Киев уходит под землю
В Киеве проваливаются дороги, а коммунальные службы перекладывают вину друг на друга.
Известная поговорка гласит, что в России две беды: дураки и дороги. К сожалению, эта участь не обошла и Украину. Дороги являются проблемой отчасти потому, что их строительством руководят дураки. Так кажется на первый взгляд, ведь отмывание денег в этой сфере – одно из самых выгодных «откатных» дел.
Вообще, состояние дорог Украины – отдельная тема для докторской диссертации. К примеру, на сегодняшний день в Украине состояние дорог колеблется в пределах «удовлетворительное - плохое». Если национальные и международные трассы ещё имеют какое-то сносное покрытие, то региональные дороги находятся на уровне катастрофы.
Лидирует в списке плохих дорог Одесская область
На Одесщине в некоторых местах попросту нет дороги, и водителям приходится съезжать на грунтовую обочину, чтобы не ехать по ямам. Трасса Одесса – Рени, которую Михеил Саакашвили планирует привести в порядок, сейчас входит в топ-10 худших дорог Украины. Некоторые ямы там буквально по колено.
Что примечательно, в самой Одессе дороги преимущественно хорошие. Правда, город занял лишь четвертое место по качеству дорог среди областных центров в Украине.
В Киеве часто проваливается дорожное покрытие: фотофакт
По столичным дорогам вопрос поднимался уже неоднократно. С одной стороны, надо отдать должное Киевской горадминистрации за капитальный ремонт Святошинского моста. А вот, к примеру, до Нивок ремонтники так и не добрались.
В то время как «Киевавтодор» на Facebook оптимистично отчитывается о ремонтах, в столице то и дело происходят ЧП с дорожным покрытием. Так, 24 февраля этого года асфальт провалился на проезжей части на пересечении улиц Воровского и Дмитриевской; позже, 5 марта, на улице Дегтяренко под асфальт провалилась бетономешалка; 11 марта на улице Богдана Хмельницкого на брусчатке ушел под землю автобус; 30 марта на пересечении улиц Тургеневской и Павловской под автомобилем провалился асфальт; на этой неделе на улице Бульварно-Кудрявской (Воровского) перекрыли автомобильное движение в связи с провалом асфальта. 14 апреля стало известно о том, что из-за прорыва водопровода огромная яма 5 на 5 метров образовалась на Борщаговской.
Ремонт дорог в снег и дождь
Ситуация с обвалом дорог зиждется не на пустом месте. Дело напрямую связано с качеством укладки асфальта. Каждый человек знает, что все технические и строительные работы должны проводиться по определённой технологии, соблюдение которой – ключ к высокому качеству и долгосрочной перспективе. Киевские водители наверняка не раз замечали, как в сухую погоду дорожники разрывают ямы, делая из них прямоугольные заготовки под латки. Между этими ямами водителям часто приходится маневрировать по несколько дней, если хорошая погода. Как только начинается дождь, дорожные рабочие тут как тут – кладут новый асфальт. Возмущение водителей такому ходу событий вполне объяснимо. Ведь по любой мало-мальски адекватной технологии укладки асфальта работы в дождь попросту запрещены – асфальт нельзя класть в мокрую погоду, так как попадающая в раствор вода разрушает целостность покрытия и приводит к скорейшему разрушению покрытия, а в дальнейшем – провалам и ямам.
«Что касается асфальта в дождь – это прямое нарушение админкодекса, может даже тянуть на уголовное дело, если правильно подключится фискальная служба и полиция. За аварийность дорог ранее отвечало ГАИ, сейчас – новая полиция, но, скажем, на моё заявление по ремонту и укладыванию «мусора вместо асфальта» полиция не отреагировала, по заявлению никаких движений с их стороны. Хотя дорожная служба из-за фотографирования меня чуть не переехала машиной», – рассказывает активист ДемАльянса Александр Бойкул.
Неужели строительством и ремонтом занимаются дураки? Отнюдь. Те, кто руководит «Киевавтодором» (так же и «Укравтодором»), знают, на чём можно заработать. Ни для кого не секрет, что ремонт и строительство дорог – дело дорогостоящее. Строятся они за государственный счёт. И как тут не урвать лакомый кусок?
Основное – это экономия на материалах. Независимые исследования уже с десяток раз проводили экспертизу дорожных покрытий Украины, и все приходили к одному выводу – асфальт низкого качества, не соответствующий никаким международным нормам. Недостаточное количество слоёв, неправильный раствор и нарушение технологии укладки – вот три кита, которые мешают украинским дорогам находиться в порядке хотя бы какое-то более или менее продолжительное время. «Киевавтодор» должен реагировать на провалы, но на деле получается довольно несуразно, рассказывает член инициативной группы по контролю за ремонтом дорог в городе Ярослав Захаренко.
«Какая реакция «Киевавтодора»? Он должен обратиться к местному самоуправлению, чтобы они устранили причину и восстановили грунт. И только после этого приступать к восстановлению основы и дорожного покрытия. Обычно бывает не так. Кто-то «большой» кричит и стучит кулаком, чтобы немедленно устранили проблему. Поэтому в провал высыпают кучу щебня и быстро закрывают асфальтом. Оно все равно просядет через некоторое время. Но это, пожалуй, никому не интересно. Формально есть служба технадзора, которая не имела права такое допускать. Но, как правило, им или все равно, или им заплатили, или руководство им затыкает рот. Когда мы в Николаеве начали работать, то увидели, что технадзор предоставляет замечания, однако подрядчики их ни во что не ставят. В Киеве проще заплатить откат руководству города, чем соблюдать требования Госгортехнадзора. Поэтому после третьего факта неуплаты за работы, проведенные в дождь, подрядчики поняли, что так нужно делать. Ведь все равно не заплатят. А вот требовать принципиальной позиции руководства органов местного самоуправления – это дело гражданского общества», – считает Захаренко.
