Восстановление Донбасса в условиях обстрелов. За и против
Международные партнеры Украины планируют выделять средства для восстановления Донбасса после войны. Однако война длится уже более двух лет, обстрелы не стихают, помимо человеческих жертв Украина продолжает нести значительные финансовые потери. Своевременно ли в таких условиях говорить о восстановлении Донбасса?
Кабинет министров одобрил создание Фонда восстановления Донбасса, о необходимости которого ранее заявлял президент Украины Петр Порошенко. По словам вице-премьер-министра регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадия Зубко, Международный донорский фонд аккумулирует средства представителей Евросоюза и США.
Как известно, ранее 16,6 млн долларов на восстановление социальных объектов и инфраструктуры на востоке страны пообещала Япония, 100 млн евро – Польша, 200 млн евро - Европейский инвестиционный банк. При этом, специалисты Всемирного банка подсчитали, что на восстановление инфраструктуры Луганской и Донецкой областей необходимо не менее 1,5 миллиарда долларов.
FaceNews решил поинтересоваться у народных депутатов различных политсил, считают ли они инициативу Кабмина о восстановлении Донбасса своевременной.
Максим Бурбак: Война продолжается, но восстанавливать Донбасс нужно
Как Вы считаете, своевременно ли создание Фонда по восстановлению Донбасса, ведь война продолжается?
Война продолжается, но все-таки на Донбассе живут наши украинцы. Я лично еще в должности министра инфраструктуры присутствовал в Славянске, где снаряд просто упал в жилой дом. Министерство инфраструктуры восстановило там пять садиков, школ. С помощью «Укрзалізниці» в Красном Лимане мы восстановили больницу. То есть это нужно делать, и конечно, это актуально. Это ведь наша страна!
Когда же логично будет вкладывать средства в территории, которые сегодня не подконтрольны Украине? Какие Ваши прогнозы?
Когда будет логично? Когда будет восстановлен контроль за границей, и когда мы выгоним этих оккупантов с нашей территории!
Как необходимо контролировать работу Фонда, чтобы средства не разворовывались?
Первое – это министерства, второе – общественность. Только в их тесном сотрудничестве все будет проконтролировано.
Руслан Сидорович: Мы должны взыскать выплаты с России
Кабмин одобрил создание Фонда по восстановлению Донбасса. Это своевременно?
Когда мы говорим о сегодняшнем Кабмине, я наверное скажу так: о покойниках или хорошо, или никак. Поэтому промолчу. Вообще проблему восстановления Донбасса нужно делить на две категории. Ведь когда мы говорим о Донбассе, то должны говорить об оккупированной и неоккупированной части, которая была захвачена, потом возвращена под контроль Украины, и сейчас периодически попадает под артиллерийские обстрелы или другим способом попадает под негативные воздействия войны.
Безусловно, что ту часть Донбасса, которая подконтрольна украинской власти, нужно восстанавливать. Другой вопрос, каким образом? К большому сожалению, мы видим, что коррупция из кабинетов власти никуда не делась, и те средства, которые мы получаем от наших западных партнеров и международных институций, чаще всего используются далеко не эффективно.
Поэтому здесь очень важной является прозрачность программ, которые, собственно, должны обеспечивать восстановление этих территорий. Первичными являются не сами средства, а программы: инфраструктура, социальная сфера, медицина, образование. Без понимания этих вещей все средства, которые будут поступать – а мир готов нам помогать – будут в очередной раз украдены через коррупционные схемы.
Это глобальная проблема не только для Донбасса, а для всей страны. В качестве примера приведу недостаточную эффективность системы Prozorro. Об этом мне недавно сообщила одна частная компания. Она действительно честно выиграла конкурс на поставку определенных товаров одной большой государственной корпорации, поставила эти товары, а когда пожелала получить деньги – начали возникать вопросы. То есть коррупция так глубоко все пропитала, что без выведения всего в абсолютно прозрачный и автоматизированный режим ничего работать не будет. Такая же ситуация с Донбассом.
Кто должен возглавлять или контролировать этот Фонд, чтобы избежать коррупционных схем, о которых Вы говорите?
В Украине создано не просто достаточно, а слишком много государственных организаций. Все необходимые органы для обеспечения прозрачного контроля есть. Другое дело, что у нас власть абсолютно не хочет быть прозрачной. Это и есть главная проблема.
То есть даже не сам факт нарушения, а отсутствие прозрачности уже должно быть основанием для привлечения к ответственности. Но если мы видим проблемы с этой прозрачностью в кабинетах высших органов власти, надеяться, что будет правильное отношение к таким проявлениям на местах, конечно же, наивно. Рыба всегда гниет с головы.
