В украинской политике есть несколько основных «болевых точек», мешающих, по словам экспертов и политиков, эффективному развитию государства.
Один из подобных камней преткновения – Центральная избирательная комиссии, которая оказывается в центре скандала практически в любой ситуации, когда речь идет о выборах.
При этом срок полномочий 12 из 15 членов ЦИК закончился почти два года назад, 1 июня 2014 года.
Из-за этого часть парламентских партий и экспертная среда требуют от президента внести изменения в состав ЦИК. Требования украинцев было настолько непоколебимо, что активисты зарегистрировали соответствующую петицию и в пятницу, 13 марта, решили выйти на митинг.
Однако митинг был перенесен на неопределенное время, ведь Петр Порошенко на текущей пленарной неделе намерен внести в парламент кандидатуры на должность членов Центральной избирательной комиссии.
«Информирую, что президент закончил консультации с фракциями по новому составу ЦИК и на этой неделе внесет кандидатуры членов Центризбиркома в парламент», – отметил заместитель председателя парламентской фракции «Блока Петра Порошенко» Игорь Грынив.
Между тем, неизвестно, кого президент предложит взамен нынешнему составу комиссии.
Комментируя решение президента об изменение состава ЦИК, эксперты связали подобную активность президента с возможным назначением уже этим летом выборов на нескольких мажоритарных округах. Речь идет о выборах на округах народных депутатов, досрочно прекративших свои полномочия, и выборах на избирательном округе покойного Игоря Еремеева.
И уже вечером 10 мая Центральная избирательная комиссия таки назначила выборы на четырех округах, депутатами по которым в свое время стали мэры Борис Филатов и Владислав Атрошенко и министры Игорь Насалик и Тарас Кутовой.
Однако, так или иначе, закон в ЦИК все же нарушили, ведь с назначением выборов затянули и назначили их не по всем округам.
Подробней об этом, о том, какое наказание предвидено в законодательстве для избирателей, которые берут взятки, и том, почему во время выборов нужно запретить коммерческую политическую рекламу, в интервью FaceNews рассказал генеральный директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель.
На этой сессионной неделе Петр Порошенко намерен наконец-то внести в парламент кандидатуры на места в ЦИК. Как оцениваете это заявление – президент готов идти на компромиссы или только делает вид?
Наиболее вероятно, что в июле этого года будут проведены выборы по шести мажоритарным округам (интервью записывалось до того, как вечером 10 мая стало известно, что на четырех округах выборы будут проведены 17 июля, – FaceNews).
Имеются в виду округ покойного Игоря Еремеева, округ Бориса Филатова, округ Насалика (Игорь Насалик – министр энергетики и угольной промышленности, – FaceNews), округ Кутового (Тарас Кутовой – министр аграрной политики и продовольствия, – FaceNews).
С выборами на этих округах избирательный процесс затягивается длительное время под разными поводами. Если, скажем, Центральная избирательная комиссия может объяснять, что не назначает выборы в округе покойного Игоря Еремеева (на этом округе выборы пока не назначены, – FaceNews) из-за отсутствия свидетельства о смерти, то, скажем, по округу Насалика и Кутового задержка с выборами идет вразрез с нормами закона.
Закон предвидит, что в течение десятидневного срока ЦИК должна назначить выборы (Насалик и Кутовой перестали был народными депутатами 14 апреля, а выборы были назначены 10 мая, – FaceNews). Очевидно, такое затягивание также происходило и с тем, чтобы выборы сразу провести по всем округам.
К составу Центральной избирательной комиссии сегодня нет доверия общества. Мы помним знаменитое решение по Павлограду (тогда в ЦИК заявили, что не видят оснований для проведения второго тура выборов, – FaceNews), которое нарушило избирательный закон не только по оценке Комитета избирателей Украины, но и Министерство внутренних дел открыло производство по факту нарушения ЦИКом действующего законодательства.
Исходя из этого, вполне очевидно, если старый состав ЦИК будет проводить выборы по этим округам, соответственно, не будет доверия в обществе и будет много знаков вопроса со стороны наших международных союзников. Поэтому вполне логично, что эти выборы должны проходить при новом составе ЦИК.
Тем более, не забываем, что Центральная избирательная комиссия должна была бы принимать активное участие в разработке нового избирательного законодательства и избирательной реформы – это одно из обязательств коалиционного соглашения. Поэтому очевидно, что у нас совпадет во времени и назначение выборов по этим мажоритарным округам и избрание нового состава ЦИК.
