Правосудие «по-одесски»: Кто защищает племянника олигарха, покалечившего велосипедиста
Восемь месяцев назад Михаил Ращенко попал в ужасную аварию – 16-летнего одессита, ехавшего на велосипеде, сбил мажористый армянин на белом «Мерседесе». С того дня семья Миши ежеминутно борется за его жизнь.
Авария произошла еще 2 августа 2015 года. Михаил решил прокатиться на велосипеде. Одесский летний полдень – прекрасная видимость и простой маршрут. Молодой человек, как положено, двигался по правой стороне дороги. Отметим, что трагедия случилась в зоне действия знаков «Ограничение максимальной скорости 40 км/час» и «Осторожно дети».
О последующих событиях близкие парня рассказывают, как о страшном сне.
«Белый Mercedes GL450 на очень высокой скорости, двигавшийся в параллельном с Мишей направлении, пытался его объехать, но так как скорость была высокой, не справился с управлением и ударил Мишу сзади слева. В результате этого страшного удара ребенка подбросило на два метра и затем машина ударила его еще раз. После этого Миша упал на асфальт. Велосипед отбросило метров на 10, как минимум. Все это видно на фотографиях с места аварии. Своим телом Миша разбил фару, погнул крыло и капот. Головой разбил лобовое стекло. Никаких сомнений не вызывает тот факт, что водитель видел Мишу и мог предотвратить столкновение», – вспоминает его отец Сергей Ращенко.
Все это Сергею известно со слов очевидцев трагедии. Сам он прибыл на место аварии где-то спустя 10 минут. На тот момент там уже находилась карета скорой помощи.
Уже в больнице в диагнозе Миши написали следующее: обширная политравма, линейный перелом затылочной части черепа. Многочисленные переломы костей таза со смещением обломков, перелом ключицы, перелом костей левого предплечья, перелом левой большеберцовой кости. Многочисленные ушибы легких, ушиб сердца, разрыв мочевого пузыря. Множественные ушибы и ссадины мягких тканей туловища и конечностей.
«В реальности, прибыв на место, мы увидели истекающего кровью ребенка. Он стонал и периодически кричал от боли. При этом пытался двигаться и поднимать сломанную руку. Всю в крови и ушибах. Сломанная, неестественно изогнутая нога, периодически соскальзывала с носилок скорой помощи. Был виден огромный отек на голове. Я был весь в крови моего нечеловечески страдающего ребенка, когда находился с ним в скорой помощи. Это самый страшный момент в моей жизни, эти 15 минут, пока мы ехали до больницы, показались мне вечностью», – говорит Сергей.
Вендетта невозможна? «Я бы хотел, чтобы его (водителя, - Ред.) повесили», - отец Миши
За рулем белого«Мерседеса» с дипломатическими номерами посольства Армении в Украине D 010 024 сидел гражданин Армении Размик Рустамян, племянник депутата армянского парламента, местного олигарха.
При этом, по словам Ращенко, водитель не имеет никакого отношения к посольству, а еще находясь на месте аварии, пытался снять номера с автомобиля.
Буквально через несколько дней после трагического происшествия Рустамян покинул Украину. В то, что его все-таки привлекут к ответственности, Сергей Ращенко не верит.
«Никаких надежд на правосудие в этой стране у меня нет. Во-первых, его никто не выдаст, и скорее всего, даже если ему предъявят обвинение, судить его будут на территории Армении. Его дядя – олигарх такого уровня, как в Украине Коломойский… Вы представляете, чтобы «сына» Коломойского судили? Вот будет то же. Конечно, я бы хотел, чтобы его повесили просто на столбе на светофоре ближайшем. Но это невозможно. И я отдаю себе полностью отчет, что справедливость не восторжествует», – говорит он.
Молодая жизнь «на волоске»
В августе прошлого года для семьи Ращенко начался самый тяжелый период жизни – несколько месяцев реанимации. Родители парня сутками находились в больнице, всеми силами помогая сыну «цепляться за жизнь». После, фактически, коматозного состояния, остановки сердца – Мише это удалось. Сергей и Каролина привозили различных специалистов, решали бытовые вопросы, покупали очередные курсы дорогостоящих антибиотиков. «Бесплатная медицина в нашей стране стоит очень дорого», – справедливо заметил отец Михаила.
На горе семьи Ращенко отозвались друзья и знакомые, звонили, предлагали свою помощь. В какой-то момент родители Михаила решили обнародовать номер своей банковской карточки, чтобы желающие могли помочь их семье.
«Деньги стали поступать и это было очень вовремя. Мы очень признательны нашим родным, друзьям, знакомым и просто неравнодушным людям за поддержку. Эти переводы нам ощутимо помогли. Спасибо вам, друзья. Раньше я тоже регулярно участвовал в подобных акциях и не мог предположить, что окажусь с другой стороны проблемы. В обычной жизни все эти вещи кажутся какими-то далекими, и с тобой этого никогда не случится. Но это не так», – писал Сергей.
