16 февраля Верховная Рада приняла в целом законопроект, необходимый, по утверждению Президента, премьер-министра и председателя Фонда госимущества, для старта приватизации. «За» за законопроект №2319а-д, автором которого является нардеп от «Народного Фронта» Андрей Иванчук, проголосовало 252 народных депутатов. По инсайдерской информации, чтобы набрать достаточное число голосов (26 и 28 января их не хватило), руководство Кабмина и ФДМУ хорошо «заинтересовало» глав фракций «Самопомощи», Радикальной партии, «Воля народа» и «Батькивщины». Интересно, что в «Батькивщине» сама Юлия Тимошенко не голосовала, а Сергей Власенко воздержался.
Более всех лицемерной выглядит, конечно же, позиция Олега Ляшко, который 16 февраля вместе с 14-ю другими своими однопартийцами голосовал «За» принятие закона №2319а-д в целом, а 27 февраля в прямом эфире вечерней информационной программы на ТВ-канале «Украина» на вопрос ведущей велеречиво распинался, что его Радикальная партия принципиально выступает против приватизации стратегических предприятий.
Удивительно и непонятно, почему проголосовали 16 февраля «За» закон №2319а-д такие авторитетные депутаты антикоррупционеры, как Егор Соболев, Виктор Чумак, Ганна Гопко. Интересно, что в «Батьковщине» сама Юлия Тимошенко не голосовала, а Сергей Власенко и Борис Тарасюк воздержались. Но последовательно голосовали против принятия закона депутаты от партии «Свобода» и Сергей Каплин, который формально остаётся в БПП.
На фоне политических манёвров власти вокруг отставки-неотставки премьер-министра и вызванного этим парламентского кризиса это событие прошло в информационном пространстве Украины незаметно.
Что нам сулит новый закон о приватизации
Закон №2319а-д предусматривает, что к приватизации в качестве покупателей не допускаются юридические лица или связанные с ними физические лица, зарегистрированные в странах, признанные Верховной Радой странами-агрессорами. Также не допускается участие в приватизации представители стран, относительно которых примененны санкции. Это ограничение распространяется и на физические лица, которые имеют гражданство страны, признанной страной-агрессором.
Кроме этого, новым законом упраздняется обязательная предварительная продажа на фондовых биржах пакета акций акционерных обществ групп «Б» и «Г» в размере 5-10% уставного капитала, и разрешается привлечение в качестве советников иностранных банков и компаний.
По неоднократным утверждениям в СМИ председателя Фонда госимущества Игоря Билоуса принятие закона №2319а-д разблокировало процесс приватизации в Украине, усовершенствует механизмы и процедуры приватизации, обеспечит её честность, открытость и антикоррупционность, и увеличит поступления от неё в государственный бюджет.
На самом деле, всё обстоит ровно наоборот. То есть, если выражаться образно, руководство ФДМУ называет «чёрным белое, а белое чёрным». Сразу оговоримся, что это не личное субъективное мнение автора, а утверждение более авторитетных по своему статусу лиц.
Прежде всего напомню, что о важности прицениться к рыночной стоимости стратегических предприятий через первоначальную продажу их 5-10% пакетов акций на биржах высказывался премьер-министр Яценюк, когда в июне 2014 года анонсировал программу деятельности своего правительства. Это уже в августе 2015 года он изменил своё мнение, когда речь зашла о продаже ОПЗ (тема отдельной статьи).
Подобную же позицию неоднократно артикулировал и экс-председатель Фонда госимущества Александр Бондарь, который, безусловно является ассом в вопросах приватизации.
О том, что правительству не стоит проводить продавать госпредприятия в ближайшие 2-3 года считает и глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. Он подчёркивает, что «приватизация в стране, что находится в военном режиме, это экономическое преступление государственного масштаба».
Лицемерные аргументы высокопоставленных чиновников
Если же говорить по существу отмены законом №2319а-д обязательной продажи 5-10% пакета акций приватизируемого предприятия на фондовой бирже, то приводимый Яценюком и Билоусом аргумент, что по существовавшей ранее методике тот же пакет акций Одесского припортового завода оценивался дёшево (лишь в 38 млн.грн.), мягко говоря «не катит».
Во-первых, Фонд госимущества ещё в конце 2014 года мог быстро через постановление Кабинета Министров изменить внутреннюю методику оценки пакетов акций, выставляемых на биржевые торги. Для ФДМУ это обычная практика.
