Объединение «ДемАльянса» и «Силы людей»: как партии оказались на раздорожье
Может ли появиться в Украине новая партия, которая сплотит вокруг себя людей, идеи, ресурсы и победит на парламентских выборах?
Гражданская платформа «Нова Країна» призвала партии «ДемАльянс» и «Сила людей» объединиться в одну политическую силу.
«Тотально заменить политическую элиту в стране, «выдавить» олигархические кланы из парламента и других государственных институтов может только политическая организация — партия, которая сплотит вокруг себя людей, идеи, ресурсы и победит на выборах в Верховную Раду Украины», – сказано в заявлении организации.
«Именно объединение новых общественно-политических сил ждут украинцы. «Сила людей», «ДемАльянс», «Нова Країна» – это организации с незапятнанной репутацией, одни из немногих, кто еще не сдался после Майдана и своими поступками продолжает отстаивать идеалы революции Достоинства», – отмечают в платформе «Нова Країна».
Примечательно, что незадолго до заявления организации Давид Сакварелидзе анонсировал создание новой партии.
«На днях все будет озвучено. Туда будут входить талантливые и некоррумпированные люди, которые хотят что-то изменить в этой стране», – отметил тогда экс-заместитель генерального прокурора на уточняющий вопрос журналистов.
Однако СМИ, ссылаясь на свои источники, отмечают, что подобная инициатива и возможная партия отношения к одесскому губернатору не имеет.
О том, что в «Силе людей» и «ДемАльянсе» думают об инициативе организации «Нова Країна», FaceNews расспросил у лидера «ДемАльянса» Василия Гацько и руководителя программы практичной политики, эксперта Института политического образования, члена «Силы людей» Александра Солонтая. Также свое мнение высказал политолог Андрей Золотарев.
Василий Гацько: Правильное заявление, правильный призыв, мы на пути
Как расцениваете заявление организации «Нова Країна»? Какая позиция «ДемАльянса»?
На самом деле, я пять последних месяцев ищу формулу для объединения разных реформаторских сред в одну политическую партию. «Рух за очищення» для «ДемАльянса» точно был одним из инструментов поиска партнеров по всей стране как раз для того, чтобы объединить все здоровое, прогрессивное.
Соответственно, логика в объединении двух политических партий однозначно есть.
Однако идея, на самом деле, глобальней, потому что за пределами двух политических сил есть люди, которые стремятся к изменениям, которые сегодня делают их, которые понимают важность объединения.
Поэтому для меня призыв «Нової Країни» является логичным, адекватным времени. Понятно, что он сделан на фундаменте понимания того, что в стране есть большие проблемы, что должно осуществляться обновление политических элит, понимания, что для вытеснения старых коррумпированных политических элит должен появиться большой и мощный субъект. А при формировании большого и мощного субъекта, очевидно, что разные среды должны объединиться.
Исходя из этого, правильное заявление, правильный призыв, мы на пути.
Единственное, что я хочу отметить: идея широкой платформы. Поскольку речь идет о живых организациях, живых людях, и это демократические организации, то сложно сейчас спрогнозировать окончательный перечень участников такой объединенной платформы. То есть, процесс идет, но кто конкретно в итоге будет в этом объединении, сейчас сказать просто невозможно.
В своем заявлении «Нова Країна» очень осторожно использует слово «партия», однако оно проскакивает. Там сказано, что систему изменить может только партия, которая сплотит вокруг себя людей, идею и ресурсы и получит победу на выборах. Вы говорите «платформа». А как на счет создания партии?
Когда я говорю о платформе, я, на самом деле, говорю об одной партии, о том, что разные среды и, возможно, разные политические партии должны объединиться в одну.
Когда я говорю о платформе, то это однозначно одна политическая партия. На самом деле, должно быть несколько новых партий. Это моя позиция. Должна быть одна партия новых левых, одна каких-то новых правых, а одна, которую мы, по крайней мере, строим, должна быть партией центристов и правоцентристов.
