Богдан Яременко: Евросоюз не может придумать ничего более жесткого для давления на Россию
«Список Савченко» - максимум того, что цивилизованное человечество может себе позволить.
В ЕС предлагают ввести персональные санкции против Владимира Путина за «незаконное поведение с гражданкой Украины Надеждой Савченко». Помимо президента России в санкционный список, названный «списком Савченко», попали еще 28 российских чиновников. Реализация этих намерений станет более чем жестким демаршем против действий Российской Федерации, считает председатель правления фонда «Майдан иностранных дел» Богдан Яременко. Он также подчеркнул, что цивилизованные государства ограничены в возможностях влияния на Российскую Федерацию. Санкции – это наиболее категорическая форма выражения несогласия, добавил эксперт. Депутаты Европарламента предлагают указанным в «списке Савченко» лицам запретить выдачу виз в страны ЕС, заморозить возможные активы и конфисковать их имущество на территории стран Евросоюза. Тем временем официальный представитель Министерства иностранных дел Российской Федерации Мария Захарова заявила, что переговоры по обмену украинской летчицы, народного депутата Надежды Савченко не велись и не ведутся.
Как Вы оцениваете «список Савченко»? Очередное проявление лояльности ЕС к Украине или попытка запугать Россию?
«Список Савченко» – это пока только намерение, а не реализованное предложение. То есть нужно подождать, когда оно реализуется, и реализуется ли вовсе. Намерения оценивать трудно, оценивать нужно действия. Намерения свидетельствуют о том, что есть люди, которые понимают неприемлемость для цивилизованного мира, имеется в виду среди евродепутатов в Европейском Союзе, которые ищут возможность повлиять на Российскую Федерацию в том, что является абсолютно неправовым, незаконным, бессмысленным процессом.
Тут просто нужно еще понимать, что мир ограничен в возможностях влияния на Российскую Федерацию. Очевидно, что санкции – это наиболее категорическая форма выражения несогласия с тем, что делает Российская Федерация. Именно поэтому, если это будет реализовано, это будет более чем жесткий демарш. Очевидно, что это максимум того, что цивилизованное человечество может себе позволить, демонстрируя несогласие с тем решением в правовой сфере, в судьбе Савченко, которую принимает президент Путин и Российская Федерация.
Если я Вас правильно поняла, ничего более жесткого и действующего для давления на Россию ЕС уже не может выдумать?
Да, и я думаю, что никто не может. Это не повод для войны, само-собой разумеется, но и это то, на что невозможно не реагировать. Нужно отдать должное, во-первых, и общественность и правительство Украины сделали все, чтобы эта ситуация получила максимальную огласку. Она важная, сегодня ее уже невозможно игнорировать. Во-вторых, эта ситуация перечеркивает очень много принципов, на которых базируются правовые государства, и самое главное, право на самозащиту. Потому что судят офицера Вооруженных Сил, который находился на своей территории и, фактически, выполнял свои обязанности, защищая свою страну. Судить человека за это – это просто ставить с ног на голову все систему правосудия и все принципы права.
Плюс - конечно, это уже все побочное - но Россия совсем не правовым способом это все делает, и сам процесс является издевательством и насмешкой над правосудием, но к этому уже немножко привыкли. Однако прецедент россиянами выбран крайне неудачно. Судить похищенного офицера Вооруженных сил, к тому еще женщину, за то, что она участвовала в защите своей Родины – это нонсенс.
И это наносит потенциальный удар по очень многим странам, которые проводят активную политику. Скажем, по США, у которых огромные военные контингенты находятся заграницей. Для них такие прецеденты являются абсолютно ненужными. Точно так же военные контингенты заграницей имеют и Британия, и Франция. Это мощные государства, но есть и меньшие, которые также участвуют в различных операциях. Поэтому для них это совершенно недопустимо и с точки зрения принципов, и с точки зрения интересов.
Согласны ли Вы с тем, что приговор Надежде будет приговором для России? В моральном, юридическом и экономическом плане, учитывая санкции…
Нет. Не стоит преувеличивать сам момент приговора. Приговором для России является суд. То, что Россия похитила военнослужащего с территории иностранного государства, против которого она осуществляет агрессию, и пытаются судить похищенного человека на своей территории. Вот это уже приговор. И этот факт абсолютно правильно донесен к мировому обществу. Все остальное – это уже последствия вот этого первого злодеяния, которое осуществила Российская Федерация.
России оставляли шанс сделать что-то правильно, но теперь, когда абсолютно понятно станет, что она не собирается пользоваться предоставленными возможностями «сохранить лицо», приговор просто приблизит ситуацию к развязке.
Напомним, что письмо-обращение к Могерини с просьбой ввести персональные санкции против президента РФ Владимира Путина и еще 28 российских чиновников из-за "незаконного обращения с украинской гражданкой Надеждой Савченко" подписали 57 евродепутатов. Текст письма опубликовал польский евродепутат Яцек Сариуш-Вольский.
В документе указаны российские чиновники и сепаратисты с востока Украины, которых поддерживает Россия: директор ФСБ РФ Александр Бортников, председатель комитета по иностранным делам Госдумы РФ Алексей Пушков, главарь боевиков "ЛНР" Игорь Плотницкий, российские следователи, прокуроры и судьи, которые вели дело Савченко.
По мнению авторов обращения, все указанные лица несут ответственность за похищение, перевозку и незаконное заключение Надежды Савченко, а также фабрикацию ее дела.