Анна Романова: Украинцы ежегодно вывозят за границу около 5-6 миллиардов долларов
«У меня есть анализ, откуда к нам едут. На первом месте находится Молдова, на втором – Беларусь»
Падение гривни стало лучшей рекламой внутреннего туризма в Украине. Из-за дороговизны отдыха в тех же Египте и Турции в прошлом году украинцы начали отдыхать в родной стране. При этом в Украине до сих пор не рассматривают туризм как отрасль экономики, которая может принести стране миллиарды долларов и создать тысячи рабочих мест. Несмотря на опыт Израиля и Грузии, украинские власти уверены, что не нужно развивать туризм, когда в стране идет война. О том, сколько средств украинцы ежегодно вывозят заграницу, туристы из каких стране чаще всего едут к нам, и как Министерство экономики собирается рекламировать Украину заграницей за 39 миллионов гривень, в интервью FaceNews рассказала Анна Романова, народный депутат от «Самопомочи».
Анна, Вы популяризуете внутренний туризм в то время, как украинцам постоянно говорят о скорой возможности ездить в Европу без виз и важности евроинтеграции. Как оцениваете политику страны касательно развития туризма? С какими трудностями сталкиваетесь?
Трудностей много. Прежде всего, они связаны с пониманием того, что такое туристическая отрасль как таковая. Еще с советских времен ее никогда не воспринимали как отрасль экономики, которая может приносить деньги. Если мы говорим о развитии выездного туризма, то деньги будут вывозиться, и мы будем оздоровлять экономику стран Европы. Это нужно понимать.
Я не против безвизового режима, я понимаю, что безвизовый режим – это комфорт, возможность обучения, возможность большей имплементации в европейскую цивилизацию. Кроме того, безвизовый режим будет действовать только для туристов, не для людей, например, ищущих работу в Европе.
Что касается обретения европейских ценностей и комфорта граждан, которым теперь не придется собирать много справок, безвизовый режим – это плюс. Что касается экономики страны – это минус. Почему? Потому что деньги, которые граждане Украины могут потратить, отдыхая в Украине, они могут повезти в ту самую Польшу или другие страны Европы. Естественно, безвизовый режим нужен, но мы разделяем два этих понятия.
Что касается того, с какими трудностями я сталкиваюсь. Во-первых, непонимание туризма как сферы экономики, которая может привлечь в экономику страны миллиарды долларов, создать тысячи рабочих мест. Это мало кто понимает. Это мало понимают, условно, не просто обычные граждане Украины, но и некоторые чиновники.
Во-вторых, существование мифа о том, что не нужно развивать туризм, когда в стране идет война. Например, в Израиле, где существует постоянный военный конфликт, работает сильная государственная протекционистская политика относительно туризма. Если у нас на уровне государства этой политики еще нет, то там она есть, там выделяется достаточно много бюджетных денег для промоции Израиля в мире.
В Израиле туризм развивается даже не в целом, а развиваются подвиды туризма. Например, все мы знаем, что Израиль привлекает медицинским туризмом. Очень многие даже наши сограждане при наличии средств и возможностей хотят лечиться в Израиле. Кроме того, там отдельно развивают паломнический туризм. Многие люди мечтают побывать в святынях Израиля. Также Израиль развивает туризм, касающийся отдыха на побережье, можно сказать, пляжный туризм.
Что касается нас, то государственной протекционистской политики, чтобы украинцы изучали собственную страну, нет. Лучшей спонтанной протекционистской политикой, которой мы сами не хотели и не ожидали, но получили, стал курс гривни. Это стало лучшей протекционистской политикой украинского туризма, потому что курс сильно подскочил.
Людям стало дорого ехать отдыхать в те же Египет или Турцию, и отдых в сезон-2015 они начали проводить в родной стране, например, на побережье Черного моря на Херсонщине. Кто-то летом поехал в Карпаты и отметил, что летом там не хуже, чем зимой. При этом развиваются традиционные украинские курорты. Например, среди зимних курортов, кроме Буковели, развивается еще не менее десяти. Можно отметить и Драгобрат.