Лечение в Украине стало невозможным
Спустя месяцы реанимации Михаил стал нуждаться в ранней реабилитации. Однако, как оказалось, таких отделений в украинских больницах просто нет. Обеспокоенные родители стали усиленно искать клинику для сына за рубежом. Выбор остановился на Институте Гуттманна в Испании – передовой мировой клинике в нужном им направлении.
Сегодня Миша находится там – Сергей с женой продолжают делать все возможное и невозможное, чтобы спасти своего сына. Продают оставшиеся личные вещи (многого уже лишились), обращаются за помощью через сайты и социальные сети, им активно помогают волонтеры. Каролина постоянно находится рядом с сыном, поэтому поиском средств в основном занимается Сергей. Вскоре запланировано проведение благотворительного концерта для сбора средств на лечение Миши. Шутка ли – каждый его день обходится в 600 евро.
«С миру по нитке» – для семьи Ращенко уже почти год, как не просто афоризм. «Я никогда в жизни ни у кого ничего не просил. Сегодня я готов просить помощи у кого угодно, только ради результата», – говорит Сергей Ращенко.
«Оборотни» в погонах
О работе правоохранителей отец Михаила отзывается негативно. Сергей утверждает, что даже схема аварии, случившейся с его сыном, сотрудником «в погонах» была записана неверно. Сам Сергей в этот момент уже не присутствовал на месте происшествия – уехал с сыном в реанимацию. Однако информация ему известна со слов очевидца.
Более того, Сергей убежден в умышленности таких действий со стороны правоохранителей.
«Я абсолютно убежден, что это сделано намеренно. И более того, я уверен, что все это сразу было оплачено. Ведь даже и обвинений никому не собирались выдвигать. Они кстати не выдвинуты до сих пор. Этот водитель – племянник депутата армянского парламента, местного олигарха. Поэтому я не сомневаюсь, что его отмазали на самом верху. У нас в Одессе множество подобных случаев происходило с травмами, с трупами, где армяне были за рулем. Но не один не пострадал и не ответил никак. Как вы знаете, наш министр внутренних дел, Арсен Аваков, тоже армянин, поэтому никто никакой ответственности не несет», – говорит он.
За эти долгие месяцы семья Ращенко не единожды сталкивалась с «оборотнями в погонах» – даже во время криминалистической экспертизы.
«Экспертиза, которая была проведена, показала, что определить скорость движения автомобиля по предоставленным уликам невозможно. Современная наука не позволяет определить – там так написано. А это не соответствует действительности. Здесь на экспертизе у нас в Одессе сидят такие же взяточники, как и в остальном старом ГАИ», – говорит Сергей.
В разговоре с FaceNews он также подробней рассказал о правоохранителях, которые изначально занимались делом его сына: «Составлял схему ДТП некто подполковник Берлизов, один «персонаж» из Донецка. Он многократно фигурировал в различных историях, очень жесткий коррупционер. Следователь – майор Балицкий. И был руководитель следственного отдела Иванов – оба тоже из Донецка. Они там все такие «землячки» собрались. При их присутствии не было ни одной посадки, ни одного случая, доведенного до суда. Ни тот, кто составлял схему, не следователь, который вел дело. Ни один, ни второй не прошли аттестацию. И более того, начальник отдела Иванов тоже уволен из органов».
Впрочем, поговаривают, что Балицкий подал заявку на переаттестацию и восстановился через суд, добавляет Сергей.
Сейчас делом занимается уже другой следователь и прокурор. Однако особого шевеления не наблюдается – за 8 месяцев дело не сдвинулось со статуса «досудебного расследования».
«При наличии всех оснований предъявить подозрение, сторона обвинения всеми путями пытается оттянуть решение данного вопроса, всеми путями пытается уйти от выполнения своих прямых обязанностей по расследованию дела. Фактически, мы имеем следующее: формально дело находится в производстве, а в действительности им никто не занимается. С одной только целью – затянуть и создать необходимые условия, чтобы виновный избежал наказания, а потерпевшие тешили себя надеждами на расследование, которое якобы ведется», – отмечает адвокат пострадавшей семьи Игорь Маркаров.
Обнародовать конкретные данные должностных лиц, которые затягивают процесс расследования, адвокат отказался, объяснив это этическими нормами: «Ведется досудебное расследование, поэтому я считаю, что в данном случае говорить о конкретных лицах будет неправильно».
Как себя чувствует Миша
Позитивная динамика в реабилитации Михаила есть. Последние его успехи – попытка речи.
«Он пытается говорить, контактировать, насколько сейчас это возможно. То есть процесс абсолютно в нужном русле, но очень медленный из-за тяжести травм», – делится с FaceNews Сергей.
К сожалению, никаких точных прогнозов по состоянию здоровья парня нет и быть не может ввиду специфики травм – черепно-мозговые травмы для человечества даже в XXI веке остаются загадкой.