Бесхребетное министерство агрополитики: Бюрократы лишили молочное животноводство денег
Как деньги на развитие дали, а потом... забрали.
Одно из основных негативных наследий СССР - тотальная бюрократия, которая прослеживается во всех государственных структурах на любом из уровней. Вот и теперь бюрократические задержки с разработкой порядка распределения средств помешали в 2015 году заработать программе поддержки молочного животноводства. А ведь в бюджете было выделено 250 млн грн как компенсацию сельхозпроизводителям строительства ферм.
В конце прошлого года, первый замминистра аграрной политики и продовольствия Ярослав Краснопольский в интервью AgroPortal.ua сказал:
«Де-факто бюрократическая машина не дала это сделать во времени (распределить средства — Ред.). Деньги вернулись назад в бюджет. Они никуда не исчезли по отношению к государству, но к товаропроизводителям они не попали - это правда. Мы надеемся, что бюджетный комитет поддержит эту программу на текущий год»
Первый замглавы Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Верховной Рады Украины Сергей Лабазюк вообще считает это «бесхребетностью министерства».
«Механизм распределения сложный, и в областях также боялись брать ответственность за распределение денег. Поэтому средства, не использованные по программе, вернулись назад в бюджет. Арсений Петрович заявил, что мы имеем полную казну денег в конце года. Да, потому что такие, как наше министерство, не смогли использовать 250 млн грн, а вернули их в бюджет», — прокомментировал Лабазюк.
В сентябре 2015 года министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко заявил, что самый тяжелый период украинского животноводства уже позади.
«Даже при условии уменьшения экспорта молочной продукции в страны СНГ Украина удержала уровень промышленного производства молока и молочной продукции», - заявил Павленко, комментируя соответствующие статистические показатели. По данным информагентства УНН, производство молока за полгода 2015-го упало на 4,6%; производство яиц за полгода сократилось на 14,3%, а производство мяса в Украине за полгода сократилось на 1,8%.
При этом Павленко отмечает, что Украина заинтересована в расширении доступа продукции животноводства на рынок Европейского союза. По его словам, значимым для развития сферы животноводства является подписание соглашения с Европейским инвестиционным банком по привлечению 400 млн евро в агросферу. «Это – длинные и дешевые кредитные деньги, которые планируется направить на реализацию ряда проектов, в т.ч. на поддержку животноводства», – отметил он. Вот только вопрос, как будут осваиваться эти деньги?
Несмотря на позитивное заявление осенью 2015-го, уже в январе 2016-го Павленко отметил, что «сегодня наблюдаем негативные тенденции в развитии животноводства».
«Сегодня 40% объемов мяса и 75% молока, реализуемых на внутреннем рынке, производятся домашними хозяйствами. Имея несколько коров и свиней, такие фермеры являются главными кормильцами миллионной страны. Поэтому государственная поддержка именно этой категории производителей - это вопрос не только помощи бизнеса, а обеспечение продовольственной безопасности и благосостояния нашей страны. От того, насколько мы сможем отстоять интересы аграриев в этой области, зависит ее доходность и объемы производства, уровень удовлетворения потребностей населения в необходимых продуктах питания и наращивание экспортного потенциала Украины», - отметил он в своем блоге на РБК-Украина, однако не объяснил, что ж это за бюрократические проволочки происходят в его Министерстве, из-за которых 250 млн грн на компенсацию сельхозпроизводителям строительства ферм возвращаются в бюджет.
Проблема в том, что развитие животноводства имеет и негативную тенденцию. За последние 24 года поголовье скота стало в 4 раза меньше. В 1991 году поголовье скота составляло 57 млн голов и птицы - 243 млн голов, то в 2015 - 14,369 млн и 209 млн соответственно. Естественно, это повлекло за собой и падение другой продукции животноводства, в особенности – молочной. За годы независимости его объемы уменьшились более чем в 2 раза: с 22,4 млн тонн в 1991 году до 10,7 млн тонн в 2015.
Минагропрод вообще разрабатывал новый план по максимальному предотвращению прилипания денег к рукам чиновников, там же учитывалась и обещанная децентрализация – падение старых отживших порядков. На это ушло немало времени. Однако, принятие постановления Кабинетом министров об утверждении Порядка начисления государственной поддержки потребовало актов регуляторного характера. Они были приняты, но вступили в силу после сроков, указанных для принятия документов.
Вся эта катавасия с документами приводит к тому, что государство умышленно либо по собственной некомпетентности создало невозможные для работы условия. Так, фермер, содержащий 5-10 коров, должен иметь штат юристов для правильной и полной подачи всей документации, так как её много, она сложная и имеет множество нюансов. Поэтому когда порядок получения средств был определен, мелкие производители поняли, что они не смогут выполнить все условия, а крупные поняли, что ждать им в этом году нечего.
Единственное, что может радовать – в 2016 году животноводам оставили 80% аккумуляции НДС. А вот в бюджете на 2016 год на поддержку животноводства предусмотрено всего 50 млн грн. Они снова-таки будут направлены на частичное возмещение стоимости закупленных племенных телок, нетелей, коров молочного, молочно-мясного и мясного направления, племенных свиней и овец. Для получения такого возмещения предпринимателям необходимо обратиться в агродепартаменты при облгосадминистрациях и предоставить документы, определенные пунктом 7 Порядка использования средств, утвержденным постановлением Кабинета министров Украины от 28 октября 2015 №884. Остаётся только надеяться, что и эти деньги по бюрократическим причинам не оставят украинцев без качественной молочной продукции.
Как известно, бюрократичные проволочки при выделении бюджетных средств - не единственный вред в министерствах. Ранее министр агрополитики объявил, что уже в этом году может состояться «пилотная» продажа земли. Как известно, в Украине до 1 января 2017 года действует мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения.