Грузинский реформатор: На содержание убыточных предприятий Украина тратит четверть бюджета
Грузинские реформаторы разработали для Украины новую систему продажи госсобственности: роль государства – минимальна. Внедрять систему собираются во Львове, Днепропетровске и Киеве. В случае провала парламентом реформы по приватизации госпредприятий у грузинских реформаторов заготовлен план «Б».
Четверть бюджета Украины идет на содержание убыточных государственных предприятий. В связи с этим стране необходимо проводить приватизацию государственных активов, уверен эксперт грузинского Фонда инноваций и развития Лаша Антадзе. Именно разработкой системы для проведения открытых электронных торгов с ноября в Украине занималась команда под руководством Антадзе. Процесс торгов достаточно прост: на продажу в интернете выставляется лот, который получает зарегистрированный пользователь, сделавший наибольшую ставку. Особенностью предлагаемой системы торгов разработчики считают отсутствие центра. Сегодня рычаги управления большинством электронных торгов в Украине находятся в руках государства, однако правительство, говорит Антадзе, является наихудшим менеджером. Открытая система торгов и снижение монополии государства, уверен эксперт, поможет не только уменьшить бюджетные расходы на содержание госпредприятий, но и привлечет инвесторов. Ранее о важности приватизации для украинской экономики заявлял и подавший в отставку министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус, однако далеко не все депутаты поддержали чиновника в подобном стремлении. «Мы, например, не поддерживаем многие вещи, которые он (Айварас Абромавичус, – FaceNews) хотел проталкивать в первую очередь, в частности, приватизацию. Мы, политическая партия «ВОЛЯ», категорически против того, чтобы сейчас, в такой страшный кризис, за бесценок продать активы, стоящие реально в десять раз дороже. Это просто преступление против украинского народа», – рассказал в интервью FaceNews народный депутат Украины Юрий Деревянко. Однако Антадзе уверяет, что у команды есть запасной план на случай непринятия парламентом нужных законов. Подробней о системе электронного аукциона, необходимых масштабах приватизации в Украине и взаимодействии с властями Лаша Антадзе рассказал в интервью FaceNews.
Расскажите подробней о разработанной системе электронных торгов. На каком этапе сейчас находится ее внедрение в Украине?
Это первая в мире децентрализованная система электронных торгов – аукционов для приватизации и аренды государственного имущества. Все это построено на технологии блокчейн, наилучшей особенностью которой является отсутствие в аукционе центра. В системах, где нет центра, исключено существование одного рычага, который можно выключить или включить, все это распределено между участниками.
Когда в ноябре мы начали работу над концептом, думали, что это будет маленький пилотный проект в Одесской области, потому что Одесская областная администрация была первой, кто проявил интерес к электронным торгам для продажи и аренды коммунальной собственности.
Вы говорите о пилотном проекте для Одесской области. Какие города и области также собираются принимать участие в этом проекте?
Сумская область, Львов, Днепропетровск, Киевская областная администрация. Также заинтересованы ФГИ (Фонд государственного имущества Украины, – FaceNews), Госземагентство. Мы хотели запустить маленький пилотный проект в Одессе, а получился проект большого масштаба.
Электронный аукцион по передаче в аренду и продаже государственной и коммунальной собственности – это часть какой-то реформы или полноценная реформа?
Мы это называем маленькой частью реформы, которую предлагаем. Нужно проводить большую приватизацию всех государственных активов. Это очень большая цель. Мы работаем в этом направлении, например, над законопроектами по приватизации, по легкости процедуры, чтобы было все открыто. Это целая цепочка того, как доходим до аукциона, который является электронным молотком.
Наша глобальная цель заключается в том, чтобы внедрить полноценную реформу и проводить приватизацию от договора до оплаты, ускорить и облегчить процедуру, чтобы страна стала открытой. Самое главное, чтобы из-за открытости была конкуренция, чтобы честных инвесторов не ограждали от входа в эту страну.
Насколько я понимаю, для полноценного внедрения этой системы нужна поддержка местных и центральных властей.
Наибольшая проблема, которая существует не только в Украине, но и в Украине тоже, заключается в том, что реформы или перемены начинают с законопроекта. Это как начать обед с десерта. Законопроект – это текстовая часть процедуры.
Мы работали параллельно, строили систему архитектуры и параллельно делали законодательные вещи. Нам пришлось где-то двадцать раз изменить законодательство, чтобы процедура совпала. Но эффект был – эти законопроекты у нас уже готовы.
О каких законодательных проектах идет речь?
Закон о приватизации – это общий законопроект, и еще есть нормы об использовании децентрализованного электронного аукциона, который идет вместе с этим приватизационным пакетом.
Их должны принимать местные администрации или Верховная Рада?
Если мы говорим о госсобственности, которой распределяется ФГИ или Госземагентство, закон должен приняться на центральном уровне, в Верховной Раде. Также существует порядок проведения аукционов, который можно уже провести на уровне местных советов. И порядок, и закон у нас готовы.
