконечное противодействие. Это происходит не только в этом созыве, а на протяжении последних 20-ти лет.
Все попытки исполнительной власти модернизировать эту систему при внесении в Верховную Раду терпели крушение, но мы надеемся, что и новый премьер-министр, и новый Кабинет министров это все-таки сделают. Нужно наконец-то двигаться и менять все. Но сработать необходимо командой с Верховной Радой, с исполнительной властью, с регуляторами финансового сектора – потому что пенсионная реформа без регуляторной реформы тоже никуда не годится.
Вы посмотрите на цифру, которую мы тратим на здравоохранение. Это около 60 млрд гривень.
Для того чтобы лечить больных в Украине, мы тратим 60 млрд гривень, а на содержание пенсионеров – 250 млрд гривень. На войну мы тратим более 160 млрд гривень, на обслуживание внешнего долга – 99 млрд гривень.
То есть суммы, которые мы выплачиваем пенсионерам, настолько гигантские в размерах государства, что в общем-то теоретически мы должны были бы иметь самую лучшую пенсионную систему. К сожалению, мы ее не имеем.
К этой проблеме все боялись даже подступиться, боялись обидеть пенсионеров. А ведь проблемы пенсионной системы тянутся из низких заработных плат, из неразвитости экономики и того, что предприниматели уходят в тень. А они-то тоже делают это не просто так, а из-за высокой налоговой нагрузки. Поэтому чтобы действительно перезагрузить все эти системы, не вызвав внутренние негативные социальные процессы, у того, кто это делает, должна быть решительность и четкая уверенность, что он это делает на благо нации. Ведь то, что это благо, нация иногда начинает понимать только через год, два, три.
И именно поэтому важно, чтобы реформу внятно доносили. Кабмину нужно было бы своевременно рассказывать, что он готовит, как это будет выглядеть, что нужно будет гражданину сделать, куда пойти, какое заявление подать. Хотелось бы, чтобы Владимир Гройсман рассказал, в каком НПФ он будет накапливать свой пенсионный счет. Чтобы министр финансов об этом говорил, Павел Розенко. Ведь, на самом деле, это нужно будет сделать каждому человеку, а никто об этом простым понятным языком не говорит.
Что будет, если не провести реформу? Учитывая, что пенсионная реформа – «маяк» кредитной программы МВФ.
Государственные обязательства перед пенсионерами «разгрузить» будет невозможно. Эти обязательства будут расти, и работающему поколению в связи с тем, что люди живут у нас все дольше, придется платить все больше налогов, чтобы финансировать «действующих» пенсионеров.
Именно поэтому в МВФ есть понимание, что без пенсионной реформы сбалансировать сегодня государственные финансы невозможно. Поэтому-то МВФ включило в свой меморандум (хотя окончательного текста мы еще не видели) нормы пенсионной реформы.
В разговоре с FaceNews директор департамента пенсионного обеспечения ПФУ Ирина Ковпашко сообщила, что сегодня в Украине насчитывается около 12,3 миллионов пенсионеров при общей численности населения в 42,8 млн (по состоянию на 1 сентября 2015-го). Из них пенсии в размере более 3 тысяч гривень получают лишь около миллиона пенсионеров. Фактически, как реформа повлияет на размер их пенсий?
Реформа должна увеличить пенсии. Мы планируем, чтобы будущие генерации пенсионеров получали пенсии из трех источников. Не только из ПФУ, но и принудительных и добровольных накоплений, которые должны экономически стимулироваться. Если будет три источника, безусловно пенсия будет больше, чем только из солидарного накопительного фонда.
Действующим пенсионерам реформа что-то дает?
Мне кажется, что на протяжении всей истории Украины для пенсионеров пытались что-то сделать. Что-то Яценюк делал, что-то Тимошенко, что-то Янукович. Это же первый законопроект, который меняет ситуацию именно для работающих. Почему один законопроект должен решать проблемы и того, и другого? Если мы всю жизнь решали проблемы только тех, кто на пенсии, может быть настало время решить проблемы работающих, ведь работающие обеспечивают сегодня пенсионеров.
Корень проблемы в том, что работающие сейчас будут обременены и накоплением для себя, и финансированием, и содержанием пенсионеров, которые есть.
И нужно думать в первую очередь об интересах работающих людей, интересах предпринимателей, а потом смотреть, что мы будем получать дальше. Их интересы всегда откладывались «на потом».
Нужно четко понять: что без запуска второго уровня выдерживать солидарную систему, которая сегодня есть в Украине, невозможно.
На самом деле, у нас очень мало путей решений проблемы улучшения благосостояния на пенсии. Это одно из конкретных конструктивных решений, чтобы мы на пенсии были пусть не богатые, но хотя бы не бедствовали.
Эту проблему мы должны решить для работающих, для следующей генерации пенсионеров.
Чтобы решить проблему для действующих пенсионеров, нужно только одно – увеличить дотации из государственного бюджета.