Казалось бы, закон для всех один. И выполняться он должен тоже одинаково - будь это огромный мегаполис или забытая украинская глубинка. Но временами создаётся ощущение, что Киев живёт по своим законам. После того, как в столице выросла плата за аренду земли под производство, бизнес стало окончательно невыгодно вести. Предприятия работают в минус, что заставляет владельцев закрывать их.
Почем земля, барин?
Очередной виток уничтожения столичного бизнеса произошел ещё в июле 2014 года, когда Киеврада своим решением повысила нормативную денежную оценку земли на 30-40%, чем стимулировала рост нагрузки на предприятия в 4,5 раза. За это проголосовали 82 депутата из 85 присутствующих. В их числе замглавы киевской горорганизации «Свободы» Александр Семененко вместе с фракцией «Свобода», сопредседатель фракции «УДАР-Солидарность» и глава комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития Андрей Странников, а также Игорь Мосийчук с «Радикальной партией». Что интересно, протокол этого заседания на обновленном сайте Киеврады есть, а вот поименный список голосовавших отсутствует.
Премьер-министр Арсений Яценюк неоднократно говорил о воплощении стратегии вывода украинского бизнеса из тени. В публичных заявлениях глава правительства эмоционально распинался о том, что вывод бизнеса из тени – приоритетная задача Украины, однако, буквально в двух кварталах от Кабмина у чиновников совершенно другие приоритеты. С января 2016 года плата за аренду земли под производство в Киеве выросла с 1% до 3%. Повышенная ставка вводится для тех, у кого заключены арендные договоры, которые, к слову, киевская власть не горит желанием оформлять.
Такие повышения рассматривались по всей территории нашей страны. Однако в остальных регионах на время кризиса решили оставить налог в 1% для того, чтобы дать возможность производству развиваться и получать хотя бы минимальную прибыль. Такое решение поддержали, в частности, власти Львова, Ривного, Харькова, Днепропетровска, Киевской области.
Киевская городская организация работодателей уже посчитала, насколько процентная ставка отразится на цене аренды. Большинство арендных соглашений заключены на срок от 40 до 50 лет, где ставка платы за землю составляет 1%. При повышении ставки до 3% стоимость аренды возрастет с диапазона 7-45 грн/м² до 20-130 грн/м².
Эксперт рынка недвижимости Анатолий Топал отмечает, что из-за повышения налога на земельные участки множество предприятий могут попасть на грань банкротства.
«Дело в том, что на рыночную стоимость нововведение не повлияет. Повлияет ли оно на тех владельцев домов и сооружений, которые пользуются большими участками земли для обслуживания собственного бизнеса. И соответственно, это довольно таки ощутимо отразится на продукции, которая производится, или продается на этих земельных участках – тут уже можно говорить о том, куда пойдут эти деньги? Если не будет коррупции при назначении нормативной цены, то могу поздравить, что Киев действительно сможет получить эти деньги и отправить в фонд города. Но множество предприятий могут попасть на грань банкротства из-за повышения налога на земельные участки. Мы видим, что несколько ведущих предприятий уже на грани банкротства», - рассказал он в интервью «Голосу столицы».
Налог на землю – финансовое рабство
Реальный пример такой ситуации FaceNews рассказал бизнесмен Олег. Говорит, что индексация проходила трижды. И если первые два этапа просто ощутимо били по прибыли, то сейчас заставляют предприятие работать в минус. Предприниматель отмечает, что Киеврада не спешит подписывать арендные договоры, ведь тогда ставка снова упадет до 1%, и добавляет: считать индекс инфляции для производства – вообще кощунственно, ведь именно производство дает стране экономическое развитие.
«У меня 14 000 м² арендных площадей. Из них я использую на производство для себя около 10 тысяч м², а остальные сдаю в аренду. В начале 2015 года мое предприятие платило налог на землю в размере 67 тысяч гривень в месяц (это налог 1%). Мы уже неоднократно подавали в Киевраду договор аренды на подписание, но я думаю, нам его ещё лет 10 никто не подпишет. Схема сложная, сидят компании, которые за разработку документов берут серьезные деньги. И потому пройти такой процесс и подписать такой договор аренды, как у меня, будет стоить примерно 40 тысяч долларов. Это со всеми нормативными, кадастровыми и прочими документами. После первой индексации сумма составила 78 тысяч, вторая индексация в том же году сменила сумму на 93 тысячи, и уже в 2016 году, на сегодняшний день, нужно платить 282 тысячи гривень. Последний индекс инфляции 1,43 ввели в этом году», - рассказывает Олег.
Большинство киевских предприятий малого и среднего бизнеса работают в гривневом эквиваленте. Закупка продукции, производство и экспорт полностью завязаны на национальной валюте. Однако и те, чей оборот хотя бы частично происходит в долларах, такую аренду позволить себе не могут.
