Тарифы на тепловую энергию и услуги центрального отопления с 1 июля 2016 года повысили на 75-90%. С 1 мая Кабинет министров установил единую предельную розничную цену газа для бытовых потребителей на уровне 6,879 тысяч гривень за 1 тысячу кубических метров.
Это решение вызвало оживленную дискуссию среди украинцев, однако в Национальной комиссии по госрегулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг отмечают, что работают над мерами, которые позволят в будущем снизить тарифы на тепло.
«Комиссия проводит работу по замещению тепла с природного газа на тепло из угля там, где это возможно – среди таких городов Киев, Чернигов, Черкассы, Сумы, Калуш», – заявил председатель комиссии Дмитрий Вовк.
Однако эксперты утверждают, что идея с углем – не нова и вряд ли увенчается успехом.
«На самом деле, он понимает, где уголь этот брать? На оккупированных территориях? Пусть еще расскажет, где», – подчеркивает экс-министр жилищно-коммунального хозяйства Украины Алексей Кучеренко.
Об этом и том, почему повышение тарифов – это социальный эксперимент, Алексей Кучеренко рассказал в интервью FaceNews.
Повышение тарифов, так или иначе, усугубляет финансовое положение многих украинцев. Как простому украинцу экономить на коммуналке?
Есть самый примитивный метод – отключить электричество, газ, сидеть в темноте со свечкой. В принципе, это я уже даже и не шучу. У меня такое впечатление, что эти реформаторы забыли один из основных критериев услуги – ее доступность.
Последнее заявление господина Розенко (Павел Розенко призвал жителей сел : «Каждая семья, каждое здание, каждый гражданин имеет время для того, чтобы заменить котел, утеплить дом, поменять окна, поставить счетчики». Звучит, как минимум, странно.
Это авантюристы, поймите. Где она работала? В каком реальном секторе экономики она работала? Она работала на конкретные бизнес-структуры. Я не могу сказать, что они глупые, но это бизнесмены, которые не понимают, как устроено общество.
Они давно жили в своем отдельном обществе – в обществе успешных бизнес-структур, и сегодня они дорвались до власти на волне непонятных процессов, и начинают вещать вещи, которые не понимают, как происходят в социуме.
У них нет образования. У них всех MBA, и они не понимают, что социум устроен по-другому, чем бизнес, и что во всех цивилизованных странах в публичных администрациях есть специальное образование и специальность –MPA – магистр публичной администрации. MPA – это альтернатива MBA, магистру бизнес-администраций.
Это какой-то великий эксперимент, он мне напоминает 1918 год, честно говоря, когда матросы дорвались... Вот они экспериментируют.
И все это с правильной риторикой – рынок, Европа. Кто против рынка? Кто против Европы? Только траектория должна быть такой, чтобы не похоронить по дороге половину населения, понимаете? А они избрали какую-то траекторию – она не шоковая, какая-то гипершоковая.
Как в условиях этой гипершоковой траектории повышения тарифов правительство может облегчить ценовой удар для украинцев? Субсидии – это хорошо, однако практика показывает, что они не всегда работают.
Еще раз говорю: субсидии – это налог. Вы поймите, что любой платежеспособный украинец сейчас будет платить этот дополнительный и очень немаленький налог.
Что нужно было? Нужно было делать реформу, но извините, ее не делали. Понятно, у нас тогда руки не дошли по политическим мотивам. Потом ее не делал Азаров, потом ее не делал, а только демагогией занимался Яценюк. А сейчас что я вижу?
Поэтому сегодня закрыть бреши в реформе этими жесткими мерами – это великий украинский социальный эксперимент, судя по всему, с очень трагическими последствиями.
Голова Нацкомиссии по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг отмечает: «Комиссия проводит работу по замещению тепла из природного газа на тепло из угля там, где это возможно». Тепло из угля – это реальная альтернатива газу?
Это дорогостоящее мероприятие. Города убегали с этого угля. Это экология, логистика, подъездные пути.
На самом деле, он понимает, где уголь этот брать? На оккупированных территориях? Пусть еще расскажет, где. А если порты, то пусть узнает, сколько можно «валить» через эти порты – ровно в четыре раза меньше, чем нужно Украине. Понимаете?
Поэтому еще раз: можно сколько угодно рисовать эти красивые картинки. Нужно запомнить одно: на сегодня пока еще, благодаря, в том числе, этим повышениям, благодаря тому, что люди перепуганы, люди начали экономить. И, на самом деле, население, теплокоммунэнерго и бюджетная сфера полностью помещаются в украинскую добычу.
То есть, это внутренний украинский вопрос, и найти баланс в этой цене можно без МВФ и без Бальцеровича. И этот баланс должен остановиться на цене ориентировочно раза в два меньше. И сегодня это было бы промежуточным вариантом.
А дальше – занимайтесь реформами, запускайте государственную программу модернизации устаревшего жилищного фонда – по сути, комплексного утепления – доведите до конца учет и параллельно подтягивайте цену.
На самом деле, субсидии – это тоже огромнейший ресурс, который нельзя проедать, нельзя выкидывать в черную дыру, его нужно использовать на решение инфраструктурных задач – на модернизацию теплокоммунэнерго, домов и прочее.
Эрик Найман говорит, что летом цены на газ в Европе примерно вдвое опустятся, поэтому у правительства будут все основания для снижения тарифов для украинцев.
Я читал Наймана. Он абсолютно правильно пишет. По сути дела, на население повесили импортный газ, и то, не по-честному, как он пишет, а с накруткой.
Не верите, что правительство после понижения цены понизит и тарифы?
Если бить украинское правительство палкой по голове и выходить на улицы, то можно заставить этого реформатора (снизить тарифы, – FaceNews). Он (Владимир Гройсман, – FaceNews) же заявил, что это последняя цена.
Второй вопрос – если это последняя цена, то это последняя при нем, значит, вопрос в нем и в коалиции.
Еще раз говорю: я два года потратил, чтобы попытаться объяснить элементарные вещи. Там некому объяснять, это мальчики с бизнес-мышлением. Поэтому вопрос политический – коалиция импотентная, коалиции, которая могла бы отвечать за это правительство и спрашивать с него, нет в природе. Поэтому для меня как математика и кибернетика по образованию дальше не нужно никуда идти. Конституционной базы для реформы нет – нет коалиции.
Однако повышение тарифов на газ и отопление является многолетним требованием МВФ. Стоит ли украинцам ждать помощи со стороны западных партнеров? Предусматривает ли МВФ какие-либо программы касательно, например, утепления домов для Украины?
Они готовы их выделять, но говорят: «Покажите, что вы их не разворуете». Все же схемы утепления, модернизации – там сразу включаются, в том числе, люди из министерства товарища Гройсмана и товарища Зубко, которые не могут даже взять эти деньги, потому что сразу рисуют себе теневые схемы.
Особенно у них там есть один заместитель, который работал главой аппарата в Минфине у Колобова. Именно он стал тормозом на пути прихода этих денег МВФ. Это не секрет.
Чем хороши деньги МВФ? Они длинные и дешевые, но их нужно научиться брать. А если там они хотят откаты свои «впендюрить», то конечно, кто их возьмет и как?
Вот они и готовились сейчас к этим деньгам. Киев хочет миллиард японских денег на водоканал, Винница хочет 65 миллионов евро под государственные гарантии на свой водоканал. Поэтому МВФ тут не может быть панацеей.