С 1 марта этого года жизнь нелегалов на топливном рынке ощутимо усложнится. В Украине вводится электронное администрирование реализации топлива и Единый реестр акцизных накладных. Легальные операторы рынка ждали принятия этого закона почти год, рассказал FaceNews президент Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов в Украине Леонид Косянчук. По его словам, за счет неуплаты акцизы более миллиарда гривень ежемесячно «оседали» в карманах теневых операторов. С введением этой системы легальные операторы надеются на уменьшение некачественного и нелегального топлива на рынке. «Электронное администрирование сделает так, что вы не сможете торговать нелегальным продуктом. То есть, если вы легально купили 100 тонн и легально произвели 50 тонн, то больше, чем 150 тонн, вы продать не сможете», – объясняет Косянчук. Вчера состоялось совещание фискальной службы и нефтетрейдеров, журналистов на встречу не пригласили.
Резюмируйте: в чем суть нововведения и готов ли к нему рынок?
Идея электронного администрирования акциза была продуцирована и пробита легальными операторами рынка. Людьми, которые ведут честный бизнес, платят все налоги. Эту легальную часть рынка абсолютно не устраивает, что часть рынка платит налоги, а часть – не. Путем фальсификатов, контрабанды, еще каких-то там вещей, которые «оптимизируют» налогообложение.
Почему не устраивает? Потому что, с одной стороны, это вредит нашему бизнесу, а с другой стороны, мы не можем спокойно смотреть, как грабят бюджет Украины.
За счет теневого рынка, за счет неуплаты акциза терялось больше миллиарда гривень в месяц. Так было практически весь 2015 год. Идею о введении электронного администрирования акцизного налога мы озвучили еще в конце марта прошлого года. Тогда нас поддержали Налоговый комитет Верховной Рады, Фискальная служба и министр финансов. Однако было сказано, что для этого введения необходимо менять налоговое законодательство – то есть без Верховной Рады ничего не получится. А пока мы приготовим все необходимые документы и законопроекты, Рада уже пойдет отдыхать или «прогуливать» награбленное. Кроме того, начиная с сентября уже нет смысла в этой идее, потому что будет решаться принятие нового бюджета. При этом, подчеркну, все понимали, что ежемесячно по этим неуплатам налогов государство теряет больше миллиарда гривень.
Сейчас, слава Богу, этот закон приняли. Не скажу, что это было очень легко, потому что в депутатском корпусе было огромное сопротивление. Впрочем, общими усилиями мы наконец-то его «пробили». Теперь вот с 1 марта запускается тестовый режим, а уже с конца апреля, наверное, администрирование заработает в нормальном режиме.
Мы надеемся, что электронное администрирование существенно уменьшит долю теневого рынка, который, к сожалению, на сегодняшний день больше, нежели легальный рынок. То есть, чуть ли не половина нефтепродуктов, сжиженного газа продается мимо кассы государства. И при этом эти деньги никуда не деваются, а оседают в карманах.
Электронное администрирование акцизов сделает так, что вы не сможете торговать нелегальным продуктом. То есть, если вы легально купили 100 тонн, и легально произвели 50 тонн, то больше, чем 150 тонн, вы продать не сможете. Кстати, недобросовестные делки, которые, к сожалению, присутствуют на рынке, уже в этом году подавали законопроект, чтобы оттянуть внедрение этого электронного акциза. Поэтому мы ожидаем, что будет сопротивление на уровне его исполнения.
Говоря о сопротивлении в депутатском корпусе, Вы имеете в виду причастность к коррупционным действиям или неосведомленность в идее администрирования?
Вы же понимаете, что теневой рынок – это огромные заработки. Для сравнения я вам скажу: если легальный оператор рынка мечтает заработать 60 копеек на литре, то нелегальный рынок за счет неуплаты налогов получает 6-8 гривень на литре. И это уже после затрат. Поэтому это колоссальные деньги.