То есть, внутри нашей страны уже создается отдых для людей с разным финансовым состоянием. Если, например, нет финансовых возможностей поехать в Буковель, можно поехать в путешествие по родной области, ведь в каждой области Украины есть уникальные места, просто этим нужно поинтересоваться в том же интернете.
Сейчас появилось очень много интересных статьей а-ля «Десять самых интересных украинских сел, о которых вы не знали». Также было много инициатив, повысивших интерес к родной стране, типа «Подорожуй Україною». Многие люди, у которых есть финансовые возможности отдыхать заграницей, в этом году из патриотических чувств отдыхали в родной стране и остались довольны.
Исходя из этого, на основной миф государственной власти о туризме – не нужно развивать туризм, когда в стране война – мы сразу можем сказать: «А вот Израиль развивает. Грузия времен Саакашвили развивала». После конфликта с Россией, когда в Грузию зашли танки, можно было сказать, что количество туристов должно было снизиться. Но Михеил Саакашвили лично принимал участие в промоции страны, многие видели ролики на YouTube, когда он сам рекламировал Грузию. Кроме того, государство выделило значительную часть бюджетных средств на промоцию Грузии.
Эта тенденция сохраняется до сих пор. Даже нынешняя грузинская власть продолжает каждый год выделять около 10 миллионов долларов на промоцию Грузии в странах, откуда едут туристы, в той же самой Украине. Летом по телевизионным каналам мы постоянно видим рекламу «Отдыхай в Грузии, Батуми». Это не просто так, эту рекламу за бюджетные деньги заказывает правительство Грузии. Такой рекламы Украины мы не увидим нигде. Почему? Потому то бюджетные деньги на это, к сожалению, не выделяются.
Предусмотрены ли в Госбюджете-2016 деньги на развитие туризма?
В бюджете-2015 на это не было заложено ни копейки. Что касается бюджета-2016, то мы с инициативной группой активно требовали финансирования. В результате в принятом бюджете мы таки увидели строчку, что по Министерству экономического развития и торговли заложено 39 миллионов гривень для промоции, рекламы, участия в выставках, но мы до сих пор не понимаем, на какие мероприятия Министерство экономики заложило эти деньги. Поэтому я сразу отправила туда депутатский запрос, чтобы они расшифровали, на какие именно выставки предусмотрены деньги, дали график мероприятий того, на что они хотят потратить 39 миллионов гривень.
Деньги, в принципе, немалые. За эти средства, если их эффективно использовать, можно действительно прорекламировать Украину, ее туристический потенциал, тем более сейчас отдел туризма находится как раз в Министерстве экономического развития. Я жду ответа на этот запрос. Кроме того, отдельным пунктом я попросила, чтобы в эти 39 миллионов гривень включили самые известные мировые туристические выставки.
Президентская «Стратегия– 2020» предусматривает более шестидесяти реформ, в том числе, и программу развития туризма. Будет ли она, по Вашему мнению, реализована до 2020 года?
Ее можно реализовать, если на то будет политическая воля. В письмах мы постоянно что-то требуем и как раз опираемся на пункт «Стратегии-2020», связанный с туризмом.
Конечно, хотелось бы поддержки, потому что туризм, как никакая другая отрасль, связана с многими министерствами. Если не будет хороших дорог, туризм развиваться не будет.
Также необходима либерализация визового законодательства для туристов из других стран, ведь украинская виза – одна из самых дорогих в мире. Это во-первых. Во-вторых, ее достаточно сложно получить. Например, Катар – страна с одним из наивысших в мире уровней ВВП на душу населения, а у Украины – один из самых низких мире. Так вот, жители Катара, являющиеся в несколько десятков раз богаче украинцев, должны две недели ждать получения украинской визы. Вопрос – зачем гражданину одной из самых богатых стран мира ждать украинскую визу, при этом получая какой-то дискомфорт. Тут речь даже не стоимости, а в комфортности получения этой визы. То есть, туризм связан и с Министерством иностранных дел, где должны урегулировать эти вопросы.
