Новая-старая полиция: из каждых 100 полицейских – 99 и раньше работали в МВД
Пока новосозданная полиция продолжает свое шествие по украинским городам, позиционируя себя как результат работы гражданского общества, некоторые эксперты отмечают, что это не реформа, а фантом.
В то время как руководитель Национальной полиции Хатия Деканоидзе уверяет, что новые полицейские мыслят как «скорее меня ударит молния, чем я буду брать взятки», в СБУ сообщают о задержании на взятке заместителя начальника следственного отделения одного из районов полиции Павлограда.
Полиция – одна из немногих и, по мнению властей, успешных реформ, проведенных в стране после Революции Достоинства. Сложно найти политика из наивысших эшелонов украинской власти, который бы не пиарился на фоне новых полицейских хотя бы при помощи селфи. Однако введение патрульной полиции не является полноценной реформой, ведь в Европе и Америке полиция состоит из трех уровней, уверен руководитель Института политики и консалтинга «ИНПОЛИТ» Сергей Быков.
О том, какой должна быть полноценная реформа полиции, кому она должна подчиняться, и почему Украина скопировала реформу с соседней России политический аналитик рассказал в интервью FaceNews.
Сергей, реформу полиции Вы называете реформой-фантомом, несмотря на то, что, по сути, полиция - единственное детище, которым могут похвастаться постмайдановские власти. Почему, по Вашему мнению, реальной реформы не произошло?
Произошла только та глянцевая сторона реформы, которая называется патрульной полицией. Патрульная полиция – это низовое звено системы охраны общественного порядка, общественной безопасности и системы Министерства внутренних дел. То, что декларировалось как реформа полиции, должно было состояться, как это происходит в европейских странах, в Америке, то есть, было необходимо разделение полиции на три главных уровня.
Патрульная полиция по факту должна быть локальной полицией, которая подчиняется не Министерству внутренних дел, а локальному совету – городскому совету или городскому исполнительному комитету. Это то, чему она должна подчиняться. Тем более, это полностью соответствует тезисам о децентрализации, которые декларировала сегодняшняя украинская власть, то есть, четкой передаче всех полномочий, денег и ответственности на места. Во всех странах Европейского Союза патрульная полиция находится в подчинении местных советов. Например, в Италии это называется politia locala.
Следующее звено – криминальная полиция, относящаяся уже к центральной власти. Это, в первую очередь, специальные подразделения, которые проводят основную массу связанных с уголовными преступлениями расследований. Они, не патрульная полиция, например, расследуют убийства, и они подчиняются центральным властям, а не местным советам.
И третье, основное звено, это специальное бюро расследований, или федеральное бюро расследований, в зависимости от того, как его назвать. Самой главной составляющей и специальной опцией этого бюро расследований является международный мандат действия. То есть, так же как ФБР может арестовывать, ловить, задерживать, вплоть до того, что ликвидировать на территории третьих государств, преступников, совершивших преступления против США, граждан США. У них есть полный международный мандат. В основной массе цивилизованных стран такое звено системы внутренних дел присутствует, США не являются тут каким-то особым примером.
Исходя из этого, сказать, что реформа полиции состоялась, нельзя, поскольку произведена только глянцевая составляющая этой реформы, дали красивую обертку, но не наполнили эту полицию, даже патрульную, смысловой нагрузкой, присутствующей в ряде европейских стран. О чем я, в первую очередь, говорю? У патрульной полиции вроде бы есть новая нормативно-правовая база, но эта нормативно-правовая база либо еще не вступила в силу, либо не имеет под собой подзаконных актов, которыми непосредственно регулируется их деятельность. Также не стоит забывать о том, что полицейских, которые сегодня патрулируют улицы наших городов и областей, нельзя назвать профессионалами.
Кроме того, замена кадрового состава, которой так кичится министр внутренних дел Аваков, все правительство и вся центральная власть. Якобы был проведен полный набор новых полицейских, старых больше нет, но на самом деле, личный состав патрульной полиции по всей Украине обновлен только на 1%. Всего лишь 1% сотрудников новой полиции не являлись сотрудниками системы Министерства внутренних дел. Если мы берем сто полицейских, 99 из них раньше были обычными милиционерами. Я не говорю, что они все были коррупционерами, но при таком количестве среди них не могли не затесаться люди, которые брали взятки за нерасследование преступлений, подбрасывали наркотики или еще что-то подросткам, которых они задержали. Возможно, они подбрасывали оружие, чтобы закрыть те или иные уголовные производства.
Мне очень понравилась зарисовка «95 квартала» под названием «Мусары». Там проводится аналогия с гусарами, их называют мусарами, и они проводят набор новых сотрудников. Они подъехали, на ступеньках сидит человек без определенного места жительства.
– Чем мы тебе можем помочь?
– Мне нужно покушать, где жить.
– Вот, держи тебе наркотики.
– Да? На сколько это потянет?
– Лет на десять. Хотя нет, мы должны сжалиться над Вами. Мы должны обеспечить Вам хлеб и крышу над головой до конца Ваших дней. Держите незарегистрированное оружие, на нем три «висяка».