Давид Сакварелидзе, соратник Михеила Саакашвили, который был одним из организаторов антикоррупционных форумов и «Руху за очищення», комментируя создание новой партии, отмечает, что вскоре все будет озвучено. Какова роль Саакашвили в партии, которая может возникнуть вследствие объединения?
Этот процесс, на самом деле, должен быть открытым, и будет открытым. Важно объединить десятки, возможно, и сотни тысяч людей, которые стремятся к изменениям в этой стране. Это значит, что при создании этой объединенной платформы, объединенной партии должны быть созданы условия, чтобы все, кто разделяет наши ценности, подходы, ценности, могли присоединиться и принимать участие.
Поэтому я и говорю, что сейчас предвидеть конечный состав участников, в принципе, невозможно. Я не берусь за то, чтобы спрогнозировать, потому что понимаю: одно дело, когда это режиссированный процесс и он закрыт. Тогда понятно, что за стол сели три-четыре организации или их лидеры, договорились, объявили об объединении и все. А если он открыт, непонятно, кто будет в финале.
То есть, можете взять в партию как меня, так и Михеила Саакашвили?
Да. Потенциально у каждого должна быть возможность включиться и быть полноценным участником.
Александр Солонтай: Закон не предвидит в Украине такой законодательной формы как объединение партий
Как расцениваете заявление организации «Нова Країна»? Какая позиция «Силы людей»?
Желание написать заявление о вступлении только в ту партию, у которой будет проходной барьер в Верховную Раду, является и оправданным, и прагматичным. И я понимаю, что им (организации «Нова Країна», – FaceNews) хотелось бы, чтобы при осуществлении выбора, куда им пойти, с какой партией, это был наиболее приличный вариант.
Они считают, что «Сила людей» не может в данный момент преодолеть избирательный барьер, поэтому ищут механизм, каким образом ее усилить. Поэтому им очень нравится идея, что нужно объединить «Силу людей» с «ДемАльянсом», экспертами «Нової Країни», Еврооптимистами, общественными деятелями, грузинскими реформаторами, и таким образом сделать ее проходной за счет консолидации объединения усилий.
Поэтому они призывают эти структуры объединиться, чтобы у них, как у экспертов, было, куда написать заявление, чтобы, в отличие от других экспертов или общественных деятелей, написавших заявления в прошлый парламентский сезон в списки олигархических проектов и теперь вынуждены создавать группы Еврооптимистов, в этот раз они могли зайти в парламент более чистым способом.
Они хотят, чтобы в Украине появилась такая политическая сила, за которую они смогут, с одной стороны, агитировать, с другой стороны, она будет достаточно популярна в обществе.
Поэтому они подталкивают, по моему мнению, «Силу людей» с другими структурами к объединению.
Насколько я понимаю, такое объединение «Сила людей» не рассматривает?
Тут я отвечу не просто как человек, у которого есть партбилет в «Силе людей», а как эксперт в этих вопросах. Закон не предвидит в Украине такой законодательной формы как объединение партий.
То есть, нужно написать заявление о выходе из одной партии и заявление на вхождение в другую?
Да, но при этом та, из которой люди ушли, все равно остается существовать, потому что не все из нее выходят. В принципе, никогда в Украине не было успешного объединения политических партий, потому что законодательство не предвидит этого. Ближайший парламент не внесет изменения в законодательство.
Единственный вариант объединения, который раньше был в законодательстве, это блок, когда разные партии между собой делают один блок. Но и этого механизма уже в законодательстве нет.
Поэтому, по моему мнению, сейчас «Новій країні» необходимо после того, как они сказали «а», сказать и заявление №2 – как именно возможно это сделать. На самом деле, мне как человеку с хорошим уровнем экспертизы в этой теме понятна одна вещь: идея, как это возможно осуществить, пока не обнародована. Это такие хорошие пожелания всем здоровым силам: «Вы объединяйтесь». А как?
По моему мнению, «Силе людей» нужно отреагировать на этот сигнал «Нової країни» публично, сформировать собственную позицию, но перед этим уточнить у «Нової країни», что имеется в виду под словами «объединяться» – избирательная коалиция или сливание партий роспуском предыдущих, или присоединение «Силы людей» к политическому направлению Саакашвили-Сакварелидзе?
