Алексей Кучеренко: Есть метод, как экономить на коммуналке
«Сегодня закрыть бреши в реформе этими жесткими мерами – это великий украинский социальный эксперимент, судя по всему, с очень трагическими последствиями».
Тарифы на тепловую энергию и услуги центрального отопления с 1 июля 2016 года повысили на 75-90%. С 1 мая Кабинет министров установил единую предельную розничную цену газа для бытовых потребителей на уровне 6,879 тысяч гривень за 1 тысячу кубических метров.
Это решение вызвало оживленную дискуссию среди украинцев, однако в Национальной комиссии по госрегулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг отмечают, что работают над мерами, которые позволят в будущем снизить тарифы на тепло.
«Комиссия проводит работу по замещению тепла с природного газа на тепло из угля там, где это возможно – среди таких городов Киев, Чернигов, Черкассы, Сумы, Калуш», – заявил председатель комиссии Дмитрий Вовк.
Однако эксперты утверждают, что идея с углем – не нова и вряд ли увенчается успехом.
«На самом деле, он понимает, где уголь этот брать? На оккупированных территориях? Пусть еще расскажет, где», – подчеркивает экс-министр жилищно-коммунального хозяйства Украины Алексей Кучеренко.
Об этом и том, почему повышение тарифов – это социальный эксперимент, Алексей Кучеренко рассказал в интервью FaceNews.
Повышение тарифов, так или иначе, усугубляет финансовое положение многих украинцев. Как простому украинцу экономить на коммуналке?
Есть самый примитивный метод – отключить электричество, газ, сидеть в темноте со свечкой. В принципе, это я уже даже и не шучу. У меня такое впечатление, что эти реформаторы забыли один из основных критериев услуги – ее доступность.
Последнее заявление господина Розенко (Павел Розенко призвал жителей сел отказаться от использования газа, – FaceNews) – я понимаю, что они далеко зашли, мальчики-теоретики. Теоретические вещи они говорят правильные: в Украине сложилась определенная ситуация, многие годы делали эту газификацию. Я не говорю, что это было правильно, но ее делали. В том числе, ее инициировал и «Нефтегаз», по сути, создавая себе дополнительный рынок. Потом в результате «Нефтегаз» поступил очень цинично. То есть, он создал себе рынок, а потом начал диктовать цену на газ, который принадлежит тем же самым бабушкам, селянам – газ-то украинский.
Но, в первую очередь, конечно, нужно разобраться с ценой на газ. Их демагогия, что «цена рыночная, обоснованная». Она не рыночная, не обоснованная, и, по сути дела, то, что сейчас предлагают все эти идеологи, они обложили украинцев налогом.
То есть, все платежеспособные украинцы помимо всех официальных налогов должны заплатить налог, который пойдет в виде ренты, а потом пойдет на субсидии. Размер этого налога легко считается. На сегодня это 70% от суммы 4 800 – 3 260 с каждой тысячи кубов. Теперь умножайте на пятнадцать кубов. Чуть ли не 50 миллиардов налога. Даже, если они снизят ренту до 50%, что пообещал Гройсман, но депутаты же еще не проголосовали, то все равно будет, например, 35 будет миллиардов. Это налог, которым нас обложил товарищ Гройсман.
Если смотреть юридически, это как можно за три дня, придя, ни в чем не разобравшись, вдруг принимать такие судьбоносные решения? Это чистейшая авантюра.
Понятно, что можно рассматривать любые методы экономии, и это абсолютно правильно. Но, понимаете, когда уже идет война, зачем вам знать, как можно вырыть окоп, если бомбы уже ложатся? Лучше эвакуировать.
Поэтому сейчас понятно, что можно утеплять дома. Кто-то утеплит, у кого хватит сил и денег на это. Речь идет о частных домах. Многоквартирные дома – ничего там не будет сделано. Там и счетчиков толком (нет, – FaceNews). Только в 45% домов есть счетчики.
Поэтому понятно, что элементарные какие-то вещи нужно готовить. Как минимум, самое простое – это окна, вентиляционные каналы. Это простые мэры.
Если говорить о комплексной модернизации жилищного фонда, там еще конь не валялся, в том числе, и благодаря господину Гройсману, который проводил эту реформу, будучи вице-премьером.
Поэтому никто не против цивилизованной экономии природных ресурсов, в том числе, энергетических, но к этому нужно готовиться – учет, ментальность, информационная (политика, – FaceNews), ценовая, безусловно. Она же не может быть такой радикальной, чтобы сшибать с ног. Поэтому все делается по авантюрному сценарию, и ни к чему хорошему не приведет.
Заместитель министра экономического развития и торговли Украины Юлия Ковалив заявила: «Каждая семья, каждое здание, каждый гражданин имеет время для того, чтобы заменить котел, утеплить дом, поменять окна, поставить счетчики». Звучит, как минимум, странно.
Это авантюристы, поймите. Где она работала? В каком реальном секторе экономики она работала? Она работала на конкретные бизнес-структуры. Я не могу сказать, что они глупые, но это бизнесмены, которые не понимают, как устроено общество.
Они давно жили в своем отдельном обществе – в обществе успешных бизнес-структур, и сегодня они дорвались до власти на волне непонятных процессов, и начинают вещать вещи, которые не понимают, как происходят в социуме.