Достаточно интересная зарисовка.
Руководитель Национальной полиции Хатия Деканоидзе уверена, что полиция – это не только карательные меры, а самое главное для органа – чувствовать настроения общества и понимать, чего оно ждет от полицейских. Звучит очень размыто. Какие функции, по Вашему мнению, реально должны выполнять полиция, и какие из перечисленных функций орган еще не выполняет?
Основной функцией, которую должна обеспечивать полиция, является охрана общественного порядка, то есть, чтобы мы не чувствовали опасности, выходя на улицы. Это касается предотвращения, примитивной работы с заключенными, отбывшими свой срок, работы с людьми, совершившими правонарушение, и работы с так называемыми социально нестабильными группами населения, которых с каждым днем становится все больше, особенно в условиях падения экономики и повышения уровня безработицы, который сегодня по реальным цифрам насчитывает более 30%, а до конца года может увеличиться до 40%.
Также необходимо проводить патрулирование, изучение криминогенной ситуации, работать с теми, кто уже засветился, или может из-за низкого уровня экономических свобод пойти на те или иные правонарушения, то есть, пойти воровать, раздевать прохожих. С такими людьми, в первую очередь, нужно проводить профилактическую работу.
Представители столичных властей в частных разговорах сетуют на нерешительность полиции, например, в борьбе с уличной торговлей. При этом Вы ранее говорили, что украинцам стоит ожидать повышения уровня криминогенной ситуации. Как думаете, полиция справится, для них это посильный вызов?
Я не считаю, что это будет посильным вызовом для патрульной полиции. Как раз увеличением количества преступных группировок, разных банд и тому подобного должна заниматься не патрульная полиция, а вторая ячейка – криминальная полиция, которой сегодня в Украине, к сожалению, как таковой и отдельной нет.
Криминальной полиции и специального бюро расследований, о которых Вы говорили, в Украине нет, по Вашему мнению, из-за войны и отсутствия денег или кто-то сознательно саботирует реформу?
Нет желания. У членов правительства нет политической воли, чтобы создавать дополнительные структуры, только наличие которых может обеспечить если не минимизацию уровня преступности, то хотя бы контроль над ним. В преступном лесу сегодня фактически отсутствуют санитары леса.
Вероятно, одним из залогов честности и объективности полиции является полная аполитичность органа. Однако полиция стала предметом пиара многих украинских политиков высшего эшелона. Какие меры и кому нужно предпринять, чтобы полиция стала аполитичной? Кто в таком случае должен возглавлять орган и курировать реформу?
Я считаю, что министр внутренних дел, как и любой другой руководитель центрального органа исполнительной власти, не должен быть политиком, он должен быть государственным менеджером. Ему должно быть все равно, по квоте какого бренда он зашел в правительство, его задача – обеспечить эффективную работу вверенного ему министерства или ведомства. В это его задача. А у нас пытаются подменять все политической целесообразностью. Мы наблюдаем это повсеместно не первый год и даже не первое десятилетие.
В одном из интервью Хатия Деканоидзе сказала, что является именно технократом, а не политиком. Как оцениваете работу грузин, приехавших сюда реформировать полицию?
Я не верю в то, что этнически не связанный с украинским народом и территорией человек может понять всю глубину проблем и процессов, происходящих в украинском обществе, что в первую очередь необходимо для руководителя Национальной полиции и руководителя любого другого правоохранительного органа. Я очень хорошо отношусь к грузинам, и они показали высокий уровень стандартов. Если мы вспомним историю СССР, то грузинская СССР была самой криминогенной из республик Союза, но они смогли это сделать.
Однако Грузия проходила процесс этих реформ при другом государственном строе. Грузия на тот момент не была парламентско-президентской республикой, это была абсолютная президентская республика, государство с президентской формой правления, где у президента Саакашвили был фактически неограниченный список полномочий. Но я не считаю, что такой свободолюбивый народ как украинцы сможет подчиниться президентской форме правления. Соответственно, в Украине необходимо находить другие пути проведения этих реформ. Да, они должны быть радикальными, быстрыми, но они не должны, в тоже время, быть авторитарными.
Кто в украинском случае должен проводить эти реформы – парламент?
Я считаю, государственный строй парламентско-президентская республика в Украине изжил себя, и нам необходимо переходить к парламентской республике, абсолютной парламентской форме правления с формированием правительства из числа народных депутатов, которым народ дал свой мандат доверия. Я уверен, что у каждой политической силы в своих рядах есть так называемые технократы, но это не дает им права приглашать сторонних людей, нерезидентов Украины, осуществлять государственное управление. Это фактически отдает Украину на откуп представителя других государств, что в корне неправильно.
Я считаю, что иностранных экспертов, возможно, тех, кто проводили такие реформы, нужно привлекать, но в качестве советников, консультантов, которые не будут находиться в штате, которые будут работать на общественных началах либо по четкому трудовому договору, ограниченному в сроках и полномочиях.
Хатия Деканоидзе отмечает, что главным стратегическим партнером Украины в сфере реформирования полиции является США. К каким опасностям может привести тот факт, что иностранное государство играет столь важную роль в реформе правоохранительной системы другой страны?
