Россия прекратила дипломатические отношения с Украиной: следующий шаг – за Верховной Радой
«Пример «Народного фронта» может заставить фракцию «БПП» не слушаться своего хозяина на Банковой, а сказать: «Давайте проголосуем и будем вести себя как достойная страна».
В парламенте зарегистрировали постановление о прекращении дипломатических отношений с Россией. Авторами инициативы являются нардепы от «Радикальной партии Олега Ляшко» Оксана Корчинская и Юрий-Богдан Шухевич, внефракционный Владимир Парасюк, представитель «Блока Петра Порошенко «Солидарность» Олег Петренко и народный избранник от «Батьківщини» Игорь Луценко.
Инициаторы отмечают, что на данный момент можно говорить о прекращении Россией дипломатических отношений с Украиной. Речь, например, идет о приговоре Надежде Савченко.
«По сути, на данный момент можно говорить, что Российская Федерация фактически уже прекратила дипломатические отношения с Украиной. Согласно статье 60 Венской конвенции о праве международных договоров существенное нарушение двустороннего договора одним из его участников дает право второму участнику ссылаться на это нарушение как на основание для прекращения договора или приостановления его действия в целом или в части. При таких обстоятельствах, не вызывает сомнений, что Украина должна прекратить любые дипломатические отношения с Российской Федерацией», – сказано в пояснительной записке.
Законопроект будет внесен на рассмотрение в сессионый зал после решения Согласительного совета, ведь инициативу одобрил профильный комитет Верховной Рады.
«Игорь Гузь, Борис Тарасюк, Виктор Вовк – «за». Владимир Арьев – «за», но когда мы вышли из комитета, он начал отзывать свой голос. Анна Гопко, Иванна Климпуш-Цинцадзе – «воздержались». Ирина Луценко – «категорически против», – отмечает Владимир Парасюк.
Свое решение отозвать голос пресдтавитель «БПП» Арьев объяснил тем, что закон является ерундой, однако он это понял не сразу.
«Когда бегаешь между двумя комитетами одновременно (своим и соседним, где рассматривают твой законопроект), где-то будет пробой. В результате влетаешь на свой, где без тебя нет кворума, голосуешь за ерунду, которую подсунули провокаторы и недоучки, и которая ломает нашим дипломатам игру против РФ, потому что не слышишь произнесенной первой части решения, а вторая – как будто ничего», – подчеркивает Арьев.
Против данного законопроекта выступает и президент Украины Петр Порошенко.
«Это инициатива нескольких депутатов. Наш мирный план – это имплементация минских договоренностей», – заявляет президент, чье мнение, похоже, разделяет большинство парламентской фракции «Солидарности».
«Это де-факто означает выход из минского процесса. Это значит прекращение работы в трехсторонней контактной группе. Сотни наших людей, которых мы хотим вернуть в Украину, включая Надежду Савченко, как мы это будем делать? Это означает, что четыре миллиона украинских граждан, которые живут и работают в Российской Федерации лишаются даже какой-то консульской поддержки. Это означает, что такой, как я, попавший в прошлом году в московскую тюрьму, которому помогала украинская дипломатия, президент, международная дипломатия, остаются без помощи, потому что ко мне приезжал украинский консул, и он действительно помогал. А так даже некому будет приехать. Поэтому это, как по мне, популистичекий шаг. «Да, давайте разорвем». Да, у нас война с Россией. Все понятно. Но мы не в том состоянии, чтобы делать какие-то жесты. Мы должны быть прагматичными. И наша внешняя политика должна быть прагматичной, а не по принципу «назло бабушке отморожу уши», – отмечает в комментарии FaceNews народный депутат от «БПП», заместитель головы парламентской фракции Алексей Гончаренко.
Между тем, инициаторы законопроекта подчеркивают, что разрыв дипломатических отношений с РФ не означает прекращение минского процесса, а постановление нардепам помогали готовить влиятельные украинские дипломаты.
О том, что может подтолкнуть «Блок Петра Порошенко» поддержать эту инициативу, несмотря на неодобрение президента, и баснях о миллиардах от США для Украины FaceNews рассказал народный депутат Украины Игорь Луценко.
Нардеп от «Солидарности» Алексей Гончаренко отмечает, что это постановление может стать причиной разрыва минских соглашений.
Нет никакой связи. Ни на какие соглашения экономического характера, секторального характера не влияет разрыв дипломатических отношений непосредственно. Они так же остаются соглашениями, так же должны выполняться сторонами, хотя и не выполняются Россией, как правило.
Минские соглашения, на самом деле, являются юридическим нонсенсом. Минские договоренности между группами каких-то переговорщиков. Каким образом это юридически касается дипломатических отношений? Мы готовы выполнять мирный план, но давайте, чтобы российская сторона тоже его выполняла, хотя бы признала, что тут есть агрессия, и что она является ее стороной.
Несмотря на это, Петр Порошенко отмечает, что Украине необходимо сосредоточиться на выполнении минских договоренностей, а не разрыве дипломатических отношений с Россией. Как можете это прокомментировать?
Дело в том, что это консолидированная позиция и российского руководства, и Администрации президента Украины, что нужно дружить. Несмотря на то, что Россия ведет агрессию, необходимо дружить. Это стратегия умиротворения агрессора, это стратегия полной потери достоинства наших государств.