«Никто не может себе позволить такую аренду. Вот, по моему предприятию: у меня вала по предприятию 550 тысяч всего. Это те деньги, которые я зарабатываю с производства, и те деньги, которые я зарабатываю с аренды. Почти 300 тысяч мне необходимо, чтобы заплатить налог на землю, налог на коммерческую недвижимость – они ввели его и тоже просчитали, мне надо заплатить НДС, зарплаты, внести какие-то деньги в свое предприятие – хозяйственные вопросы. И я просчитал: если я останусь с таким налогом, и у меня ничего не поменяется, у моего предприятия будет минус 30 тысяч гривень каждый месяц», - рассказывает предприниматель.
«Порешать» за круглую сумму
Вопрос с переоценкой арендной стоимости земли можно «решить». Да, в стране «продолжается» борьба с коррупцией и попытки ввести прозрачный оборот финансов на всех уровнях. Но киевский бизнесмен рассказывает, как все происходит на самом деле:
«Они берут весь объем участка – всю квадратуру, и умножают на коэффициент 2,5, что реально недопустимо и неправильно. Должно браться пятно застройки, умножаться на 2,5, а все остальное – на 1%. У меня здания занимают всего 30% территории. Денежная оценка на сейчас составляет около 70 миллионов, а если бы они считали правильно, то была бы немногим больше 30 миллионов гривень. Занимается всем этим Институт земельных отношений, который находится на улице Крещатик, 32а. Я обращаюсь к ним снова, уже через знакомых, с просьбой переделать денежную оценку в соответствии с нормами. Они сбрасывают мне новую – она составляет уже 63 миллиона. И говорят, что могут утвердить новую денежную оценку, но стоить это мне будет 25% от того, что они мне сэкономят. Этот «неофициальный взнос» я должен сделать сразу по получении этой новой справки».
«Убийство» бизнеса заставляет многих предпринимателей открывать бизнес за границей. Самым успешным и простым плацдармом для украинцев сейчас является Польша. Там и с языком проще, и поляки ведут бизнес честно. Сначала, конечно, наживаются на новичках, но не в варианте коррупции. Просто дают мелкие заказы, чтобы предприятие работало приблизительно в ноль. После такого «испытательного срока» польские компании даже стимулируют развитие украинских. Олег как раз недавно открыл бизнес в Польше. Рассказывает, что там с финансовым оборотом все прозрачно и удобно. Общение с банком происходит исключительно в электронном формате, а деньги доходов фирмы лежат на специальной карточке. Если с этих денег без задержек платится налог, то на карточке может быть хоть несколько миллионов, которые можно без особого труда тратить.
Виталий Кличко обещает
Что ждут в будущем бизнес Киева – пока неизвестно. Мэр города Виталий Кличко общался с бизнесменами зимой, во время их пикета под КГГА в январе 2015 года, и пообещал учесть их пожелания.
Прокомментировал эту ситуацию Сергей Крымчак, депутат Киевсовета:
«К нам вышел мэр Виталий Кличко, выслушал и пообещал учесть требования. Впрочем, Киеврада изъяла пункт о земельной льготе и не выполнила то, что нам пообещал Кличко. И это не смотря на то, что в программе социального развития Киева одна из приоритетных задач - повышение конкурентоспособности промышленности Киева. В Киеве работает 7747 промышленных предприятий, из которых 574 - крупные и средние с объемом реализации и годового валового дохода свыше 20 миллионов гривень. Это не правильно, повышать земельную плату для промышленных предприятий. Почему? Ведь, например, фармацевтическое предприятие сегодня одно из самых прибыльных. И его нельзя сравнивать с деревообрабатывающим производством или с производством железобетонных конструкций. Ведь только в строительной отрасли индекс спада производства в 2014 году составил 89,9%. Получается, что поставили всех в равные условия, несмотря на неодинаковое экономическое положение предприятий различных отраслей. Налог на землю составляет 1%, но для тех, у кого не оформлен земельный участок, поднимают с 1 января 2016 года это ставку до 3%. Из-за спада и потери российского рынка часть таких промышленных предприятий требует времени, чтобы прийти в себя и получить новые рынки сбыта. Из-за девальвации гривни их продукция стала более привлекательной за рубежом, но чтобы нарастить экспортные поставки, требуется время. Сейчас их обложат налогами, и они будут вынуждены сокращать работников, закрываться или переходить на единый налог. Если к 1 января 2016-го это не изменить, половина из 574 киевских предприятий окажется в группе риска».
Однако рост налогов на землю коснулся не всех в столице. К примеру, ПАО «Завод «Ленинская кузница» (судостроение, машиностроение, металлургическое производство, продажа военных кораблей) до сих пор имеет льготную ставку 1%. Как известно, по состоянию на 2006 год 100% акций принадлежали Петру Порошенко. Редакция заинтересовалась, за какие заслуги предприятию, которым нынче владеет крупный бизнесмен и по совместительству глава государства, положена скидка, и направило соответствующий информационный запрос. Подробней об этом читайте вскоре на FaceNews.