Кроме того, там, где есть мажоритарная составляющая, место имеет ряд нарушений действующего законодательства, в частности, прямой и непрямой подкуп избирателей.
В обществе бытует мнение, что любой ЦИК будет выполнять волю руководителей нашей страны. Какие предохранители необходимо предусмотреть при формировании новой комиссии, чтобы выборы на округах экс-нардепов, ставших мэрами и министрами, не были повтором выборов на 205 округе?
К огромному сожалению, новый состав ЦИК, как бы мы некритически к нему относились, не станет предохранителем касательно нарушения действующего законодательства на выборах. И как мы видим, сейчас существуют также легитимные формы подкупа избирателей.
Например, последние выборы в Кривом Роге, где на средства местного бюджета избирателям предоставили предвыборную материальную помощь. Это было достаточно масштабно.
Поэтому действенных предохранителей может быть только два. Во-первых, принятие изменений в законодательства. Они разработаны, зарегистрированы, они уже прошли парламентский комитет. Они предвидят изменения в Уголовный кодекс касательно толкования понятия подкупа избирателей. То есть, сейчас доказать подкуп избирателей чрезвычайно сложно, нужно доказать, что предоставление материальной или денежной помощи сопровождалось агитацией за кандидата.
Например, Вы вспомнили о черниговских выборах. Там стояли палатки Геннадия Корбана, раздавалась помощь, но не было символики его избирательной кампании, то есть, обходили (закон, – FaceNews). Нужно внести изменения в Уголовный кодекс, они есть в парламенте.
Второй механизм – это повышение уровня политической культуры.
Вы уже несколько раз вспомнили о проблеме взяток на выборах. Однако во взятке виновны обе стороны. Как наказывать за взятку не только того, кто ее дает, но и того, кто ее берет?
У нас предусмотрена уголовная ответственность, в том числе, для избирателей, причем, достаточно жесткая. Получив продовольственный пакет, избиратель рискует получить или серьезный штраф, или даже несколько лет тюремного заключения. То есть, более жестким законодательство нельзя делать.
Тогда проблема в том, что нет прецедентов?
Нет, даже не то, что нет прецедентов. У правоохранителей нет инструментария, чтобы привлекать к ответственности. А в законопроекте, зарегистрированном в парламенте, предлагается ключевое изменение касательно того, что (взяткой считается, – FaceNews) не только предоставление финансовой или материальной помощи, которая сопровождается агитацией за кандидата, а сам факт предоставления такой помощи.
Иными словами: правоохранители могут привлекать к ответственности сотни людей, которые будут задействованы в этом сложном механизме. Это более действенный способ борьбы с этим нарушением.
Расскажите подробней об этом законопроекте. Его написали общественники?
В прошлом году несколько представителей общественных организаций встречались с президентом касательно технологий борьбы с нарушениями на выборах. Собственно, нами – Комитетом избирателей Украины, организацией «ОПОРА», Интерньюз-Украина – были разработаны изменения в действующее законодательство, которые зарегистрировала группа народных депутатов. Закон предлагает растолковать понятие подкуп избирателей, чтобы правоохранители получили действенный инструментарий.
Все же давайте вернемся к вопросу формирования нового состава ЦИК. В случае назначения нового состава ЦИК на них сразу падает много «шишек» – проведение выборов, решение прошлого состава о лишении мандатов Николая Томенко и Егора Фирсова. Какими, по Вашему мнению, должна быть первые шаги нового состава ЦИК, чтобы общество начинало доверять комиссии?
В деле Томенко и Фирсова не меньше дров наломала политическая сила, которая приняла решение на своем съезде.
К этому составу ЦИК есть много вопросов. Я бы хотел говорить об определенных плюсах, потому что они провели парламентские и президентские выборы в условиях реальной войны, и провели их достаточно достойно. То есть, как технологическая машина для проведения выборов ЦИК справлялась со своей работой.
Однако наиболее показательным было решение по Павлограду на местных выборах 2015 года, когда ЦИК приняла решение, которым фактически пересмотрела избирательную систему на местных выборах по этому городу. Это наибольшее пятно, которое есть на репутации этой Центральной избирательной комиссии.