Вот я сказал вам о миллиардах гривень, которые теряются ежемесячно, так это мы еще не владеем всей полнотой информации, мы же не фискальный орган, и мы не можем отследить весь реализуемый объем. Представьте себе, что имея такие деньги в месяц, можно покупать совесть не только чиновников, но и депутатов из самых верхних эшелонов нашей власти. Поэтому все очень хорошо все понимают, более того – ощущают. И их любовницы ощущают, и западные риэлторы, у которых чиновники покупают недвижимость на «Лазурном берегу». Знаете, еще Ломоносов сказал: ничто не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда. Оно просто перетекает из одного состояния в другое. В данном случае – из состояния налогов в навар.
На какой процент может снизиться доля теневого рынка после введения в работу электронного администрирования?
Чтобы сказать точно, нужно четко знать правду о том проценте, который сегодня в тени. Я считаю, что каждый третий литр, реализованный в Украине, сегодня имеет нелегальное или криминальное происхождение. Но это по моим соображениям. Операторы рынка заявляют, что доля больше. Поскольку уже больше 30% их клиентов перешли в нелегальный сектор. Статистика тоже говорит, что более 25%. На самом деле, никто не знает точно. Потому что этот рынок развивается стремительными темпами. Чтобы вы понимали: ни один из легальных операторов рынка за последние два года не построил ни одной новой заправки. В то время как нелегальные операторы уже построили больше десятка. А в нынешней ситуации одна заправка - это порядка $2 млн.
По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, единый реестр акцизных накладных не искоренит возможную коррупцию в ГФС. А как Вы считаете?
Тут я могу с ним и согласиться, и не согласиться. Дело в том, что фискальные органы коррумпируют не только же нефтяной рынок, но и другой рынок. Мы говорим о подакцизной группе товаров. У нас подакцизные – это алкоголь, табак, нефтепродукты, спирт. А это не все товары.
Понятное дело, что, наверное, фискальные органы не поменяли свою структуру системно, и коррупционные моменты присутствуют. Поэтому, возможно, Охрименко и прав, что электронное администрирование именно акцизного налога – это не панацея от коррупции. Но мы не боремся с коррупцией, мы не антикоррупционное бюро. Мы боремся за свои интересы и интересы наших потребителей. Поэтому и говорим, что такая система существенно усложнит момент фальсификата, контрабанды, и оптимизации налогов. Раньше как оно было? Купил легально один бензовоз бензина, а за наличку купил еще пять нелегально и торгуй себе в удовольствие.
Сам факт того, что Верховная Рада приняла эту систему электронного администрирования, привел к тому, что мы уже наблюдаем – некоторые нефтебазы прекратили заниматься фальсификатом, потому что поняли, чем это грозит.
Есть огромная надежда, что электронное администрирование существенно усложнит жизнь нелегалам. По крайней мере, до такой степени, что они не будут развиваться дальше. Мы думаем, что все-таки процент некачественного и нелегального топлива резко уменьшится с внедрением этой системы. Буквально сегодня было анонсировано совещание с операторами рынка. С 1 марта мы начинаем – будем обкатывать. Возможно, будет как-то меняться система или процедура. Но уже никто, кроме Верховной Рады, это не сможет отменить. Вообще если это все заработает, я подозреваю, что по крайней мере где-то 10 млрд в бюджет дополнительно поступит за этот год.
Что касается упомянутого Вами совещания. СМИ на него не пригласили. Как думаете, почему?
Думаю, что Роман Насиров просто не захотел пиариться. Это было рабочее совещание, где основные операторы рынка еще раз подтвердили свою готовность и свое одобрение этой системы. Кстати, там должен был присутствовать премьер, но, видимо, у него есть какие-то другие проблемы.
Стоит ли украинцам ждать на АЗС в ближайшее время бензина лучшего качества?
Ближайшее время может быть и не стоит. Но я думаю, что по мере обкатки этой системы электронного администрирования, доля мутного топлива резко уменьшится. Потому что станет очень опасно этим заниматься.