Во-вторых, если бы даже приватизационное ведомство выставило на биржу 5% пакет акций ОПЗ по стартовой цене 38 млн. грн., то в результате как минимум конкуренции Коломойского и Фирташа (а, наверняка, в торгах приняли бы участие ещё 2-3 иностранных компании) цена возросла раз в 8-10. Если бы рост цены не устроил Фонд госимущества, то он мог бы отменить торги. Это в полномочиях ФДМУ.
В-третьих, у приватизационного ведомства в 2015 году было достаточно времени, чтобы заказать через конкурс и утвердить «независимую оценку», если ФДМУ по тому же ОПЗ не устраивала стоимость 5% пакета акций в размере 38 млн. грн.
В-четвёртых, так как по Одесскому припортовому заводу уже была задекларирована в 2009 году более-менее рыночная цена в размере $625 млн. (тогда конкурс выиграла компания Коломойского «Нортима»), то исходя из неё Кабмин с подачи ФДМУ мог своим распоряжением утвердить начальную стоимость 5% пакета акций ОПЗ на биржевые торги.
Зачем власти нужны советники по приватизации
Другой причиной, помимо необходимости отменить обязательную биржевую продажу 5-10% пакетов акций, по которой руководство Фонда оправдывало задержку приватизации, называлась важность законодательно закрепить использование советников при продаже стратегических предприятий.
Однако история приватизации в Украине показала, что привлечение западных банков и компаний (как, впрочем, и украинских) в качестве советников абсолютно бесполезное мероприятие. Наиболее показательный пример тому – повторная приватизация «Криворожстали» в 2005 году. Она проводилась без привлечения советников. Причём всего за полгода, с июня по октябрь месяц 2005 года.
Напомню, что тогда, согласно утвержденным правительством условиям, начальная цена продажи «Криворожстали» составила чуть меньше $2 млрд долларов. Mittal Steel Germany GmbH заплатила $4,8 млрд, что в 2,4 раза превысило стартовую цену.
В нынешних условиях же «Советник» нужен для того, чтобы получить чиновникам «откат». Дело в том, что в силу обострённого внимания разбуженного «Революцией достоинства» и агрессией России гражданского общества к проблемам коррупции и продолжающемуся олигархическому произволу в Украине старые схемы зарабатывания на дерибане госсобственности будут быстро вскрыты СМИ. А докопаться до того, как и сколько отстегнёт «Советник» лояльному к нему высокопоставленному чиновнику практически невозможно. Тем более, если это будет иностранный банк или компания.
В этом плане прослеживается интересная цепочка. В конце июня в состав наблюдательного совета ОПЗ вошел лично председатель Фонда госимущества Игорь Билоус, сменив одного из работников Фонда. Мне, как бывшему сотруднику ФДМУ (11 лет работы) и историку приватизации в Украине (4-ре книги и монографии) неизвестны случаи, чтобы председатель ФДМУ становился членом наблюдательного совета даже важного стратегического или монопольного предприятия. Обычно место председателя или зама в данных контрольно-управляющих органах занимали замы главы Фонда, или директора департаментов. Не барское это дело опускаться председателю до такого уровня.
Далее. В октябре 2015 года пресс-служба ФДМУ сообщила, что на конкурсе ОПЗ и Фонд отобрали финансовым советником для приватизации предприятия швейцарский банк UBS. В интервью СМИ Игорь Билоус заявил, что цена услуг последнего составит порядка $1 млн и оплатит их сам Одесский припортовый завод. На фоне неоднократных публичных заявлений руководства ОПЗ, ФДМУ и самого премьер-министра о тяжёлом экономическом состоянии предприятия расходование названной суммы «за неизвестно что» (вернее, кому надо, известно) вызывает мягко говоря недоумение и подозрение.
Но если по Одесскому припортовому заводу желающих принять участие в торгах и без привлечения советника будет достаточно, и цена ОПЗ будет более-менее рыночной, то с выставленными на продажу 6-ти енергокомпаниями («Центрэнерго», «Харковоблэнерго», «Запорожьеоблэнерго», «Николаевоблэнерго», «Хмельницкоблэнерго», «Тернопольоблэнерго»), Одесской, Николаевской и Херсонской ТЭЦ, 13 морских и торговых портов, рядом других стратегических предприятий всё сложнее и проще. В условиях военной агрессии России, разгула коррупции и продолжающегося третий год экономического падения они могут быть куплены только нашими олигархами.
Затормозить в целях подоить и поиметь
Возникает вопрос: так зачем же, провозгласив быструю приватизацию этих предприятий ещё в июне 2014 года, руководство страны и Фонда госимущества затормозило её под надуманным предлогом о необходимости изменения законодательства? На наш взгляд, причин тут несколько.
