о сих пор нельзя однозначно ответить на вопрос, кто займет прокурорское кресло Виктора Шокина.
Вариантов много, однако ни президент, почти месяц назад призвавший Шокина уйти в отставку, ни политические партии, давно жаждущие увольнения генпрокурора, пока не выдвинули своих кандидатов на место генпрокурора.
Неужели «в верхах» хотят не только быстро сместить Виктора Шокина, но и быстро назначить на его место нового генерального прокурора? FaceNews разбирался, в каких скандалах замешаны наиболее часто упоминаемые претенденты на пост руководителя ГПУ.
Юрий Луценко
Сегодня Юрий Луценко – руководитель парламентской фракции «Блока Петра Порошенко «Солидарность» и, по словам некоторых народных депутатов от президентской силы, представляет старожилов фракции, у которых часто возникают конфликты с молодыми политиками.
«Я не помню, когда в последний раз так на кого-то кричал, как на Юрия Витальевича. Как и он, думаю. Это – рабочие моменты. До «убирайтесь» пока еще не доходило», – отмечает народный депутат от «БПП» Мустафа Найем.
Одним из наиболее ярких скандалов внутри парламентской «Солидарности» стало обсуждение необходимости сложения близким соратником Петра Порошенко Игорем Кононенко депутатского мандата.
В ходе обсуждения Найем потребовал от фракции высказать четкую позицию касательно конфликта между Игорем Кононенко и Айварасом Абромавичусом, отметив, что в противном случае все они могут стать соучастниками каких-либо коррупционных схем.
«Перепалка случилась после того, как я высказал свое мнение о молчании фракции в ответ на вчерашние заявления министра экономики. Я убежден, что такая тактика замалчивания губительна для всех членов фракции и ничем не отличается от того, как в подобных ситуациях вели себя все пропрезидентские фракции в Украине – начиная от «Нашей Украины» и заканчивая «Партией регионов». Нашим избирателям важна наша четкая, артикулированная позиция и – самое главное! – что мы в связи с этим предпринимаем. В противном случае, люди вправе судить так, как им вздумается. К примеру, обвинения в адрес Игоря Кононенко в коррупции, очевидно, бьют по репутации всей фракции. И хотим мы того или нет, засовывая голову в песок, мы в лучшем случае становимся клоунами этого цирка, а в худшем - соучастниками каких-то схем», – отмечает Найем.
В ответ на заявление Луценко, не найдя лучшего ответа, начал доказывать, что экс-журналист назвал всю фракцию коррупционерами. «Очевидно, это манипуляция», – уверен Найем.
К слову, мандат Игорь Кононенко так и не сложил.
Между тем, это не единственный скандал с участием Игоря Луценко. Незабываемый случай, как в 2009 году тогда еще министр внутренних дел в состоянии сильного алкогольного опьянения поругался с правоохранителями во Франкфурте.
«Украинцы (Юрий Луценко и его сын, – FaceNews) устроили ссору с правоохранителями, грубо ругались, бросали в них своими мобильными телефонами и бились. Полиции пришлось вызвать подкрепление и применить силу. Как сообщается, особенно агрессивно вел себя сын министра. На него даже надели наручники. В участке у Луценко-младшего зафиксировали содержание алкоголя в три промилле. Министру удалось избежать теста на алкоголь, предъявив дипломатический паспорт», – писали тогда СМИ.
Виталий Касько
Недавно СМИ облетела новость об увольнении из органов прокуратуры заместителя генерального прокурора Украины Виталия Касько. Ушел чиновник, не сказать иначе – красиво, с громкими словами и долей трагизма. Не забыл Касько вспомнить и о том, как сильно иностранные партнеры Украины поддерживают его в решении уволиться.
«Последней каплей стало очередное перераспределение обязанностей в Генпрокуратуре Украины. Шокин забрал у меня все функции и инструменты вести и контролировать дела, над которыми начинала работать наша команда, в том числе и в деле так называемых «бриллиантовых прокуроров». Однако, причины того, почему в Генеральной прокуратуре больше невозможно и бессмысленно работать – начительно глубже. Прежде чем окончательно принять решение об увольнении, я провел консультации с нашими иностранными партнерами, которые все это время морально поддерживали меня, и мы пришли к общему мнению, что, к сожалению, другого пути нет. Генпрокуратура сейчас – это мертвый орган, в независимость и эффективность работы которого уже никто не верит», – заявил тогда Касько.
Хотя многие политики называли экс-заместителя генерального прокурора Украины технократом и чиновником нового поколения, избежать скандалов ему не удалось.
Народный депутат от «Народного фронта» Татьяна Чорновол осенью прошлого года обратилась к Виктору Шокину с требованием провести расследование в отношении заместителя генпрокурора Касько по подозрению в завладении и растрате чужого имущества в особо крупных размерах.
«В документе (обращении Татьяны Чорновол к Виктору Шокину, – FaceNews) говорится о том, что Касько заполучил несколько служебных квартир на свою семью, которые впоследствии были приватизированы. В частности, в 2002 году тогдашний сотрудник Генпрокуратуры Виталий Касько обзавелся первым служебным жильем, предназначавшимся для него и его матери», – отмечают в СМИ.
