Олег Панфилов: В российской Госдуме нет ни одного закона, который бы не запрещал что-либо
«Не удивляйтесь, что даже сейчас российская молодежь бегает с портретами Путина и радуется новой российской идеологии под названием «русский мир». Это люди, которые выросли в этих условиях и из них ничего хорошего не получится...»
В этом году исполняется 30-я годовщина Чернобыльской катастрофы – ужасающей трагедии Советского союза, последствия которой в итоге нависли над всем миром. Нобелевский лауреат, белорусская писательница Светлана Алексиевич считает, что Чернобыль стал мощным детонатором, похоронившим советы. В свою очередь грузинский публицист, профессор государственного университета Илии Олег Панфилов убежден – конец Советского союза был понятен изначально.
«Вся история СССР – это гражданская война. Это реальная гражданская война в 20-е годы, это подавление инакомыслия в 30-е года, так называемый «красный террор» и репрессии, создание ГУЛАГа», – объясняет Панфилов.
Сегодняшние действия Путина публицист называет попыткой старой коммунистической номенклатуры восстановить территории бывшей советской империи. Однако Панфилов подчеркивает – ничего у них не получится.
В Киеве грузинский профессор презентовал свою новую книгу «Антисоветские истории для Украины». Это первый труд Панфилова, изданный на украинском языке. «Эта книга очень важна. Потому что действительно мало россиян либеральных взглядов, которые понимают, что происходит в Украине», – рассказал он журналистам.
По окончанию пресс-конференции FaceNews расспросил Олега Панфилова об «имперской болезни» главы российского государства, а также причинах непонятного желания российской молодежи вернуться в Советский Союз, в котором сами-то они никогда и не жили.
В этом году 30-я годовщина Чернобыльской катастрофы. Есть мнение, что Чернобыль приблизил распад Советского союза. Что Вы думаете?
Нет. Я думаю, что у Советского союза изначально была понятна история его конца. Ведь вся история СССР – это гражданская война. Это реальная гражданская война в 20-е годы, это подавление инакомыслия в 30-е годы, так называемый «красный террор» и репрессии, создание ГУЛАГа. То есть вся история Советского союза – это история подавления недовольства. Поэтому и результат такой, естественно.
Почему российская молодежь, которой в советское время еще и на свете не было, сегодня все чаще заявляет: «Мы хотели бы жить в СССР»?
Вы же себе представляете жизнь в тюрьме? Люди, ограниченные в свободе, в передвижении… Люди, ограничены в еде, потому что у них нет выбора – им в миску наливают то, что приготовлено для всех. Вот в этом состоянии жило несколько поколений. Не только в России, в Украине тоже – это был Советский союз.
Это люди, воспитанные в определенном мировоззрении, которое складывалось из всевозможных ограничений. Ограничений передвижения – можно было ездить по СССР, если, конечно, у вас были деньги. Но вы не могли уехать заграницу, потому что был «железный занавес», было КГБ, которое запрещало это передвижение. Вы не могли самовольно переселиться из одного города Советского союза в другой, потому что была прописка, которая жестко контролировалась. Вы, естественно, не знали, что такое хамон и что такое венское сосиски, потому что в магазине вам продавали только советские сосиски из туалетной бумаги. Это ограничение не могло из вас создать нормального человека.
Поэтому не удивляйтесь, что даже сейчас российская молодежь бегает с портретами Путина и радуется новой российской идеологии под названием «русский мир». Это люди, которые выросли в этих условиях и из них ничего хорошего не получится. И только послабления какие-то, которые, к примеру, были в России при Ельцине, могли бы дать толчок к развитию страны. Но чекистам, советским генералам и старой коммунистической номенклатуре, которые находятся при власти, это не нужно. Поэтому они привели Путина и сказали: «Вот теперь ты будешь президентом, а мы будем создавать новую идеологию взамен коммунизма («русский мир», – Ред.)».
Вот украинская Верховная Рада, несмотря на то, что часто дерется и ругается, иногда принимает хорошие разрешительные законы. Допустим, снизить налоги или принять какие-то решения, способствующие свободе. В российской Государственной Думе нет ни одного закона, который бы не запрещал что-либо. Они, по-моему, полтора-два года только и принимают законы, которые все ограничивают. Что из такого народа может получиться?
Стремление Путина «возродить российскую империю» – исключительно его диктаторская «болезнь» или российский менталитет?
Я уже несколько раз писал и говорил о том, что появление Путина – это не его личная инициатива. Ну, как может появиться в Кремле, во главе огромной страны, человек, который не имел никакой карьеры, никакого бэкграунда, никогда не был публичным политиком. Это не типично для советской номенклатуры. Майор КГБ – он был майором, даже не подполковником – вдруг становится директором ФСБ, вдруг становится премьер-министром (все это на протяжении четырех месяцев), вдруг становится президентом России.
Я вообще думаю, что он – выдвиженец довольно большой и серьезной группы военных и чекистов, старых работников спецслужб. Путин исполняет роль вроде «Фунта» в «Золотом теленке» (роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова, – Ред.) – человек, который при всех «сидел». В принципе, это видно по его поведению – на самом деле, он с трудом объясняет свои действия, требования, что такое «русский мир» и так далее. У них очень простая цель – попытаться восстановить хотя бы часть советской империи, территорию. И Путин практически сразу, как только Ельцин в новогоднюю ночь 2000-го года завел его в кабинет, сказал, что он будет восстанавливать отношения на постсоветском пространстве.
Почему это не получится, я уже много раз говорил, и как раз об этом эта книга, – они очень плохо понимают историю. Напридумывали себе за 99 лет новой истории, которую сами не читают, а реальную историю не знают.
Если Путина «уберут», что будет после него?
Будет другой Путин. Россия, как страна, и понятие «демократия» – это вещи несовместимые. В России не может быть открытой конкуренции, не может быть честных выборов, потому что там огромная коррупция, там есть интересы олигархов, там есть интересы разных национальных элит.
В Украине тоже есть олигархи и коррупция. Тем не менее, у нас сформировалось гражданское общество, которое пытается как-то им противостоять. Почему у России не получится?
За что боролись бандеровцы – за независимость Украины. За что будут бороться русские?
Например, за экономическую стабильность, их же санкциями обложили…
Да вы что (смеется, – Ред.) Нет.
На днях я общалась с российской оппозиционеркой, которая уже два года живет в Киеве. Так вот она говорит, что демократия все-таки придет в Россию. По ее мнению, когда российская власть поймет, что они сами себя «душат» – начнется ослабление. Как Вы считаете?
Нет. Это очень наивно. Это все равно, что голодный крокодил в зоопарке думает – завтра утром смотритель даст ему не 5 килограмм мяса, а 10.
Вы говорили, что в России нет настоящей оппозиции. Как Вы относитесь к оппозиционерам, уехавшим из России? В Украину или еще дальше. Тот же Илья Пономарев, к примеру.
Никак. Как бы я хорошо не относился к каким-то оппозиционерам российским. Они, к сожалению, спасают себя физически, но не имеют никаких особых целей. Ну, хорошо, пересидят они здесь 10, 20, 30 лет. А реально там (в России, – Ред.) должно что-то происходить.
Ранее Вы сказали, что часть украинцев всегда была антисоветской, а часть Украины до сих пор живет в состоянии советской и постсоветской ментальности. Почему у украинцев произошло это разделение, а у россиян этого не было?
Потому что отдельные части территории Украины имеют собственную историю. Например, западные регионы, крымские татары. Восточная Украина – это искусственная территория, на которую перевезли несколько миллионов россиян, естественно, у них своя история, но она не связана с независимостью Украины. Я думаю, что как раз движущей силой в Украине в борьбе за свободу стала, по большей мере, западная часть страны. Они больше сделали в своей истории и больше знают, как это делать.