Режиссер Луганского драматического театра: «ЛНР» показывает поблажки к украинской культуре
Театральная жизнь в эвакуации... Почти два года назад Луганский украинский драматический театр покинул родные стены и уехал из оккупированного города. И хотя вся материальная база и большинство актерского состава остались в Луганске, театр сумел обрести новый дом.
Жизнь «с чистого листа» началась в Северодонецке. Коллектив набрали на конкурсной основе, однако костяк создали все-таки выехавшие луганчане. Среди них оказался и Евгений Мерзляков. С городом детства семья молодого актера попрощалась тоже летом 2014-го. С тех пор в Луганске они ни разу не были. В Северодонецке для Мерзлякова началась не только новая жизнь, здесь же уже состоялся режиссерский дебют Евгения. Начался он с постановки спектакля Михаила Старицкого «За двумя зайцами». Кстати, именно этот спектакль показали в столичном театре имени Франко 16 марта, в рамках проведения «Дней Луганщины» в Киеве. Об этом спектакле, а также театральной жизни в эвакуации читайте в интервью FaceNews с молодым украинским режиссером Евгением Мерзляковым.
Вы всегда были украиноязычным или начали говорить на украинском языке, когда уехали из Луганска?
Когда мы были в Луганске, и в Луганском драматическом театре, и в «Театре кукол», в котором я работал последние семь лет, представления у нас шли на украинском языке. Драматический ставил спектакли исключительно на украинском языке, в «Театре кукол», конечно, был симбиоз. Конечно, я как профессионал считал необходимостью знать и уметь разговаривать на украинском языке, ребенка своего приучал, поэтому она у меня тоже украиноязычная. Это даже не обсуждается.
Я знаю, что у вас двое деток, оба говорят на украинском?
Старшая дочка говорит, а второму сейчас только 10 месяцев, он вообще пока не говорит.
Луганский драматический театр – единственный из государственных эвакуировался из оккупированной части региона. Были ли у Вас сомнения? Все-таки все остаются, а вы едете, покидаете родной город…
Я могу говорить только о себе и своей семье, потому что лично я выезжал не с театром. Мы выехали из-за своих принципиальных взглядов и убеждений. Я не мог существовать там, в тех условиях. К театру я присоединился уже потом. Что касается Драматического театра, дело в том, что именно от театра выехало не так уже и много, как в людском, так и в административном ресурсе. Преимущественное большинство актеров и работников остались там, опять-таки, по субъективным причинам, а они у всех разные…
Помощь от государства почти перекрывает арендную плату
Когда Вы выехали?
В июле 2014-го.
Вы больше не ездили в город?
Не был уже два года. Сделали ремонт и уехали.
Куда же Вы сначала поехали?
К родителям жены. Еще глубже в «тыл». А потом уже воспользовались возможностью – тогда был открыт коридор на Дебальцево – и уехали. Мы с женой и детьми, и брат жены тоже с детьми.
А Ваши родители?
Родители остались там. Потому что все это очень сложно. Вот, к примеру, Танины родители. У них частный дом, который они сами с фундамента построили. Говорят: «Ну, куда уезжать? Если уже придут паспорта забирать, то тогда, конечно, соберем какие-то «узелочки» и поедем. А пока будем держаться до последнего».
Вы сразу начали снимать жилье или знакомые приютили?
Нет, сразу начали снимать. У нас большая семья. Дети получают адресную помощь в полном объеме, (884 гривни на одного, – Ред.), а нас, работающих, четверо. Мы получаем только 50%. В итоге у нас выходит максимальная сумма, которую государство может нам платить. Она почти перекрывает арендную плату.
С театром из Луганска выехал только один актер
Когда выехал Луганский драматический театр»?
И театр тоже где-то так (лето 2014-го года – Ред.). Но я тогда работал не в Драматическом, а в «Театре кукол».
Что вы имеете ввиду, говоря, что в плане административного ресурса театра выехало мало что?
Материальная база осталась вся там. Выехали директор, бухгалтер, один актер. С собой они вывезли печать и устав.
Один актер из всей труппы?
Да. Но тут есть такой нюанс – определенное количество людей выехали сами по себе, вот как я. А уже потом, когда начались конкурсы на место в труппе, определенная часть из них вернулась в театр.
И все-таки, в большинстве своем сегодняшняя труппа – это луганчане?
Есть определенное количество людей из Северодонецкого театра драмы. Сейчас он прекратил свое существование, и часть людей перешла к нам. Часть актеров – из Луганска. Часть – приехала из других городов, попала в труппу также по конкурсу. Но сейчас мы все как одно целое.
Театральные костюмы, декорации – все это осталось в Луганске. Кто сейчас помогает освоиться на новом месте?
Определенное наследие осталось от того же театра драмы в Северодонецке. Остальное сейчас мы шьем и сами делаем. У нас за этот неполный сезон есть уже пять премьер, поэтому мы работаем в быстром темпе. Конечно, очень ощутима поддержка областного совета.
А на уровне Министерства культуры театру помогают?
Этот вопрос скорее не ко мне, а к нашему директору. Однако, конечно, именно Министерство курирует наш приезд. Кроме того, ведь не только мы приехали. Также и филармония, и выставки наши.
В оккупированном Луганске продолжают играть на украинском языке
Какое значение этих «Дней Луганщины» в Киеве для Вас?
По моему мнению, это двойная «акция», то есть мы показываем себя, и в тоже время нас видят. Для чего «Дни Луганщины»? Чтобы понимали, что Луганская область – это часть Украины. Да, наша культура может отличаться от киевской или львовской, но это Украина. И это нужно показывать. Возможно, так сформируется определенный «мостик», ведь есть же мнение, что «все, кто остались в Луганске, или жил там…» (сепаратисты – Ред.). Это не так.