Я считаю, что украинская власть сделала все возможное, чтобы Украина потеряла свою субъектной и стала объектом международных политических игр. Поэтому абсолютно неудивительно, что фактически на попечительство другого государства передали координацию реформирования системы внутренних дел. Вспомним еще один пример – украинскую таможню опять же передали на координацию третьего государства. Я считаю это полной сдачей интересов Украины, и это было бы невозможно, если бы мы не делали первые шаги и не приглашали иностранцев в украинское правительство.
Де-юре полиция является структурой в Министерстве внутренних дел, однако у ее руководителя Хатии Деканоидзе есть прямая связь с Петром Порошенко. Кроме того, Деканоидзе – давняя соратница слишком активного сегодня в Украине Михеила Саакашвили. Кто, по Вашему мнению, реально управляет полицией и курирует масштабный пиар орган?
На протяжении двух лет мы прослеживаем четкую тенденцию, когда окружение президента максимально усиливает президентствую вертикаль в Украине, и такое движение поддерживается третями странами, теми же США. Опять же, если вспомнить, когда Михеил Саакашвили был президентом Грузии, Грузия была президентской республикой. Соответственно, если Штаты могут рассматривать для себя вариант возможного выдвижения Саакашвили кандидатом в президенты Украины против Петра Алексеевича, ясное дело, они не будут препятствовать усилению президентской вертикали.
Исходя из этого, безусловно, все основные рычаги влияния пытается на себя перетянуть Администрация президента, несмотря на то, что руководитель Министерства внутренних дел является близким соратником Арсения Яценюка. Это также возможность вывода дополнительный рычагов влияния от Арсения Петровича, и это может стать одним из аргументов того, почему Арсений Петрович все-таки отпустит министра Авакова в отставку, чтобы сохранить под собой кресло премьера, поскольку этот рычаг он уже не сможет использовать на все 100%.
Из нашего разговора у меня складывается впечатление, что Украина, кричащая о недостатках России, скопировала реформу полиции с федерации, грубо говоря, просто поменяв название «милиция» на «полиция»?
Один в один. Я не вижу разницы в проведении реформы полиции в Российской Федерации и в Украине. Хотя есть отличие – украинским полицейским купили форму, похожую на американскую. Форма патрульных полицейских, на самом деле, является высококачественной. Но только патрульных полицейских.
Однако на днях Эка Згуладзе поблагодарила Соединенные Штаты и Канаду за хорошую и красивую форму для новых полицейских, которую прислали на нужды министерства из-за границы…
Да, нам не деньги поступали, а комплекты формы, аналогично как с этими «Toyota Prius», поставленными для полиции. Никто ведь не передавал Украине деньги для закупки этих автомобилей, потому что все прекрасно понимали: украинское правительство эти деньги просто возьмет и разворует, неважно, на каком уровне органов исполнительной власти, но возьмет и разворует, и вместо двух сотен автомобилей купят один, за рулем которого сфотографируется министр внутренних дел, и этот автомобиль будет стоять где-то в гараже МВД и никогда не выедет на улицу. Поэтому было принято решение, и я считаю, что это было правильное решение, предоставить непосредственно уже готовые автомобили.
Недавно полиция оказалась в центре скандала из-за случая с «BMW». Что, по Вашему мнению, сейчас должно сделать Министерство внутренних дел, чтобы доказать свою правоту?
Я не хочу вступать на сторону как людей, которые были в этом злосчастном «BMW», так и не хочу вступать на сторону представителей полиции, поскольку считаю, что как эти молодые люди совершили нарушение, так же и представители полиции не показали должный уровень профессионализма. Если восемь автомобилей полиции гналось за одним «BMW»… По меньшей мере, у них точно прописаны варианты и инструкции, как необходимо действовать в этой ситуации, как необходимо блокировать автомобиль, как этот автомобиль заводить в тупик. Не первый же год работает система внутренних дел в стране. Если такие инструкции были у милиционеров, почему их нет или они не были эффективно должным образом реализованы сотрудниками полиции.
Кроме того, если мы заглянем в закон о национальной полиции, там черным по белому написано, что во время преследования сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие для повреждения автомобиля с целью его остановки. Может быть, они все плохо стреляют и не могут попасть в колесо, я могу много всего подумать, но если посмотреть на мощность этого «BMW», тем более, тех годов, это ведь не новая «BMW», если сравнить с мощностью автомобилей, на которых передвигалась полиция, они могли ее, на самом деле, обогнать и заблокировать. Вопрос в том, насколько непрофессионально они поступили.
Я считаю, сейчас сотрудники, принимавшие участие в погоне, должны быть отстранены на время проведения внутреннего служебного расследования по этому факту. Это расследование должно быть гласным и публичным.
Однако я также хочу сказать, что не наличие полицейских на дорогах должно останавливать людей в нетрезвом состоянии садиться за руль. Пока в мозгах не произойдет это изменение, мы будем наблюдать такие факты. Я надеюсь, что они будут единичными.