На днях Барак Обама в телефонном разговоре с Владимиром Путиным в очередной раз поднял вопрос Минских соглашений. Президент США заявил следующее: «Я хочу хороших отношений с Россией. Я много сделал, чтобы были хорошие отношения с Россией. Но санкции остаются в силе до тех пор, пока не будут выполнены Минские соглашения». Какая вероятность того, что теперь российский президент намеренно обеспечит выполнение «Минска» пророссийскими вооруженными формированиями, вынудив тем самым Киев начать выполнять свои политические обязательства, в частности, провести на временно оккупированных территориях Донбасса выборы? О вероятности такого сценария FaceNews расспросил политических экспертов.
Мария Золкина: Вопрос продления санкций для России связан с «домашними заданиями» Украины
На украинскую сторону давят, и ее будут стимулировать принять, к примеру, закон о проведении выборов на оккупированных территориях, вне зависимости от того, будет ли полноценный режим тишины на Донбассе, или не будет.
Даже не смотря на отсутствие полноценного перемирия, стимуляция украинской стороны к этому имеет место и со стороны Европейского Союза, конечно, неофициально, пока что, и со стороны США.
От украинской стороны требуют и дальше демонстрировать готовность выполнять «Минск», потому что Украина – это более договороспособная сторона, чем Российская Федерация. Оказывать на Россию давление другими способами, помимо санкций, у ЕС сейчас возможности нет. А чтобы санкции продолжать и не ослаблять хотя бы до конца 2016 года, нужны определенные аргументы для европейских лидеров. Этим аргументом может, к примеру, быть принятие украинской стороной закона «О проведении выборов». То есть сказать, что вот, украинская сторона и дальше готова к политической части «Минска», но при этом ей нужна поддержка, которой может быть продолжение санкций.
Вопрос в том, смогут ли украинские дипломаты достаточно четко объяснить нашим западным партнерам, что мы можем принять такой закон, но применять его без соответствующих условий не будем.
Из того, что сейчас делает украинская дипломатия, я вижу, что у нас позиция наконец-то достаточно конструктивная. То есть идут разговоры о полицейской миссии. Очевидно, что она не может быть подготовлена не за месяц, ни за два. Но позиция, что сначала размещение полицейской миссии и полноценный, продолжительный режим тишины и только потом проведение каких-то мероприятий, к примеру, выборов – то это аргументированная позиция. И возразить здесь ЕС и США пока нечего.
Они в чем-то хотят сохранить отношения с Российской Федерацией, восстанавливать экономические отношения понемногу – да, это имеет место. И здесь больше даже не желание отдельных западных политиков, а скорее, желание европейского бизнеса, который не понимает логики в поддержке Украины финансово и политически в ситуации, когда Украина не демонстрирует должным образом западным странам реформы.
Бизнес в некоторых европейских странах, в той же Германии и Франции, давит на свои политические круги, чтобы послабить режим отношений с Россией и постепенно переходить к восстановлению экономических связей с ней.
Но я думаю, что сейчас все-таки позиции европейских лидеров будут на стороне Украины, и несмотря на горячие дебаты, санкции будут продолжены.
В целом же, мы должны понимать, чтобы говорить о проведении выборов и вообще о политической части Минских договоренностей, должен быть действительно длительный режим тишины и еще до того, как Украина заявит о подготовке этих выборов.
Сейчас организовать полноценный режим тишины даже Кремлю будет очень сложно, потому что позиционные бои не прекращались никогда, и наоборот, сейчас они восстанавливаются. Это аргумент для украинской стороны, и Запад знает об обострении ситуации.
Поэтому даже если гипотетически представить, что полноценный режим тишины будет установлен с помощью давления Москвы в ближайшее время, хотя я в это не верю, это все равно не значит, что автоматически Украина готова будет и должна будет сказать: да, нас это удовлетворяет, мы переходим к политической части.
И все-таки гипотетически, когда возможна отмена санкций?
Сейчас для Украины сложилась в чем-то рискованная ситуация. Потому что идея поддержки Украины в рамках Минска или в вопросах санкций, сейчас связана не только с тем, что Россия нарушает нормы международного права.
Вопрос продления санкций, к сожалению, для Украины сейчас связан с вопросом прогресса самой Украины в выполнении ее внутренних «домашних заданий», к примеру, внедрении реформ.
Я думаю, что в июле у нас будут самые горячие за весь период конфликта дебаты в Совете Европейского Союза по поводу санкций, но я думаю, они все-таки будут сохранены. То есть послабления пока не будет.
Но прогнозировать дальше, чем на полгода, потому что санкции будут продлены до конца 2016 года, здесь уже невозможно. Потому что, если представим, что ситуация к концу 2016-го не меняется, все остается на своих местах, плюс Украина не демонстрирует эффективные внутренние превращения – то в конце 2016-го я уже не уверена, что нам удастся получить продолжение санкций. Но это, на самом деле, гипотетически. Поэтому задание Украины сейчас – осуществлять внутренние реформы.
