Министерская рокировка. Почему бегут министры, назначенные по квоте БПП?
Почему министры, назначенные по квоте БПП, массово покидают свои кресла?
Кабинет министров Украины на данном этапе своего существования является центральной темой для обсуждения как СМИ, так и украинской общественности. И дело даже не в громкой отставке Абромавичуса. Она, является наглядной демонстрацией тех процессов, которые происходят в правительстве: скандальный проекта бюджета на 2016 год, конфликты Яценюка и Саакашвили с последующим переносом пунктов растаможки из Одессы и области. Ключевое событие - ротация министров правительства. Как говорит нам известная математическая аксиома: от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Именно в такой формулировке можно представить себе современный Кабмин.
На очередном заседании правительства в среду Арсений Петрович очень долго рассказывал о том, что после Революции Достоинства Верховная Рада Украины утверждала это правительство и он (премьер-министр) лично ставил подписи под каждой фамилией. «Один за всех и все за одного», - это иллюстрация 10-минутного выступления Яценюка.
Однако рокировки в правительстве уже случились. И по тенденции заметно, что получается довольно систематическая картина. В свое время (имеется в виду формирование правительства) БПП на правах большинства сумел пропихнуть в Кабинет министров солидное число своих членов: Абромавичуса, Пивоварского, Демчишина, Квиташвили и других. Лоббировал продвижение некоторых из них небезызвестный Игорь Кононенко, заместитель главы партии. А вот далее произошли внутренние конфликты, когда некоторые министры отказались принимать на работу навязанных и «утвержденных сверху» помощников.
А далее - замкнутый круг. Вечером 4 февраля четверо министров в экстренном порядке отозвали свои заявления. В их числе: министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, министр здравоохранения Александр Квиташвили и министр информационной политики Украины Юрий Стець. А вот Айварас Абромавичус отказался отозвать свое скандальное заявление.
Отставка Андрея Пивоварского
Первым в отставку подал Андрей Пивоварский, министр инфраструктуры Украины. В своем заявлении 11 декабря прошлого года он попросил коллег не рассчитывать на него в новом правительстве, которое приступит к работе в 2016 году. Основную причину политик сформулировал так: «Когда я приходил в министерство, для себя отвел один год жизни, который хотел потратить на служение государству. Об этом я договаривался со своей семьей. Эффективность своей работы я видел в создании команды. Считаю, это удалось сделать - была создана очень качественная команда», - сказал Пивоварский. Кроме того, министр указал на одну из основных проблем своей деятельности: «Критический момент - очень трудно управлять отраслью, где оборот почти 100 млрд грн, где полмиллиона человек, огромная ответственность, это очень трудно делать за 6000 гривен. Очень трудно мотивировать людей приходить с рынка в министерство на зарплату 5,4 тыс. грн. Это средняя зарплата по министерству и это самая низкая зарплата в Кабмине». Справедливой и логичной посчитал отставку Пивоварского и политолог Карасев: «Ушел с должности без каких-либо политических скандалов и громких разоблачений. А профессиональная ротация - это вообще ключевой принцип работы по-западному. Только для украинской политики это было и остается большой редкостью».
Отставка Александра Квиташвили
Не так гладко обстоят дела у министра здравоохранения Александра Квиташвили. Министерское кресло то и дело шатается под ним. Дошло до того, что он заявил о своей готовности уйти в отставку. Кстати, об отставке Квиташвили разговор зашел еще в июне прошлого года. Фигурировал в этом заявлении как раз Игорь Кононенко. Именно он заявил, что комитет по вопросам здравоохранения, который возглавляет представитель БПП Ольга Богомолец и большинство в котором составляют члены фракции, недоволен работой Квиташвили. «Наш внутренний аудит показал ... что ситуация, к сожалению, в Министерстве здравоохранения неуправляемая и очень много проблемных вопросов. Поэтому мы предлагаем коалиции рассмотреть, если мы уже ведем переговоры о ротации в правительстве, вопрос о должности министра здравоохранения и возможной ротации этого кандидата», - заявил Кононенко. Сам Квиташвили жаловался на то, что законопроекты для реформ в сфере медицины блокируются, а в условиях подобного противодействия работать невозможно. «Если комитет их (законопроекты – прим. авт.) не пропустит, то он не заинтересован в изменениях вообще. Это же не конкуренция идей. Если человека, которого поставила фракция Президента, хотят сместить, а он начинает дергаться, то это показывает миру больше, чем необходимо. На нас сейчас смотрит весь мир, мы просим у МВФ денег». В сентябре прошлого года Верховная Рада провалила голосование по отставке Квиташвили, а он, в свою очередь, гневно прокомментировал работу комитета по вопросам здравоохранения. Поддержал отставку министра и Михеил Саакашвили, который считает, что Украине нужен более агрессивный деятель, который жесткой рукой будет наводить порядки в МОЗ. В декабре Александр Квиташвили в очередной раз подтвердил свое желание уйти и факт, что заявление об отставке он не отзывал.