Во-первых, на фоне критического накала общественных настроений, вызванных военной агрессией России и разгоревшихся внутриполитических баталий продажа энергокомпаний, других стратегических предприятий тем же самым олигархам (с небольшими коррекциями в фамилиях), которые хорошо «погрели руки» на приватизации госсобственности при Януковиче, была бы для Президента и Премьера чревата потерей власти.
Во-вторых. Чтобы «раскрутить» массовую приватизацию стратегических и монопольных предприятий в интересах олигархов, своих приближённых и высокопоставленных чиновников руководству страны и Фонда госимущества необходимо по аналогии с 2005 годом («Криворожсталь») провести одну успешную, показательную и громогласную конкурсную продажу с участием иностранных компаний. На такую роль может претендовать только Одесский припортовый завод. Именно поэтому его решили приватизировать первым.
Но так как по первой причине время затягивалось команда премьер-министра решила его «подоить». Как стало известно СМИ, Одесская прокуратура в ноябре прошлого года открыла уголовное дело, в рамках которого расследуются факты преступного присвоения денег государства на сумму 4 млрд. грн. правоохранители установили, что должностные лица ОПЗ на протяжении 2015 года реализовывали продукцию завода иностранному контрагенту по заниженным ценам.
Кроме того, руководство предприятия летом прошлого года заключило газовый давальческий контракт с малоизвестной австрийской компанией Antra GmbH, по которому весь конечный продукт должен принадлежать поставщику газа, что лишало ОПЗ валютной выручки. По утверждению главного редактора «Украинской правды» компания Antra GmbH связана с соратником Яценюка Николаем Мартыненко.
Третьей, по нашему мнению, причиной затягивания властью и руководством Фонда госимущества начала приватизации (под предлогом необходимости изменения законодательства и методики оценки), является стремление правительства и ФДМУ одновременно «выбросить» на приватизацию как можно больше объектов. Это, с одной стороны, запутает общественность, СМИ и правоохранительные органы в плане реагирования и контроля за ходом торгов и неизбежными злоупотреблениями при продажи госпредриятий. А, с другой, стороны, позволит руководству государства и Фонда «более эффективно» получить свои коррупционные «комиссионные» в приватизационном водовороте. Именно этим и объясняется последняя новация ФДМУ исключить и з списка запрещённых к приватизации объектов ещё 44 предприятия.
Четвёртой причиной затягивания властью и руководством Фонда госимущества начала приватизации стало желание дождаться как можно большего обесценивания гривны. Ни для кого не секрет, что наши олигархи держат свои капиталы в офшорах и западных банках в валюте.
А оплата за выигранные на приватизационных конкурсах ОПЗ, 6-ти энергокомпаний, морские порты и другие стратегические предприятия будет осуществляться в гривнах.
Это одна из основных причин, из-за которой курс нашей национальной валюты к доллару США уже сегодня не 24,4, как закладывалось правительством в Госбюджет-2016 года, а более 27 гривен. Можно не сомневаться, что к концу лета 2016 года (сроку оплаты победителями конкурсов по ОПЗ и первых энергокомпаний) курс доллара достигнет 29, а может 30 гривен.
Иными словами, Национальный банк Украины постепенно, но целенаправленно допускает девальвацию гривны в интересах олигархов и высокопоставленных госчиновников.
Вместо постскриптума
В январе 2012 автором в «Экономической правде» была опубликована статья«Олигархи «распилят» Украину за 3 года». В конце 2014 — начале 2015 годов прошла «революция достоинства», которая смела клептократический режим Януковича. В её результате к власти пришли новые, якобы демократические силы и лидеры. Но сегодня можно сказать, что с их помощью олигархи хотят доделать то, что они не успели при Януковиче — допилить Украину за 2016-2017 годы.
Самое страшное в начатой нынешней властью приватизации даже не то, что в сегодняшних условиях ликвидные стратегические и монопольные предприятия будут проданы за копейки, а то, что это укрепит экономическую мощь старых и новых украинских олигархов и их влияние на власть. В результате – консервация господствующей сегодня в Украине олигархической общественно-политической системы и, как следствие, — окончательное лишение нашей страны каких-либо перспектив прогрессивного поступательного развития, обречение её на роль сырьевого придатка развитых государств.
Разве за это боролись и умирали лучшие сыны Украины в последние годы? Неужели народившаяся в горниле Революции и противостоянии российской военной агрессии украинская нация не заслуживает на большее?
Автор: Владимир Ларцев, экс-советник глава Фонда госимущества Украины