Что самое главное, они открыты к обсуждению. Мы не сразу подаем парламенту и говорим: «Проголосуйте». Каждый раз мы встречаемся, всех собираем и пытаемся объяснить, каков процесс, каковы принципы. Мы хотим, чтобы это было открыто, конкурентно. Никто не может сказать, что не хочет проведения торгов, чтобы не допускать к участию кого-то. Этого же никто никогда не скажет.
Вы верите, что предлагаемые законы будут приняты? Что будете делать в противоположном случае?
Я надеюсь, что они пройдут на центральном уровне. Но всегда есть план «B», «С», и Украине нужно так работать. Если на центральном уровне заявили о приватизации, если они реально этого хотят, то должны пропустить такие законопроекты и внедрять такие системы, потому что у этого будет большой эффект.
План «B» – это внедрение уже на местном уровне. В конце они тоже придут к тому, что аукционы нужно внедрять на центральном уровне, но все равно у нас будет возможность показать, в чем суть таких реформ и изменений. Если даже этого не будет, то есть какие-то органы, которые могут запустить пилотный, экспериментальный аукцион.
Дело в том, что пилотный проект мы запустим на некоторое время. Если не поменять целую систему приватизации и ее порядок, она не выживет. Если изменений не будет на большом уровне и по сути приватизации и аренды государственной и коммунальной собственности, то со временем проект умрет. Исходя из этого, я больше беспокоюсь не о запуске такой системы, а о том, чтобы мы увидели масштабность и целостность этой реформы.
Как можно контролировать эту масштабность?
В открытые системы таких проектов вовлечено много заинтересованных лиц. Это в итоге дает контроль. Когда общество на что-то смотрит, государство не старается вредничать. Главное, чтобы общество и все вовлеченные люди понимали, что это маленькая часть, а нужно следить и работать, чтобы это приобрело масштабы. Открытым подходом мы подготавливаем общество к этому.
В частных разговорах представители КГГА рассказывают, что во время подобных электронных торгов по продаже мест для торговли в Киеве участники применяли ботов, которые завышали цену. В аукционе, разработанном вашей командой, будет система, проверяющая достоверность предоставленной участникам информации. Как избежать ботов?
Открытость – это первый шаг, который поможет этого избежать. Следующее – мы интегрировали банковскую систему. Это значит, что каждый человек, который хочет участвовать в каком-то аукционе, должен заплатить регистрационный и депозитный взносы. Поскольку взносы платят все участники, мы знаем, кто является владельцами этих платежей. Все могут проверить, что люди, осуществившие этот платеж, реально существуют.
Кроме того, на объекты, где могут быть манипуляции, вырастает экономическая часть. Например, чтобы создать десять или пять дополнительных ботов или зарегистрировать людей, человек должен заплатить на миллионный объект 10% – то есть, сто тысяч. Получается, если он создаст десять человек, то должен заплатить для участия в аукционе один миллион.
Третье, самое главное, что мы изменили, это правила ставок. Вы не находитесь в конкуренции с другими участниками, только с собой, так что не имеет значения, какие цены они называют. Вы можете повысить только свою предыдущую ставку. Существует инструкция: если это манипулятор, который просто сказал миллион и поднял цену, я знаю, что мне не нужно сказать миллион двести, чтобы оказаться в списке. После проведения аукциона человека, предложившего миллион, проверяют. Если он безответственный и не может заплатить, то теряет депозит, теряет деньги, которые внес.
Все государственные и коммунальные предприятия планируете выставить на аукцион?
По нынешнему закону приватизации существует перечень объектов, которые должны быть приватизированы и введены в частную собственность. Существует и большая приватизация, например, «Укрспирт», где применяется другой подход, но в итоге государство должно приватизировать эти предприятия.
Нынешняя ситуация показывает, что четверть бюджета идет на содержание этих убыточных предприятий, которые не дают никакого эффекта. Зачем содержать то, что не дает ни социального, ни экономического эффекта? Приватизация – это самое главное. С приватизацией мы приходим к уменьшению государственных затрат – это новый приоритет для страны. Все должно создаваться и ориентироваться на то, чтобы это был главный приоритет. И потом поборем и коррупцию, и бедность, и теневую экономику.
Сколько денег будет стоить государству внедрение проекта?
Ноль. Мы построили систему на волонтерах, ноль долларов было инвестировано в этот проект.
В Украине эта система будет запущена впервые в мире. Какие перспективы это принесет стране?
Инвесторов, если откроете свой рынок. Они будут инвестировать в вашу страну дополнительные деньги. Нужно дать им возможность участвовать в этом, строить не убыточные фабрики и предприятия, а такие, которые принесут доход. Нужно также, чтобы не государственный бюджет или какая-то норма определяла, какой будет зарплата у людей, работающих на этих предприятиях, а свободный рынок дал возможность платить хорошие зарплаты.
Электронный аукцион – это маленький пример, как уменьшить государственные затраты, открыть систему и дать возможность всем участвовать. На этих принципах все и основано.