Коррупция – это наибольшая беда украинского общества, его «раковая опухоль». Об этом неустанно говорят представители международного сообщества, взгляды которых прикованы к Украине последние несколько лет. Однако, чем дальше – тем больше они удостоверяются в том, что в самой Украине не готовы бороться с коррупцией. И если масштабы коррупции видны далекому Западу лишь издалека, то у нас каждая собака знает о том, что война в стране не утихомирила аппетиты некоторых делков по отжиму предприятий, расставлении своих людей и использовании государственных учреждений в своих «схемах».
Одной из таких схем, которая в неспокойное для страны время по логике должна была бы исчезнуть, однако процветает как никогда – это масштабное рейдерство. «Житомирские ласощи», «Амстор», рынки в Одессе и Николаеве и многие другие предприятия – все они стали жертвой рейдеров при участии государственной регистрационной службы.
Схема работает очень просто: люди, положившие глаз на определенное предприятие, проводят «липовые» собрания акционеров и выбирают лояльное руководство. После этого государственный регистратор оперативно вносит изменения в Единый государственный реестр. Затем суды принимают «правильные» решения по запрету изменять данные в реестре по факту ведения надуманных дел….и ба-бах….предприятие переходит в руки тем, кому надо при полном покровительстве государства.
Как ни крути, а коррупция в органах власти, в частности, подконтрольных Минюсту, продолжает процветать. Что уж говорить о судебной системе, которой по последним социологическим опросам доверяет не более 4,7% населения (исследование Института Горшенина, проведенное в феврале 2016 году – ред.).
«Суды, милиция, органы юстиции – без помощи этих государственных учреждений рейдерская атака на нашу компанию была бы невозможна», - говорит Александр Бичуч, директор харьковской компании «Агросвит», которую путем рейдерского захвата у него забрали в середине 2015 года. А меж тем, это не какая-то мелкая фирмочка, предприятие до захвата считалось лидером рынка АПК в Харьковской области.
В январе 2016 года о попытке рейдерского захвата государственного предприятия «Завод Электротяжмаш» по схожей схеме заявил недавно подавший в отставку министр экономического развития Айварас Абромавичус. «Бывший директор предприятия в сопровождении вооруженных наемников захватил приемную директора и пытался получить доступ к печати и счетов предприятия. В этот же день в Минэкономразвития поступила информация о внесении изменений в ЕГРПОУ, согласно которым он был отмечен руководителем ГП завод Электротяжмаш. На основании каких документов государственный регистратор Харьковского городского управления юстиции внес эти изменения, непонятно. Эта ситуация четко показывает: в стране с такой несовершенной судебной системой государству очень сложно эффективно управлять своими активами», - отметил министр.
Ну а историю с попыткой захвата кондитерской фабрики «Житомирские ласощи» знает уже каждый украинец, который никогда даже не интересовался бизнесом и его хитросплетениями. В Тернополе нашелся «правильный» судья, который по иску пенсионерки, 22 года назад работающей на фабрике, принимает решение о ликвидации регистрации предприятия. Регистратор же молниеносно вносит изменения в реестр, для этого с больничного даже выписали необходимого сотрудника Житомирского городского управления юстиции. В дальнейшем госрегистратор был не так быстр, поскольку изменения пришлось бы вносить уже в интересах другой стороны. В результате – предприятие простаивает, а ни один сотрудник юстиции не наказан.
В экспертной среде захват при помощи регистратора называют «черным», наряду с такими как подделка документов, захватом с применением физической силы, а также изготовлением фальшивых документов. Если независимый регистратор предприятия находится под контролем рейдера, тот может спровоцировать серьезные проблемы. С помощью юридических уловок он может препятствовать проведению собрания акционеров предприятия и попытаться собрать свое собрание, даже если у него всего 10% акций. В результате длительных тяжб рейдер либо устанавливает контроль над предприятием, либо вынуждает выкупить у него акции за цену, превышающую их реальную стоимость в несколько раз.
Пример с супермаркетами «Амстор», который захватил российско-украинский олигарх Вадим Новинский тоже может быть показателен. Ведь рейдеры фактически действовали по той же схеме с правильными регистраторами. Напомним, что состав учредителей ряда компаний группы «Амстор» был изменен в результате рейдерского захвата, организованного «Смарт-Холдингом» Новинского. Следствие уже установило, что изменения в правоустанавливающие документы предприятий вносились с помощью поддельных документов, при содействии сотрудников государственной регистрационной службы Днепропетровска. Регистраторы также перерегистрировали и юридические адреса, естественно, - в Днепропетровске. Подделка подписей, при этом, была установлена почерковедческой экспертизой. В результате, миноритарного акционера, который в кризисное время на свою голову решил взять у Вадима Новинского в долг, просто выкинули из компании, а преуспевающая сеть супермаркета фактически развалена.
Если в самом Кабмине заявляют о том, что не могут обуздать чиновников Минюста, то может наконец-то стоит признать, что власть не только не борется с коррупцией, часто она ее возглавляет. И каких бы реформаторов-антикоррупционеров нам не выписывали из Грузии, Латвии или из США, пока что ситуация близка к фатальной. Одна надежда на новосозданное Национальное антикоррупционное бюро. Хотя и его создание сопровождали «договорняки» и скандалы, поэтому даже если оно заработает, то это еще не факт, что все коррупционеры и рейдеры будут наказаны. Почему-то складывается впечатление, что избирательность в действиях НАБУ будет прослеживаться очень четко.