Андрей Золотарев: Я бы все же предостерег от пути лидерской партии
Гражданская платформа «Нова країна» призвала партии «ДемАльянс» и «Сила людей» объединиться в одну политическую силу. Насколько сейчас, по Вашему мнению, реальна перспектива такого объединения, учитывая, что например, «ДемАльянс» уже вел переговоры с «Громадянською позицією» перед местными выборами об объединении?
Вопрос в том, что есть такая украинская болезнь – гетманство, когда на двух украинцев (приходится, – FaceNews) три гетмана. Это очень часто случается в политической жизни. И я считаю, что накануне выборов именно завышенные амбиции и ожидания не дали возможности объединиться.
Идя на выборы, есть эффект от объединения усилий, ресурсов. Ресурсов у этих политических сил не так уже и много. А главное – то, что их мало кто знает, кроме продвинутой части интеллигенции, креативного класса. У них нет такой социальной базы. Расширить же ее можно вследствие объединения усилий, в том числе, информационных, пропагандистских.
Сейчас все эксперты говорят, что перспектива досрочных парламентских выборов никуда не делась. Именно этот фактор, наверное, с точки зрения здравого смысла толкает к объединению.
Действительно, перспектива у этих партий есть хотя бы в том смысле, что в Верховной Раде нет партий, есть технологические проекты. Именно поэтому, если они пойдут на выборы с месседжем «мы настоящие. Для нас политика – это средство реализации политических программ и идей, а не заработок денег», то их может ждать успех.
Несколько ранее Давид Сакварелидзе, комментируя возможность создания новой партии, заявил: «На днях все будет озвучено. Туда будут входить талантливые и некоррумпированные люди, которые хотят что-то изменить в стране». Практически сразу после этого появилось заявление «Нової країни». Эта возможная партия, которая может быть создана, имеет отношение к экс-президенту Грузии?
Скорее, да.
В таком случае, можно ли как-то предположить, какую роль будет занимать Саакашвили? Он ведь вряд ли уйдет с публичной должности губернатора?
Дело в том, что у Саакашвили фактически еще нет такой партии, но есть лидерский рейтинг. Хотя Саакашвили для многих и политик-надежда, это шаг назад, шаг во времена, когда в украинской политике, в 2000-х годах, были лидерские партии. Когда есть лидер – есть партия, нет лидера – партии нет.
Например, то, что случилось с «Социалистической партией», когда Мороз испытал репутационный крах. Хотя была идея, структура, партия очень быстро исчезла.
Я так думаю, что все-таки он (Михеил Саакашвили, – FaceNews) должен быть играющим тренером. Тогда будет смысл.
В таком случае он может делегировать того же Давида Сакварелидзе в политическую силу.
Я бы все же предостерег от пути лидерской партии.
В обращении «Нової країни» еще есть такая цитата: «Создание такого объединения будет ответом обществу, которое уже готово отдать свои голоса принципиально новой политической силе». Насколько общество в условиях того, например, что рейтинг не слишком новой фигуры на политической арене – Юлии Тимошенко растет, готов отдавать предпочтение новой политической силе?
Есть определенный сегмент, ищущий новых именно потому, что старые (политики, – FaceNews) себя дискредитировали. Но рассчитывать на то, что эта партия пойдет и победит – не на что надеяться. Они должны пойти, занять место в большой политике и доказать, что они настоящие. Тогда уже будет почва для победы на парламентских выборах. А сейчас, смотря на экономическую, социальную политику власти, власть где-то зафиксировалась на уровне где-то 10-15% людей, которые всегда поддерживают власти.
В таком случае, какие действия нужно предпринимать новым политическим партиям в случае их создания?
В первую очередь, они должны продемонстрировать командную игру, приверженность принципам и дальше выйти на суд общественности не с лозунгами, а с диаграммами, цифрами, финансовыми выкладками.