У них нет образования. У них всех MBA, и они не понимают, что социум устроен по-другому, чем бизнес, и что во всех цивилизованных странах в публичных администрациях есть специальное образование и специальность –MPA – магистр публичной администрации. MPA – это альтернатива MBA, магистру бизнес-администраций.
Это какой-то великий эксперимент, он мне напоминает 1918 год, честно говоря, когда матросы дорвались... Вот они экспериментируют.
И все это с правильной риторикой – рынок, Европа. Кто против рынка? Кто против Европы? Только траектория должна быть такой, чтобы не похоронить по дороге половину населения, понимаете? А они избрали какую-то траекторию – она не шоковая, какая-то гипершоковая.
Как в условиях этой гипершоковой траектории повышения тарифов правительство может облегчить ценовой удар для украинцев? Субсидии – это хорошо, однако практика показывает, что они не всегда работают.
Еще раз говорю: субсидии – это налог. Вы поймите, что любой платежеспособный украинец сейчас будет платить этот дополнительный и очень немаленький налог.
Что нужно было? Нужно было делать реформу, но извините, ее не делали. Понятно, у нас тогда руки не дошли по политическим мотивам. Потом ее не делал Азаров, потом ее не делал, а только демагогией занимался Яценюк. А сейчас что я вижу?
Поэтому сегодня закрыть бреши в реформе этими жесткими мерами – это великий украинский социальный эксперимент, судя по всему, с очень трагическими последствиями.
Голова Нацкомиссии по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг отмечает: «Комиссия проводит работу по замещению тепла из природного газа на тепло из угля там, где это возможно». Тепло из угля – это реальная альтернатива газу?
Это дорогостоящее мероприятие. Города убегали с этого угля. Это экология, логистика, подъездные пути.
На самом деле, он понимает, где уголь этот брать? На оккупированных территориях? Пусть еще расскажет, где. А если порты, то пусть узнает, сколько можно «валить» через эти порты – ровно в четыре раза меньше, чем нужно Украине. Понимаете?
Поэтому еще раз: можно сколько угодно рисовать эти красивые картинки. Нужно запомнить одно: на сегодня пока еще, благодаря, в том числе, этим повышениям, благодаря тому, что люди перепуганы, люди начали экономить. И, на самом деле, население, теплокоммунэнерго и бюджетная сфера полностью помещаются в украинскую добычу.
То есть, это внутренний украинский вопрос, и найти баланс в этой цене можно без МВФ и без Бальцеровича. И этот баланс должен остановиться на цене ориентировочно раза в два меньше. И сегодня это было бы промежуточным вариантом.
А дальше – занимайтесь реформами, запускайте государственную программу модернизации устаревшего жилищного фонда – по сути, комплексного утепления – доведите до конца учет и параллельно подтягивайте цену.
На самом деле, субсидии – это тоже огромнейший ресурс, который нельзя проедать, нельзя выкидывать в черную дыру, его нужно использовать на решение инфраструктурных задач – на модернизацию теплокоммунэнерго, домов и прочее.
Эрик Найман говорит, что летом цены на газ в Европе примерно вдвое опустятся, поэтому у правительства будут все основания для снижения тарифов для украинцев.
Я читал Наймана. Он абсолютно правильно пишет. По сути дела, на население повесили импортный газ, и то, не по-честному, как он пишет, а с накруткой.
Не верите, что правительство после понижения цены понизит и тарифы?
Если бить украинское правительство палкой по голове и выходить на улицы, то можно заставить этого реформатора (снизить тарифы, – FaceNews). Он (Владимир Гройсман, – FaceNews) же заявил, что это последняя цена.
Второй вопрос – если это последняя цена, то это последняя при нем, значит, вопрос в нем и в коалиции.
Еще раз говорю: я два года потратил, чтобы попытаться объяснить элементарные вещи. Там некому объяснять, это мальчики с бизнес-мышлением. Поэтому вопрос политический – коалиция импотентная, коалиции, которая могла бы отвечать за это правительство и спрашивать с него, нет в природе. Поэтому для меня как математика и кибернетика по образованию дальше не нужно никуда идти. Конституционной базы для реформы нет – нет коалиции.
Однако повышение тарифов на газ и отопление является многолетним требованием МВФ. Стоит ли украинцам ждать помощи со стороны западных партнеров? Предусматривает ли МВФ какие-либо программы касательно, например, утепления домов для Украины?
Они готовы их выделять, но говорят: «Покажите, что вы их не разворуете». Все же схемы утепления, модернизации – там сразу включаются, в том числе, люди из министерства товарища Гройсмана и товарища Зубко, которые не могут даже взять эти деньги, потому что сразу рисуют себе теневые схемы.
Особенно у них там есть один заместитель, который работал главой аппарата в Минфине у Колобова. Именно он стал тормозом на пути прихода этих денег МВФ. Это не секрет.
Чем хороши деньги МВФ? Они длинные и дешевые, но их нужно научиться брать. А если там они хотят откаты свои «впендюрить», то конечно, кто их возьмет и как?
Вот они и готовились сейчас к этим деньгам. Киев хочет миллиард японских денег на водоканал, Винница хочет 65 миллионов евро под государственные гарантии на свой водоканал. Поэтому МВФ тут не может быть панацеей.