Туризм также связан со сферой ЖКХ. Я недавно была в Польше, и польские коллеги одним из пунктов того, что не нравится польским и европейским туристам в Украине, назвали невероятное количество стихийных свалок, в том числе, в природных местах. Они сказали: «Знаете, мы были в ваших национальных заповедниках, парках, они просто загрязнены, у вас стихийные свалки, и нет ни одного мусороперерабатывающего завода. Это большой минус».
Кроме того, туризм связан с Министерством информации, потому что первой причиной, почему иностранцы сейчас не едут в Украину, является страх. Они думают, что Украина – это горячая точка, боятся ездить даже на Западную Украину. Поэтому Министерство информации должно доносить данные о том, что военный конфликт занимает не больше 7% территории Украины, а все остальное спокойно.
Практически нет ни одного министерства, которое не помогает в развитии туризма. Образование – ведь есть туризм, связанный с получением образования у нас в Украине. Медицина – медицинский туризм, являющийся один из шансов нашим клиникам как-то заработать. Многие главврачи постоянно задают вопрос: «Как нам выживать на эти копейки?». Развивайте медицинский туризм, у нас это «непаханое поле», особенно в таких сферах как гинекология, стоматология, репродуктивная медицина. У нас эти вещи гораздо дешевле, чем за границей. Можно работать с диаспорой, можно организовывать туры в Украину, как в последнее время это делает Турция. Там даже сделали специальный сайт о лечении в Турции на уровне государства, все это финансируется государством.
Также та же самая полиция на кого должна работать? На туриста, в том числе, чтобы показывать безопасность страны. Таможня также является одним из барьеров приезда к нам туристов, потому что говорят: «Да, вы, может быть, и стараетесь, но промо не поможет, если туриста будут держать на таможне, воспринимать как потенциального контрабандиста и обращаться с ним, как с преступником». Многие коллеги из европейских стран замечают, что пограничники и таможенники ведут себя очень нахально, скажем так, коррупция еще существует.
Исходя из этого, прежде всего, для выполнения этой стратегии, даже в случае существования отдельного туристического органа, нужна политическая воля на уровне премьер-министра, президента Украины, которые сделают это одной из основных стратегических целей и скоординируют работу остальных министерств и ведомств.
Можно ли провести примерную статистику, сколько украинских туристов выезжает заграницу и сколько иностранных, наоборот, едет к нам?
Эта статистика есть. Единственное, год только начался, я как раз буду ее брать в Нацбанке. Статистика несовершенная, потому что берут только данные таможенной службы, то есть, кто уехал, кто въехал. Это не совсем правильно, потому что нужна более подробная анкета, например, с какой целью. Туристом ведь считается человек, который пробыл в стране или месте пребывания больше 24 часов, но меньше полугода. Соответственно, многие приезжают, но не являются туристами.
Тем не менее, в наилучшие времена в Украину приезжало порядка 24 миллионов иностранных граждан. Потом был резкий спад, в 2014 году количество туристов уменьшилось в два раза, к нам приехало 13 миллионов. В этом году спад продолжается. У меня есть анализ, откуда к нам едут. На первом месте находится Молдова, на втором – Беларусь.
Украине очень важно переориентировать туристические рынки, потому что если к нам до сих пор приезжает больше туристов из таких стран как Россия... Хотя в случае с такими странами есть темпы снижения. Темп на повышение наблюдается с такими странами как Штаты и Израиль. Но в целом туристов из Штатов и Израиля все еще очень мало.
Соответственно, нам нужно продумать, как мы будем рекламировать Украину именно в тех целевых аудиториях, которые нам интересны, и как мы будем осуществлять с ними удобную логистику, то есть, авиаперелеты, железная дорога и все остальное.
Сколько денег украинские туристы вывозят заграницу?
Это миллиарды долларов. Согласно официальной статистике НБУ, иностранные туристы тратят в Украине порядка 6-7 миллиардов долларов. И около 5-6 миллиардов долларов украинцы вывозят за границу, то есть, оздоравливают экономику других стран.