В этом Фонде подразумеваются средства из ЕС и США. Можно ли как-то привлечь к ответственности Россию, чтобы она выделяла средства на восстановление Донбасса?
По моему мнению, мы уже два года абсолютно бездействуем в плане привлечения России к ответственности. Россия нарушила Будапештский меморандум и все международные нормы, касающиеся неприкосновенности границ, нанесла колоссальные убытки нашему государству, гражданам, и эти убытки продолжаются. А вместо того, чтобы обеспечивать предъявление соответствующих исков – мы ничего не делаем.
Вы очень правильно сказали: государство Украина должно обеспечить поддержку всем, кто пострадал от войны на Донбассе и от аннексии Крыма, однако вместе с тем мы должны обеспечить, чтобы все эти выплаты были взысканы с России. Возможно не сейчас, через год-два.
Мы должны понимать, что этот процесс в любом случае не быстрый, и если мы не начнем его сейчас, то мы вообще ничего не сможем добиться. Время идет, документы теряются, свидетели теряются, люди разочаровываются в украинском государстве, которое должно всегда и везде защищать своих граждан и заботиться об их интересах. Это стандарты нормальной демократической страны.
Чем же тогда являются разговоры о создании Фонда? Это популизм?
К большому сожалению, да. Потому что, как я уже сказал, нужно исходить не из того, где мы можем и сколько можем взять денег, а что нам нужно сделать. Это абсолютный нонсенс, что у нас расходы формируются исходя из количества денег, а не из потребностей.
Правильное формирование бюджета должно стартовать из того, что нужно сделать, и какие для этого нужны ресурсы. Для этого нужен аудит, после которого мы сможем обратиться к ЕС, к США, к другим международным организациям и сказать: вот, посмотрите – для того, чтобы сделать то-то, нам нужно это. Мы будем проводить прозрачные тендеры, создадим соответствующий совет, который проконтролирует использование этих средств.
Когда же они этого не видят, конечно же, высокой готовности к выделению нам средств тоже нет.
Учитывая это, как оцениваете инвестиционный климат у нас в стране?
Инвестиционный климат в Украине, как и в любой другой стране, коррелирует к глобальной политической ситуации и к ситуации с коррупцией. К сожалению, что в одной, что в другой сфере у нас сейчас большие проблемы.
Парламент принял целый ряд довольно качественных законопроектов в правоохранительной отрасли и в антикоррупционной сфере, но заметьте, прошло два года, а никто из чиновников за коррупцию за решетку так и не попал.
Мы прекрасно понимаем, что коррупция есть. И по моим глубоким убеждениям, пока ситуация в этом направлении не изменится, все остальные вещи действенными не будут.
Андрей Ильенко: Разговор о восстановлении Донбасса граничит с государственной изменой
Актуально ли создание Фонда по восстановлению Донбасса, ведь война продолжается?
Я убежден, что мы можем говорить о восстановлении Донбасса только тогда, когда вся его территория будет освобождена. То есть сейчас, чтобы говорить о восстановлении, нужно понимать, о чем идет речь. Как мы можем говорить о восстановлении ныне оккупированных Россией территорий? Сейчас это невозможно, это бред какой-то.
И вообще, если откровенно говорить, я считаю, что Украина должна требовать от России, в том числе в международных судах, компенсацию за тот вред, который она нанесла нам войной и оккупацией наших территорий. И именно Россия в первую очередь должна оплачивать все то, что она делает. По крайней мере, мы должны этого требовать. Украина даже не поднимает этот вопрос, хотя должна.
Если же нам навязывается логика, что мы должны легитимизировать этот оккупационный режим, признать какие-то выборы, которые там проводят под дулами российских автоматов, дать террористам амнистию, а потом еще и платить им под видом восстановления Донбасса, то такой вариант совершенно неприемлем с моей точки зрения.
Зачем же все-таки сейчас говорить о создании Фонда? Это популизм или желание показать заботу правительства о Донбассе?
Может они действительно готовятся таким образом платить дань террористам. Согласно заявлениям, к примеру, Романа Бессмертного, которые он официально обнародовал в прессе, Украина, если я не ошибаюсь, на 34 млрд. гривень профинансировала оккупированные территории в 2015 году.
Поэтому я ничему не удивляюсь. Это правительство ведет абсолютно антинациональную политику. Возможно все, в том числе, и вещи, которые нам кажутся абсолютно абсурдными.
Как Вы считаете, нужно ли тратить средства иностранных инвесторов для восстановления Донбасса, или же украинское государство обязано большую часть средств выделять из бюджета?
Вообще разговор об этом, когда продолжается война, граничит с государственной изменой. В данной ситуации нам нужно укреплять свою оборону, армию и на это направлять все ресурсы.