Что касается нового состава ЦИК, я думаю, есть несколько ключевых вещей. Во-первых, активное участие в реформировании избирательного законодательства. Именно ЦИК могла бы сделать наибольший вклад в разработку процедурной части и так далее. Это разработка нового избирательного законодательства. Я говорю не о политическом решении касательно типа избирательной системы, а о процедурной части.
Во-вторых, я убежден, что сегодня нужно проводить реформу Центральной избирательной комиссии. Например, ЦИК могла бы заниматься не только парламентскими, президентскими и местными выборами, а также, по примеру Грузии, другими выборами.
Скажем, это могли бы быть выборы ректоров ВУЗов, где также есть публичные обвинения в коррупционной составляющей. Это могли бы быть выборы, в том числе, членов-корреспондентов, академиков, то есть, выборы в системе высшей школе. Я имею в виду, что ЦИК могла бы разрабатывать процедуру проведения этих выборов. Это было бы очень важно.
Также она должна более активно заниматься разработкой и апробацией на базовом уровне новых моделей проведения выборов, в том числе, электронных, потому что мир очень быстро меняется. Может случиться так, что пока мы дискутируем о разных моментах избирательного законодательства, через десять лет в Украину будут приезжать как на экскурсию, фотографировать избирательные сундуки и бумажные избирательные бюллетени.
Я не говорю, что эти электронные технологии нужно внедрять уже сейчас, потому что есть большое недоверие общества к подобным нововведениям, есть недоверие в целом к избирательному процессу. Однако разработка и желательно апробация на базовом уровне этих механизмов должно быть одним заданий ЦИК.
Это не слишком затратно для Украины сегодня?
Я всегда убежден, что более затратно для общества содержать непрофессиональную власть, которая избирается через коррупционные механизмы, на разных уровнях.
Поэтому всегда нужно исходить из формулы, что демократия не бывает дешевой. Я помню, когда в обществе была дискуссия о двотуровости выборов мэра, и звучало много позиций: «Зачем тратить государственные средства на проведения второго тура?». И мы увидели пример Кривого Рога, когда общественной активист, который боролся за экологические права жителей региона, получает фактически победу во втором туре криворожских выборов. И таких примеров, на самом деле, достаточно много.
Исходя из этого, вопрос качественности избирательного процесса не нужно изменять только денежными купюрами, потому что в результате это может значить совсем другое качество власти.
В политикуме последние месяцы очень говорят о досрочных выборах. Как оцениваете перспективу их проведения, и действительно ли они будут настолько затратными, как рассказывают некоторые депутаты?
К сожалению, все дискуссии о возможных досрочных парламентских выборах сводились исключительно к определенному или запугиванию премьер-министра Яценюка, чтобы он добровольно подал в отставку, или шантажу своих коллег, чтобы они занимали более четкую позицию. Преимущественно все разговоры о досрочных выборах проводились в контексте изменения Кабинета министров Украины.
Поэтому, по моему убеждению, есть еще одна не менее существенная причина (проведения досрочных выборов, – FaceNews) – низкая эффективность работы Верховной Рады Украины. Я хочу напомнить, что коалиционное соглашение выполнено только на 37%, что крайне мало. Эффективность работы парламента чрезвычайно низкая, провалены ключевые реформы – конституционная, судебная, избирательная.
Исходя из этого, я бы хотел, чтобы все дискуссии о досрочных парламентских выборах проводились в контексте того, что мы можем получить парламент, который будет более эффективным в своей работе.
Однако я убежден, если будут проведены досрочные выборы по действующему избирательному законодательству, то мы получим парламент, к которому будет не меньше вопросов, чем сегодня.
То есть, выборы по действующей избирательной системе – значит, сохранение коррупционных механизмов, как подкуп, материального стимулирования избирателей и так далее.
Выборы нужно проводить, поскольку они могут дать более качественный состав Верховной Рады. Все равно общество будет в выигрыше, несмотря на материальные расходы. Но проводить выборы нужно по новому избирательному законодательству, которое будет предусматривать два ключевых изменения.
Во-первых, пропорциональная система с открытыми списками.
Во-вторых, полный запрет коммерческой политической рекламы во время выборов – на радио, телевидении, больших плоскостях, как борды. Это станет определенным предохранителем, что в парламент не пройдут партии, которые будут базировать свою избирательную кампанию исключительно на коммерческих рекламных механизмах. Это значит, что реклама партии по своей сути не отличается от рекламы зубной пасты.