В прошлом году я участвовал в акции «Донкульт» – это «Дни Донбасса», скажем так, проходившие во Львове. И они тоже имели такой смысл «мостика».
На своей странице в Facebook Вы запостили колонку Ярослава Грицака: «Хорошего решения донбасского конфликта больше нет». Вы тоже так думаете? Или это был случайный пост?
Нет, не случайный. Я стараюсь ничего не делать просто так. Мне вообще очень интересна личность Ярослава Грицака, бывает, что перечитываю какие-то его публикации. Понимаете, ведь дело там не в одном названии. Там есть определенные моменты – мысли, направленные на регенерацию нашего региона. А это очень нужно и важно. Поэтому, да, я с ним соглашаюсь. Но, подчеркиваю, не только в этой «шапке», а в том, что он раскрывает дальше.
Что сейчас с театром на Оборонной (улица в Луганске, на которой находился Луганский драматический театр – Ред.)?
Он функционирует. Та «власть» показывает якобы свои поблажки к украинской культуре. Хотя я думаю, что уже скоро русскоязычный материал вытеснит украиноязычный.
То есть сейчас в театре в оккупированном Луганске играют на украинском языке?
Да, играют на украинском, в этом-то и дело. Хотя вообще я думаю, хорошо, что театр есть. Потому что не все, как я уже говорил, в Луганске сепаратисты или поклонники «режима», хоть латентные, хоть активные.
Я не раз слышала, что раньше у самих луганчан театр в определенной степени ассоциировался с личностью руководителя – Михаила Голубовича. Не боялись, что без него «будет не то»? (Михаил Голубович остался в Луганске – Ред.)
Нет. В принципе, тут нужно все-таки немножко отделять фигуру Голубовича как творческого специалиста и личность Голубовича как гражданина. Я, честно говоря, не хотел бы это обсуждать. И для меня украинский театр никогда не был исключительно связан с Голубовичем. Потому что когда я пришел в Луганский украинский драматический театр – это был театр без Голубовича, он не был художественным руководителем. Связывать театр с именем Московченко? – Да. (Владимир Московченко – Ред.) Определенных актеров? – Да. Но с Голубовичем – нет.
У Вас вообще много знакомых осталось в городе?
Людей, с которыми хотелось бы общаться, немного. Более того, я очень хорошо знаю, как они себя там чувствуют.
Они проукраинских взглядов?
Они – нормальные. Понимаете? Мне, кстати, тоже кажется неправильным то, что сейчас происходит.
То, что сейчас всех делят?
Да. То, что я должен быть в какой-то «касте». И тут вот что происходит. К примеру, я – переселенец. Там, в Луганске, я враг, потому что я «бандеровец», а здесь я враг, потому что «сепаратист». Меня же при этом никто ни о чем не спрашивает! Меня просто внесли в какую-то «касту». А я обыкновенный человек, который пытается делать то, что хочет – и это важнее.
Это очень сложный процесс. Честно скажу, я не знаю, каким образом будет происходить это слияние, или возвращение (территорий под контроль Украины, – Ред.) Это все очень сложный процесс.
Любое представление – это эксперимент
Я читала, что вдохновение Вы черпаете от своей жены Татьяны. Постановка «За двумя зайцами» – это тоже ее влияние?
Да, конечно. Более того, вот вы видите декорации? (огромные стулья различных размеров, – Ред.) Так вот, она натолкнула меня на мысль создать их. Она актриса – человек творческий. Однажды, когда мы еще жили в Черкассах, там был магазинчик «Стул». И на магазине была инсталляция – огромный стул. Однажды, когда мы прогуливались, завели разговор о том, что было бы хорошо сделать какую-то сценографию на основе этого. Потом, когда я начал думать, как использовать сценическое пространство для спектакля «За двумя зайцами», она напомнила мне об этом.
Жанр спектакля «мещанский каламбурь под мериканские музыки». Расшифруйте.
Мещанский каламбурь – это жанр самого Старицкого, а вот мериканские музыки – это уже от меня. Хотя слово «мериканские» – тоже авторское, и присутствует в пьесе. Прокоп Свиридович курит «мериканский» табак. А вообще-то, что такое спектакль – это симбиоз авторского драматического текста и видения режиссера.
В прессе сообщается, что Ваше представление – это свежий взгляд на знакомую историю. В чем заключается эта свежесть, как считаете?
Хорошо, что Вы спрашиваете. Я как-то постоянно пытаюсь отбиться от такого ярлычка. Дело в том, что режиссерские приемы, в принципе, не новые. Мне очень нравится, как Анна Липковская (театровед – Ред.) это охарактеризовала: нехрестоматийные «Зайцы». Вот в этом я соглашаюсь. А вообще, любое представление – это эксперимент. Или эксперимент, или плагиат, по-другому быть не может.
Сколько человек в актерском составе?
Где-то порядка 30 человек, возможно, немножко меньше. В «Зайцах» занято 23. Но это уже с балетом.
А балет у вас тоже свой?
Да. У нас четыре пары балета.
Этот приезд вашего театра в Киев нельзя считать полностью гастрольным. Организацией занималось Министерство, билеты не продавались, раздали пригласительные… Планирует ли театр ехать на гастроли, чтобы зарабатывать?
Знаю, что рассматриваются варианты фестивальных выездов. И с «Зайцами», и с другими спектаклями. А что касается полноценных гастролей, пока у меня такой информации нет.