Отставка Айвараса Абромавичуса
А вот заявление об отставке Абромавичуса действительно вызвало резонанс. Без Кононенко и тут не обошлось. Только в этот раз Абромавичус рассказал о попытках Игоря Кононенко «пропихнуть» в министерство экономики своих людей, которые должны были по словам министра «занять места на денежных потоках». Ввиду отказа от таких назначений и появилось давление на министра со стороны замглавы БПП. «Саботаж и политическое давление начиналось в линейных министерствах. Я этого не видел, но чувствовал. Подают таких кандидатов, что уже ясно, что это не из этой оперы. Когда номинационный комитет с иностранцами в составе видел этих людей, они все голосовали против. Поэтому в конце года мы еще раз решили улучшить эту систему и приняли постановление №777. Мы убрали возможность инициирования конкурса линейным министерством по топ-60 компаниям и забрали эту функцию под министерство экономики. И, конечно же, привлекательность должности министра экономики сразу же выросла. Туда еще НАК Нафтогаз добавили в управление. Это же не так, что НАК Нафтогаз решили из Министерства топлива и энергетики передать кому попало. Впереди реформы в НАК Нафтогаз идет EБРР (Европейский банк реконструкции и развития), который дал большущий кредит. Поэтому EБРР, который знает кто здесь и чем занимается, сказал (передать НАК Нафтогаз в управление) только в Министерство экономики. После чего привлекательность и важность должности министра экономики выросла до поднебесья. Это вылилось в начале этого года в желание порулить этими потоками. Давление сумасшедшее. Я решил в этом не участвовать», - заявил Абрамовичус в интервью. Кроме того, министр экономики рассказал о ситуациях с Электротяжмашем и Объединенным горно-химическим заводом (ОГХК), где все продается через фирмы-прокладки. Более того, он ратовал за снятие с должности главы ОГХК Руслана Журила. По слухам, за ОГХК стоит Николай Мартыненко (бывший нардеп фракции Народный фронт, соратник премьер-министра Арсения Яценюка). «Я же за руку его не держал. Я в СБУ не работаю, у меня нет такого материала, но СМИ говорят, это так. Товарищ из Электротяжмаша зацепился за кресло и путем подкупа судов и других пытается там восстановиться. Если бы он получил команду от более влиятельных людей, чем я, его бы давно там уже и близко не было», - резюмировал Абрамовичус. Министр также заявил, что Кононенко пытается влиять на Укрхимтрансамиак, Госвнешинформ, предприятия порошковой металлургии, Нацагентство по аккредитации Украины, а помогает ему нардеп БПП Геннадий Чекита.
Министерство Владимира Демчишина – под вопросом
Самым интересным выглядит сейчас шатающееся кресло министра энергетики Владимира Демчишина. Количество компромата, которое наработал на себя политик, заставляет удивляться, как он вообще до сих пор сохранил место министра. Еще в 2014 году СБУ едва не завело на него дело, в связи с закупкой в Украину российской энергетики. По своей сути, подписав контракт, Демчишин на уровне правительства признал российскую оккупацию Крыма, согласившись на формулировку Крымского полуострова как «субъекта Российской Федерации». Как минимум этот шаг должен был стоить министру должности. Кроме того, в контракт имел пункт об обеспечении 100% электроэнергией оккупированного Крыма и Донбасса. Еще один интересный факт – в контракте указан облюбованный россиянами пункт «бери или плати». Ну и напоследок, поставки украинского электричества в оккупированный Крым осуществляются по цене на 15% ниже, чем раньше, к тому же в случае перебоев с электричеством на полуострове Украина должна платить штрафы. А в январе текущего года Демчишин назначил исполняющим обязанности главы государственного предприятия «Полтавское управление геофизических работ» Владимира Гладуна, который уже руководил предприятием при предыдущей власти, а сейчас проходит по криминальному делу по растрате госимущества. Кроме того, вышеназванный чиновник долгое время был членом «Партии регионов». Последнее, в чем обвинили министра энергетики – закупка угля из оккупированного Донбасса под видом угля из ЮАР у приближенных к Виктору Медведчуку людей. На заседании Кабмина Демчишин эту информацию, естественно, опроверг. После стольких скандалов становится непонятным, как же он сохранил свое кресло. Однако, есть интересный момент. Демчишин является приближенным Валерии Гонтаревой – главы Нацбанка. По данным СМИ, нынешний министр работает со своим патроном уже более 10 лет. Кроме того, Демчишин пользуется личным доверием президента Порошенко.
Квота БПП на свободные министерские кресла
В то время как министры приходят и уходят, в БПП уже формируют новые списки назначений. Игорь Кононенко огласил список новых кандидатов на должности в Кабинете министров. Так, нардепа от БПП Тараса Кутового предлагают назначить на должность министра аграрной политики и продовольствия, нардепа от БПП и гендиректора ЗАО «Фармацевтическая фирма Дарница» Глеба Загория - на министра экологии и природных ресурсов, нардепа БПП Ольгу Белькову - на вице-премьера по евроинтеграции, заместителя главы Администрации президента Виталия Ковальчука - на первого вице-премьер-министра, экс-заместителя председателя Киевской облгосадминистрации Павла Рябикина - на министра инфраструктуры, нардепа БПП Алексея Гончаренко - министра здравоохранения, актера и экс-министра культуры времен Майдана Евгения Нищука - на министра культуры, нардепа от БПП Александра Спиваковского - на министра образования и науки. Но эту информацию опроверг на своей странице в Facebook Сергей Лещенко: «Я не знаю, на какой фракции господин Кононенко обсуждал фамилии Ковальчука, Рябикина и Тодурова на должности в правительстве. Но заявляю как все еще член фракции БПП - эти кандидатуры на БПП не обсуждались. Никаких решений не выносилось. Встречи в узком кругу на Банковой или в спортклубе «5 элемент» - это еще не заседание фракции», - заявил он.
Пока что ротации в Кабмине не выглядят чем-то действительно согласованным и рационально взвешенным. Такие действия больше похожи на попытки впопыхах заткнуть щели досками на тонущем корабле. Постоянная ротация состава всегда должна подвергаться логике и выработанной стратегии, когда приходящие люди должны развивать прогресс предшественников, а не разгребать оставленный ими хаос.