Не «Киевавтодором» единым
После холодного периода основная масса провалов связана с проседанием грунта, который вызывают высоко расположенные подземные воды. При этом процент аварий по такой причине находится в пределах статистической погрешности. Основная причина – изношенное состояние трубопроводов, считает активистка ДемАльянса Кристина Морозова, которая занимается вопросами дорог в столице.
«Следует отметить, что это – общая беда двух киевских коммунальных предприятий: «Киевводоканала» и «Киевэнерго». «Киевводоканалу» подчиняются водопроводные и канализационные сети, «Киевэнерго» – тепловые сети горячего водоснабжения и централизованного отопления. На канализационных трубопроводах аварии происходят реже (около 0,5% от общего количества аварий), ведь канализационные системы - самотечные, а водопроводные и тепловые находятся под давлением. По данным Департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры, на водопроводных сетях («Киевводоканалом», – Ред.) за 2015 год было устранено около 5 тысяч аварий, а на тепловых («Киевэнерго», – Ред.) – около 15 тысяч аварий. Это также не удивительно – тепловые сети переносят горячую воду, и кроме давления жидкости, подвергаясь воздействию тепловых расширений, быстрее разрушаются. Далее, анализируя данные Департамента ЖКИ, можем сравнить количество аварий за 1-й квартал 2015 года и 2016-го. Действительно, количество аварий значительно увеличилось. И если в отношении водопровода показатель увеличился на 25%, то по теплосетям ситуация критическая: количество аварий увеличилось на 175%! Чем вызвано такое количество аварий, лучше спросить у «Киевэнерго», – рассказывает Морозова.
Общая изношенность фонда инженерных систем доподлинно известна. Испытания труб, по всем правилам, происходят раз в год, но это не спасает их от разрывов. «Киевэнерго» возможности разрывов на участках отрицает, но кто сможет это проверить?
С «Киевводоканалом» ситуация иная. У них просто нет никакой мотивации, чтобы ремонтировать пробоины. В собственности организации попросту нет коммуникаций. Таковы правила для того, чтобы избежать монополии. Потому коммерческого интереса в ремонте труб у них нет, и они просто ставят заплатки, которые едва ли надолго увеличат жизнь трубы. Между прочим, в тарифах для населения предусмотрены деньги на ремонт коммуникаций.
Такая ситуация произошла на прошлых выходных на Отрадном по ул. Шепелева, 8. Причиной стал прорыв трубы под квартирой №1 (которая, соответственно, располагается на первом этаже) около 06.00 утра в субботу. Подвал в доме старый – яма с трубами метр на полтора, так что доступа под квартиру из подвала нет. По мере того, как дом просыпался, жители звонили по ВСЕМ телефонам водоканала. По словам жителей, кто-то приезжал, сказали, мол, сложно, но разберемся. Анастасия, жительница дома, рассказала подробности.
«Дальше пошли звонки. Всю субботу нас кормили обещаниями, что в 17.00 к нам кто-то приедет. Вечером поступила информация, что утром - то есть в воскресение - приедут чинить. Наступило воскресение. Никого. Уже мама лично звонит. Диалог следующий: «Будут чинить? - Да, ожидайте. - Точно? - Сейчас уточним.... Ой, знаете, нет, никто к вам не приедет, так как в квартире живут квартиранты, и пока хозяин квартиры не явится...», - говорит Анастасия.
Начали звонить хозяйке. Тут все просто по классике: она не платит налог за сдачу квартиры (документов нет на квартирантов), ей всё равно и она не собирается приезжать. Ни угрозы позвонить в полицию, ни запугивания налоговой не добились её согласия приехать.
«В воскресенье в 19.00 приезжает желтая газелька-аварийка с тремя мужчинками, которые с важным видом сетовали, мол ай-ай, как все плохо, тут должен ваш ЖЭК заниматься, а мы тут не при чем. Наши борзые тети уломали их привинтить шланг из подвала (когда-то делали аналогичный, но выводили его наружу). Сам шланг обошелся по 10 гривень с квартиры (всего 24 квартиры на два подъезда)», - рассказывает Анастасия.
Таким образом, водоканал и ЖЭК занимались откровенной спихотехникой, переваливая работу друг на друга. Но в понедельник вечером вопрос с ремонтом всё же закрыли. Так что говорить о дорогах, если в жилом доме не могут сделать элементарный ремонт?
На вопрос о том, что если это ответственность водоканала и проблема в коммуникациях, то как они допускают такие вещи и почему плановые проверки не проявляют подобных ситуаций, член инициативной группы по контролю за ремонтом дорог в городе Ярослав Захаренко ответил, что задавать его надо напрямую киевским ЖЭКам.
«Я не знаю, почему их не волнует этот вопрос. В Николаеве было так же. Однако за каждое нарушение представители инициативной группы, куда входили активисты многих организаций, вызывали полицию и писали заявления. Недобросовестных поставщиков коммунальных услуг (теплоэнерго, водоканал) ждали открытые уголовные дела. И они быстро исправились. В Киеве также нужна движущая сила, которая будет в состоянии контролировать как местные власти, так и будет иметь достаточно ресурсов, чтобы поймать вовремя за руку и качественно оформить официальное заявление. После этого чиновники будут бояться за свои должности, и в конце ситуация будет меняться», - убеждён активист.
Важно помнить, что качественное состояние дорог – одна из основ безопасной жизни граждан. Можно, конечно, последовать примеру России и создать ГОСТ на ямы, но тогда действительно возникнет вопрос: «Так кто же теперь дурак?».