Я напомню, что российское руководство тоже заявило, что они против расторжения, что это для них абсолютно неприемлемо. Я считаю, что это находится в компетенции Верховной Рады Украины. Конституция не запрещает этого делать, Конституция дает полномочия парламенту делать такие шаги. Конечно, выполнять их должны другие органы, но слушать они должны парламент.
Вообще, именно состояние, когда есть дипломатические отношения с агрессором, является потенциальной угрозой нашей внутренней стабильности. Каждый день мы слышим, сколько солдат погибло.
Нет никакой связи между отношениями с Россией и минскими соглашениями, потому что Россия не является стороной минских соглашений, и мы не являемся стороной минских соглашений. Это подписали граждане Медведчук, Кучма и другие из «клуба друзей Путина», по сути. Де-юре мы не являемся стороной минских соглашений.
Безусловно, мы должны стремиться выполнять их в части прекращения огня. Мы не хотим никого убивать. Однако когда по нам стреляют 152 мм, мы должны молчать в ответ?
Так же мы должны действовать на дипломатическом уровне. Это не требует смертей наших солдат, это требует одной поездки украинского посла в Украину. И все, мы разорвали дипломатические отношения.
В постановлении предусмотрены какие-то сроки разрыва дипломатических отношений?
Да. Там был месячный срок, но нужно посмотреть, какая финальная версия, потому что я ушел раньше с заседания Комитета.
Какой срок изначально был прописан в документе?
Мы предусматривали, что даются четкие сроки, чтобы определиться. То есть, в данном случае это вопрос политической ответственности президента. Плюс месяц дается, чтобы разорвать дипломатические отношения. Но пусть хотя бы вообще мы примем это политическое решение. Это будет уже огромное достижение.
Петр Порошенко сказал, что парламент не поддержит эту инициативу. Вы, наверняка, общались с депутатами. Что они говорят? Есть ли в парламенте ресурсы для принятия постановления?
Я думаю, что «Народный фронт», который каждые пять минут в своих выступлениях повторяет имя Путина как врага, просто обязан нас поддержать. Многие члены «Народного фронта» сегодня просятся: «Возьмите нас в соавторы». Я вижу эту огромную перспективу.
Пример «Народного фронта» может заставить фракцию «БПП» не слушаться своего хозяина на Банковой, а сказать: «Слушайте, это кровь. Мы должны делать из себя дураков дальше? Давайте проголосуем и будем вести себя как достойная страна, как страна, которая состоялась, а не fail state».
И все же Тарас Березовец отмечает, что шансов на принятие в парламенте у документа нет.
Нет ничего невозможного. Весной 2014 года казалось, что мы не можем остановить Путина, но как-то удалось остановить. С Путиным разбирались, будем разбираться с Порошенко. Импичмент.
Кстати, нужно напомнить Петру Порошенко, что есть такое понятие как государственная измена, и в Конституции есть процедура импичмента. Я думаю, рано или поздно мы сделаем все, чтобы это было как институция в Украине.
Подобные действия президента, по Вашему мнению, можно толковать как государственную измену?
По моему мнению, да.
Эксперты отмечают, что решение о прекращении дипломатических отношений с Россией может навредить Украине, потому что западные партнеры будут нас критиковать. Параллельно недавно Барак Обама подтвердил готовность США выделить Украине кредит в 1 миллиард после формирования правительства.
Насколько я знаю, тут есть неточности с цитированием. Возможно, он сказал новую цитату, но я консультировался со своими коллегами из фракции «БПП», которые говорят, что это была цитата президента, сказанная раньше и в отношении Шокина.
То есть, миллиард фигурирует действительно как миллиард гарантий, но в контексте того, что «сместите Шокина, и будет правительству миллиард гарантий». Ситуация примерно такова. То есть, это не новая ситуация касательно миллиарда.
И все же, если позиция Украины оттолкнет западных партнеров?
Такая позиция абсолютно в русле политики наших западных партнеров, которые хотят, чтобы было как можно меньше кровопролития. Они, на самом деле, были бы заинтересованы, в первую очередь, в переводе конфликта в юридическую плоскость, плоскость дипломатических демаршей и так далее. То есть в плоскость, где есть цивилизованный процесс. Каким бы позорным этот процесс не был, но он цивилизованный, без насилия. Это в первую очередь их интересует.
Вы, наверняка, обсуждали инициативу о прекращении дипломатических отношений с Россией на фракции. «Батьківщина» поддержала Ваше постановление?
На фракции «Батьківщини» ни один человек не высказался против. Борис Иванович Тарасюк вообще был мотором этого процесса, абсолютно правильно переделал этот текст. Я очень благодарен, без него мы, конечно, проиграли бы. Но он как профессиональный дипломат с многолетним стажем, автор Будапештского меморандума, абсолютно правильно отредактировал. Теперь это профессиональный документ.
Что конкретно он исправлял?
Например, он убрал определенные моменты касательно срока разрывов каких-то других соглашений, сказал, что это разные вещи.
Кроме того, советы нам давал и автор декларации о независимости Василенко. Цинцадзе говорит, что «какие-то там невежи». Если Тарасюк и Василенко – невежи, то кто она в этой ситуации?
Ночью после рассмотрения на Комитете постановления о разрыве дипломатических отношений с Россией в машину одного из авторов документа Владимира Парасюка кинули гранату. Это, по Вашему мнению, связано?
Не думаю. Если бы россияне работали – не дай Боже.