«ПриватБанк», самый крупный банк Украины, давно находится в собственной зоне турбулентности. Его владелец, Игорь Коломойский превратил этот актив в надежный козырь в споре с Петром Порошенко. Угроза банкротства «Привата», за которой вся банковская система Украины может рухнуть, до поры до времени помогала сдерживать желание главного олигарха страны разобраться с совладельцем группы «Приват». Но время уступок прошло. Похоже, на Банковой усилия направлены на поиск мягких, но гарантированных мер понижения статуса «Привата» в банковской системе Украины.
Как ослабить «ПриватБанк»?
Кризис банковской системы Украины был вызван девальвацией гривны и последовавшим за этим оттоком депозитов. Затем НБУ начал зачистку системы, и за два последних года ввел временные администрации, а затем объявил банкротами порядка 70 банков. Новый сезон открыл «Авант банк», который НБУ признал неплатежеспособным в конце января. К «Аванту» мог иметь довольно близкое отношение бывший генпрокурор Украины Виталий Ярема, поскольку его сын Валерий Ярема еще в 2012 году был помощником председателя правления банка. Возможно, что в решении НБУ о признании банка неплатежеспособным есть не только экономика.
Новая неделя принесла очередные новости, теперь уже по «Привату». Украинские СМИ сообщили, что по решению Кабмина все зарплатные проекты бюджетных организаций, а также пенсии и другие социальные выплаты будут иметь право выплачивать только государственные банки.
По мнению журналистов, это решение нанесет удар по «Привату», так как банк Коломойского лидирует по количеству обслуживаемых зарплатных и пенсионных счетов. У банка самая широкая сеть отделений, банкоматов и терминалов, а по интернет-банкингу конкурентов на сегодня просто нет.
Тем не менее, принадлежность банка Коломойскому вызывает желание власти ослабить его устойчивость и принести новые проблемы собственнику.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что эта инициатива не повлияет на «Приват».
«Это идея еще со времен президентства Виктора Ющенко постоянно обсуждается. Было даже принято соответствующее постановление, но из-за возникших проблем его так и не реализовали. Зарплаты Кабмина, Верховной Рады можно перевести из банка в банк без проблем, учреждений в Киеве — тоже без проблем. А в регионах некоторые банки подстраивали свою инфраструктуру под крупных клиентов, и создать новую структуру под этих получальщиков вряд ли сможет «Ощадбанк», — сказал Охрименко.
По его словам, иногда зарплатные проекты из банка в банк перенести бывает очень сложно. «Есть такие места, например, лишения свободы, где стоит один банкомат определенного банка, и деньги можно снять только там. Кончится тем, что для клиентов банков это будет болезненно. Например, из села придется ехать в другой населенный пункт, чтобы снять свою зарплату», — добавил эксперт.
По словам Охрименко, зарплаты госслужащих сейчас в основном выплачиваются не через «Приват», а через государственный «Укргазбанк». «Кроме того, они (зарплаты) больше «висят» на «Укрсиббанке», «Укрсоцбанке» и «Авале». «ПриватБанк» обслуживает в основном частные компании», — подчеркнул аналитик.
Юрист Ярослав Кравец на своей странице в FB написал: «Ограничение деятельности «ПриватБанка», а также минимизация рисков от его банкротства постепенно начинает воплощаться в жизнь».
По его мнению, ряд ограничительных мер поможет устранить возможность шантажа банкротством банка.
«Я бы еще запретил открытие новых отделений и установил условия, чтобы закрыть большинство существующих. И тогда Коломойский потеряет возможность шантажа и беспредела на банковском рынке», — отметил Кравец.
Угроза национализации
Противостояние между Коломойским и Порошенко обострилось в период местных выборов в октябре 2015 года, и власти заговорили о возможной национализации банка.
Формальным поводом может стать невыполнение банком требования НБУ по докапитализации «Привата» на сумму 8 миллиардов гривен. Срок, данный регулятором на выполнение предписания, истекает в марте. По состоянию на конец 2015 года «Приват» сообщил о привлечении 200 млн долларов, которые позволят пополнить уставный капитал на 5 млрд грн.
Если решение о национализации банка будет принято, оно, в конечном итоге, негативно отразится на самих инициаторах национализации, сказал РИА Новости Украина участник рынка на условиях анонимности.
«Национализация банка выйдет боком. В случае неблагоприятного развития ситуации выяснится, что значительная часть бизнеса «Привата» закредитована банком и их можно будет приравнять к безвозвратным кредитам. И не факт, что под контролем окажутся сервера, будут ли переданы «облачные» технологии и т.д.», — отметил эксперт.
При этом финансовый аналитик в беседе с агентством отметил, что у «ПриватБанка» с ликвидностью все в порядке, но есть недостаток капитала: «Нацбанк сказал: хотите спасти банк, заводите деньги. В свое время такая ситуация была у «Финансы и кредит». Жеваго принял решение на каком-то этапе «спрыгнуть». Это же происходило и по некоторым другим банкам. Если здесь окажется, что ребята готовы идти до конца и положить свои кровные… На докапитализацию необходимо не меньше миллиарда долларов — около 24 — 25 миллиардов гривен. Готовы ли они (собственники банка) в том или ином виде сюда миллиард завести? Узнаем об этом нескоро, в лучшем случае в начале следующего года».
В то же время управляющий партнер консалтинговой компании «Финансовая студия» Евгений Невмержицкий считает заявления о национализации детища Коломойского безответственными.
«ПриватБанк» является первым в рейтинге НБУ, это крупнейший банк Украины почти по всем показателям, и от его стабильности в очень большой степени зависит стабильность всей банковской системы Украины. Поэтому, подобные заявления лучше не делать. Все заявления от регулятора должны быть взвешенными, потому что, в любом случае, они не лучшим образом влияют на финансовый рынок и даже на курс гривны», — подчеркнул Невмержицкий.
Политическая подоплека в экономических решениях — не лучший способ вести дела. Ведь если с желанием немножко надавить на «ПриватБанк» переборщить, то система просто рухнет как карточный домик, и тогда искать виноватых будет поздно.