Богдан Яременко: На каком-то этапе останутся исключительно «косметические» ограничения России
Это немного идеалистическая картинка. Потому что уже и позиция Киева сложнее, и США, и Европейского союза. На самом деле, если рассматривать такое как теоретическую модель, да, это возможно. Но на практике, выполнение имплементации Украиной политической части соглашений, подходы к ней Украины и стран Запада, существенно отличаются от позиции России и боевиков. В частности, касательно выборов на Донбассе, такой принципиальной части, как участие украинских политических партий.
Конечно, для Путина и боевиков неприемлемы подходы, которые в этих вопросах применяют Украина и Западные страны, добиваясь организации тех же выборов по украинскому законодательству.
Поэтому, очевидно, то, что Минские соглашения вообще могут быть выполнены – это маловероятный вариант. Без того, чтобы путем выборов закрепить на оккупированном Донбассе ту власть, которая уже там есть, России это не нужно – она тогда не выполнит свои задания. Не для того она начинала войну, чтобы дать Украине провести нормальные демократические выборы и восстановить украинскую власть, которая не будет подконтрольна Москве.
По сути, здесь интересы противоположные, и я не верю в возможность достижения компромисса.
Когда могут быть сняты санкции с России?
Проблема заключается в необходимости подтверждения санкций каждые полгода. И на каком-то этапе они не будут подтверждены из-за позиции одной, двух или нескольких стран Европейского Союза. Такая вероятность существует даже в ближайшие время, июнь-июль, когда их нужно подтверждать.
Именно поэтому происходит такое сильное давление США на Украину, в частности, Германии и Франции, по части выполнения Украиной политической части Минских соглашений, как залога того, что им удастся убедить другие страны ЕС снять любые свои предостережения и продолжить санкции. Поэтому я бы не считал, что санкции будут продолжаться все время, даже если не удастся добиться прекращения огня на Донбассе.
Я думаю, что Украине нужно готовиться к тому, что на каком-то этапе останутся исключительно «косметические» ограничения России, касающиеся оккупации Крыма. А все что касается серьезных ограничений, может исчезнуть, в частности, со стороны ЕС.
Со стороны США, ситуация так не выглядит. США последовательны в выполнении Минских соглашений, причем способом, который устроит и Украину, а не только Россию. Не похоже, что США собираются пересматривать что-то в своей позиции. Кстати, она очень важна для позиции Европейского Союза. Ведь, если США оставят в полном объеме санкции, это значит, что европейцы, даже не продлив свои санкции, не смогут восстановить полноценное сотрудничество с Россией. Ведь в таком случае европейские компании уже будут попадать под американские санкции. А США несравнимо более важный партнер для стран ЕС, чем Россия. Хотя и Россия – важный.
Валентин Гладких: Снятие санкций с России станет безоговорочным поражением украинской дипломатии
Дело в том, что здесь несоизмеримые вещи. Во-первых, пророссийские боевики и Россия должны выполнить не одно требование. Речь идет не только о прекращении огня, а о том, что все незаконные вооруженные формирования, в том числе и россияне, которые там «заблудились», должны покинуть территорию Украины. А контроль за украинско-российской границей должен быть передан украинской стороне.
Вот когда это произойдет, если вообще произойдет, тогда можно будет говорить о том, что российская сторона продвинулась в выполнении Минских соглашений.
Что касается выполнения Украиной своей части соглашений, то можно сделать следующее. Украина может безусловно разработать и внести на рассмотрение Верховной Радой, и даже принять законы и об амнистии, и об особом статусе регионов, которые ныне временно оккупированные, и о возможности проведения выборов. Но с обязательным условием: эти законы вступят в силу только тогда, когда российская сторона выполнит свои обязательства.
Это единственный возможный вариант, но поскольку россияне все это начинали не для этого, я считаю, что этот сценарий маловероятный. Поэтому Путин может рассказывать и что угодно обещать Обаме, но санкции будут оставаться до тех пор, пока Россия не выполнит свою часть минских соглашений. И давайте не забывать, что на кону стоит еще один вопрос – аннексированного Крыма. То есть вопрос санкций – это не только вопрос выполнения Минских соглашений.
И все-таки, какие Ваши прогнозы, когда отменят санкции?
Я думаю, что отмена санкций для Российской Федерации, возможна только тогда, когда будет урегулирован вопрос с пророссийскими группировками в отдельных районах Донецкой, Луганской областей в контексте Минских соглашений, и вопрос с аннексированным Крымом. Только тогда можно будет говорить о снятии санкций.
Пока нет никаких свидетельств, что мы двигаемся в эту сторону. И если это случится – это будет безоговорочное поражение украинской власти и дипломатии. Это будет значить, что всю эту «партию» со всеми козырными «картами» проиграли.