По данным Чорновол, это была квартира площадью 49,5 кв. м, находящаяся в Киеве по адресу ул. Новгородская, 3.
«Видимо, как заботливый сын господин Касько планировал перевезти маму, проживавшую и работающую во Львове, где, по данным депутата, у них уже была трехкомнатная квартира площадью 82 кв. м, в столицу», – пишут журналисты.
Совладельцами львовской жилплощади, как утверждает Татьяна Черновол, кроме Виталия Викторовича и его матери также являются сестра и дедушка. А сам прокурор и его мама состояли на учете как люди, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
«Народный депутат акцентирует внимание на том, что в 2004 году по обращению Касько решением районного совета квартира по улице Новгородской была выведена из статуса служебного жилья. А в канун Нового года мама Виталия Викторовича единолично приватизировала данную квартиру. Хотя, по словам депутата, она так и не переехала к сыну, оставшись во Львове. Он там проживал один. А уже с 2006 года, продолжает депутат, сдавал ее в аренду, получая прибыль», – подчеркивают в СМИ.
Нардеп также отмечает, что в 2006 году супруга Касько купила трехкомнатную квартиру в столице по улице Приречной.
«Спустя год, вернувшись в Генпрокуратуру в статусе начальника международно-правового управления, Виталий Викторович пишет заявление с просьбой улучшить жилищные условия себе, маме, сестре и дедушке», – пишут журналисты.
По словам Татьяны Черновол, такими действиями он нарушил требования статей 31, 34, 40 и 42 Жилищного кодекса Украины.
«Так или иначе, но в 2008 году семья Касько получает еще одну служебную квартиру по адресу бул. Дружбы народов, 14/6. На этот раз двухуровневую, площадью 155 кв.м», – резюмируют в СМИ.
Давид Сакварелидзе
Одной из первых ситуаций, после которой представитель команды грузинских варяг Михеила Саакашвили Давид Сакварелидзе получил доверие части украинцев и усиленное внимание прессы к своей персоне, стал случай с взяткой в 10 миллионов.
«Да, меня хотели взять на «содержание» – 10 миллионов долларов в месяц. Я отказался», – рассказывал тогда Сакварелидзе.
Одними из первых в нечестности Сакварелидзе начали подозревать в «Оппозиционном блоке».
«Ответ на один из моих депутатских запросов относительно действий по задержанию того, кто якобы предлагал взятку в 10 млн долларов замгенпрокурору Сакварелидзе, просто сенсационен! По информации замгенпрокурора Столярчука, «в ходе следственных действий Сакварелидзе не дал органам следствия конкретных и четких примет личности, предложившей ему взятку…показания допрошенного Сакварелидзе об обстоятельствах криминального правонарушения о месте, времени и способе получения предложения о неправомерной выгоде непоследовательны и неконкретны», – рассказывал тогда депутат Вадим Рабинович.
«И наконец – резолютивная часть: «Исходя из изложенного и принимая во внимание результаты анализа собранных в ходе следствия материалов, возникает обоснованное сомнение относительно самого факта предложения Сакварелидзе неправомерной выгоды в ежемесячном размере 10 млн долларов США за нерасследование и непривлечение к уголовной ответственности лиц, которые осуществляют незаконные поставки нефтепродуктов на территорию Украины». Это пишет замгенпрокурора Столярчук!», – подчеркивает Рабинович.
Через несколько месяцев тема о взятке в 10 миллионов снова попала в центр обсуждения в СМИ. На этот раз во время брифинга помощник генерального прокурора Украины Владислав Куценко прочел несколько цитат с допроса Сакварелидзе.
«В 21.52, пребывая на своем служебном месте, генпрокурор, а также люди, те сотрудники, которые находились за этим столом во время проведения совещания, попали под обстрел фактически снайпера, было выпущено 3 пули», – рассказывал тогда Матиос.
По его словам, следствие убеждено в том, что стрелок и его заказчик знали о размещении вещей и предметов, в том числе, о месте нахождения генпрокурора, потому что выстрел был осуществлен фактически впритык, с расчетом на попадание в область туловища или головы.
«Выстрелов было несколько, и только наличие бронированного щита из стекла дали возможность избежать фактически смертельного действия этих выстрелов», – отмечал Матиос.
Однако многих поразило, почему именно военный прокурор принимает участие в брифинге и рассказывает журналистам о покушении на Шокина. При этом рядом с ним на брифинге стоит Владислав Куценко, который часто выступает в СМИ от имени ГПУ.
Также сомнения у экспертов вызвал тот факт, что по словам военного прокурора, снайпер использовал тепловизор.
«Тепловизор, разумеется, не может «заглядывать» за стекло. Я бы еще понял, если речь шла о приборе ночного виденья, но по официальной версии – там были занавески. Видимо кто-то пересмотрел американское кино», – уверяет экс-замкомандира танковой роты, которая обороняла Пески, Иван Начовный.